+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahvospitatelya.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Развитие художественного образа, созданного "языком" живописи

Автор: Третьякова Екатерина Анатольевна

Изобразительное искусство в дошкольном отделении помогает детям развивать навыки художественного воспитания, закреплять цветоразличительные способности зрения и развивать связную речь. Поэтому свою педагогическую деятельность на занятиях по изобразительному искусству организую с цветом по направлениям: цвет и выражение, цвет и творчество, цвет и навык. Как педагог помогаю детям вырабатывать так называемые сенсорные эталоны в области цвета.

Процесс познания и формирования образа проходит по двум путям. Первый путь – творческий. Он формируется на основе сенсорных эталонов. В них образ обогащается, что обеспечивается и духовное развитие, и творческий рост человека.

Второй путь – утилитарный. При нем наступает слепота к миру, все воспринимается как уже известное, знакомое, не заслуживающее внимания.

Все созданные мною наглядные пособия по цвету выполняют роль своеобразного эмоционального раздражителя, способствующего активной работе разума и  чувства. Детям дошкольного возраста всегда нужны ключи к познанию и  восприятию мира, те образные представления, которые раскрывают свойства цвета как художественного средства выражения.

Первая попытка привести видимые цвета в систему принадлежала И. Ньютону. Его цветовая система – цветовой круг, составленный из красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового (помните:  каждый охотник должен знать, где сидит фазан).

Он выбрал семь цветов потому, что верил в пифагорское представление о единых числовых законах мировой гармонии. Семь цветов спектра он сопоставил с семью тонами музыкальной гаммы.

Можно легко выбрать три цвета, смягчающие которых дает все или почти все цвета цветового круга. Такой цветовой триадой принято считать – красный, зеленый, синий.

Таким образом, в представлениях ученого – два основных цвета: желтый - синий; свет-тень; сила-слабость; добро-зло. Равновесное смешение синего и желтого порождает зеленый цвет, а равновесное соединение красного и фиолетового создает пурпурный, самый совершенный из всех цветов.

Зеленый  и пурпурный образуют новый контраст, глубокую гармонию, завершая цветовой круг. Цвет для Гете активен и пассивен, горяч и холоден, характеризует близь и даль.

На занятиях изобразительного искусства систематически напоминаю детям о теплых и холодных цветах. Теплота или холод цвета есть желтому или синему. Это своего рода движение в горизонтальных направлениях, причем, при теплой краске движение на этой  горизонтальной  плоскости направлено к зрителю, а при холодной краске – на удаление от него.

Вторым большим контрастом является различие между белой и черной – красками, которые образуют другую пару четырех главных звучаний – светлому или темному звучанию.

Второго рода движение желтого и синего, усиливающее первый большой контраст, есть их эксцентрическое или концетрическое движение. Если нарисовать два круга (один желтый, другой синий), сосредоточиться на них, то можно заметить, что желтый круг излучает, приобретает движение от центра и почти видимо приближается к человеку, тогда как синий круг приобретает концентрическое движение (подобно улитке, заползающей в свою раковину) и удаляется от человека.

Кроме цветового круга были предприняты другие попытки систематизировать цвета. В школах Японии действует цветовая система «Ирроритай». На ее основе Институт цветоведения разработал систему на 240 цветов.

Во время организации НОД волшебные краски представляю перед детьми в виде маленьких веселых человечков-волшебников, которые могут творить чудеса, смешиваясь друг с другом и образуя новые оттенки. Краски с удовольствием играют на плоскости палитры, и, если внимательно рассмотреть смещение, можно объяснить происхождение любого цвета самому ребенку.

Каждая краска – человечек имеет свое лицо и свой характер. Краски – девочки одеты в платьица, а краски – мальчики – в рубашки и шорты.

К такому рассмотрению цветовой гаммы добавляю систематическую работу по развитию связной речи, что способствует успешному развитию навыка художественного восприятия мира.

Зрительное впечатление от цвета дает возможность предложить дошкольникам следующие виды заданий:

1.     Почему деревья и трава зеленые?

2.     Где живут краски?

3.     Какого цвета твой папа (мама, бабушка, дедушка, друг)?

4.     Как живет желтый (синий, красный) цвет?

5.     Сочини сказку «Путаница» (о чуде смешения красок).

6.     В гостях у синего человечка.

7.     Как выглядит теплая комната?

8.     Какой цвет у доброты?

9.     Какую музыку исполняет красный цвет?

10.                        Как работают краски у художников?

Художники изображают зеленый лес, который осенью начинает светиться золотом. Они выбирают краски влажно – зеленые и влажно – желтоватые, чтобы заметнее были на холсте сырость земли, влажность осеннего воздуха. Влага исчезает, а красота остается. Самыми звучными желтыми красками написаны деревья. Сколько оттенков желтого и оранжевого! Кажется, всю красоту и теплоту солнечного света вобрали в себя осенние деревья. Развитие у детей образного видения эстетического восприятия способствует обогащению речи образными средствами, поиску наиболее выразительных форм, пристальнее всматриваться в окружающее. Восхищение красотой осени на картинах непременно поможет ребенку заметить и красоту в природе. Они любуются листьями, травами, сравнивают их по форме, размеру, цвету. Как потрудилась матушка – природа, повторяя многократную форму листа, но разукрасив их по разному. В народе говорят: на дереве лист на лист не приходится.

Природа – это тайна, которую никогда не разгадать. Ни одного дня нет одинакового, ни одного листика, природа бесконечна. Разнообразие форм цветов, оттенков – все в природе, - писал М. М. Пришвин. К такому осознанию ее (природы) приходят дети через восприятие прекрасного.