Использование палочек Кюизенера для развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста
Автор: Волостных Светлана Александровна
Развитие интеллектуальных способностей детей
дошкольного возраста
посредством использования палочек Кюизенера
Только то, в человеке прочно и надежно,
что всосалось в природу его в первую пору жизни.
Я. А. Коменский
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Это социальный заказ общества.
Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелегок, а учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, мы должны помнить, что главная форма организации – игра, а основной метод развития – проблемно – поисковой.
Существует множество разнообразных методик, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Одним из эффективных методик являются «цветные палочки» Кюизенера, которые дают возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития мыслительные умения.
Что же представляют собой «цветные палочки» Кюизенера? Это набор, содержащий 241 палочку, каждая палочка представляет собой прямоугольный параллелепипед с поперечным сечением, равным 1 кв. см. в наборе содержатся палочки десяти цветов.
Палочки различных цветов имеют разную длину – от 1 до 10 см. каждая палочка – это число, выраженное цветами величиной, то есть длиной в сантиметрах. Близкие друг другу по цвету палочки объединяются в одно «семейство» или класс. Подбор палочек в одно «семейство» происходит не случайно, а связан с определенным соотношением по величине.
Например, в «семейство красных» входят числа кратные двум, «семейство синих» состоит из чисел, кратных трем, числа, кратные пяти, обозначены оттенками желтого цвета. Кубик белого цвета - целое число, раз укладывается по длине любой палочки.
Основные особенности этого дидактического материала – абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки Кюизенера в наибольшей степени отвечают монографическому методу обучения числу и счету.
Числовые фигуры, количественный состав числа из единиц и меньших чисел – это неизменные атрибуты монографического метода, как, впрочем, и идея автодидактизма, оказались весьма созвучными современной дидактике детского сада.
Палочки легко вписываются сейчас в систему предматематической подготовки детей к школе, как одна из современных технологий обучения. Они являются одновременно орудиями профессионального труда педагога и инструментами учебно–познавательной деятельности ребенка.
Велика их роль в реализации принципа наглядности, представлении сложных абстрактных математических понятий в доступной малышам форме, в овладении способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений.
Палочки Кюизенера, как дидактическое средство в полной мере соответствует специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного.
В мышлении ребенка отражается, прежде всего, то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии.
Возникновение математических представлений, как результат практических действий детей с предметами, выполнение разнообразных практических операций, служащих основой для умственных действий, выработка навыков счета, измерения, вычислений создают предпосылки для общего умственного и математического развития детей.
С математической точки зрения, палочки – это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации.
Цвет и величина, моделирование числа, подводит детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка как результат его самостоятельной практической деятельности. Использование «чисел в цвете» позволяет развивать у детей представление о числе на основе счета и измерения.
К выводу, что число появляется в результате счета и измерения, дети приходят на базе практической деятельности. Как известно, именно такое представление о числе является наиболее полноценным.
С помощью цветных палочек детей легко подвести к осознанию соотношений «больше-меньше», «больше-меньше на…», познакомить с транзитивностью как свойством отношений, научить делить целое на части и измерять объекты, показать им простейшие виды функциональной зависимости, поупражнять их в запоминании числа из единиц и двух меньших чисел, помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления, организовать работу по усвоению таких понятий, как: «левее», «правее», «длиннее», «короче», «между», «каждый», «какой-нибудь», «быть одного и того же цвета», «иметь одинаковую длину».
С помощью палочек Кюизенера можно познакомить детей еще в детском саду с арифметической прогрессией, готовя их к изучению алгебры. Особенности структуры игр и упражнений позволяют по-разному варьировать возможность их использования на различных этапах обучения.
Работать с детьми, заниматься с ними, развивать и обучать, возможно, только в системе и на основе личностно – ориентированной модели общения, предполагающей наличие между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнерства.
Палочки Кьюзинера можно предлагать детям с трех лет для выполнения наиболее простых упражнений. Наиболее эффективными являются индивидуальные и групповые формы работы. Изредка можно использовать и фронтальную работу со всеми детьми.
Упражнения предлагаются детям в игровой форме, это основной метод обучения, позволяющий наиболее эффективно использовать палочки. Занятия с палочками надо проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными.
Лучше всего сближать во времени или одновременно давать упражнения на усвоение взаимосвязанных и противоположных понятий и отношений.
Использование палочек Кюизенера можно поделить на следующие этапы: игры с детьми 3 – 5 лет и игры с детьми 5 – 7 лет. Первый этап - игры с детьми 3 – 5 лет.
Второй этап 5 – 7 лет. Задачи по развитию математических представлений с детьми 5 – 7 лет:
формирование представлений о составе числа из единиц и из двух меньших,
знакомство с образованием чисел в пределах 10 и на основе измерения и цвета,
формирование у детей умения различать количественный и порядковый счет,
отвечать на вопросы: «Какой? Сколько?»,
закреплять умения делить целое на равные части, умения измерять с помощью условной мерки,
формирование представлений об изменчивости пространственных отношений,
закрепление умения обозначать словами месторасположение предметов в пространстве,
развитие математических действий с помощью палочек Кюизенера,
Перед нами, педагогами, стоит задача чрезвычайной важности: развивая умственные способности детей, логическое мышление, умение рассуждать, отстаивать свое мнение, способность логично и обстоятельно выдвигать свои идеи, стремиться к тому, чтобы каждый ребенок в дальнейшем мог стать интересным, грамотным человеком, личностью.
И это требует того, чтобы мы, воспитатели были инициативными, думающими, любящими детей людьми, способными на творческий подход в работе.
Игры и упражнения с палочками воспитывают у детей настойчивость, целеустремленность, силу воли; положительно влияют на саморазвитие ребенка, его самостоятельность, самоорганизацию, самовыражение, самоконтроль.
Литература:
Л. Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?» Игры и упражнения по обучению математике детей 5 – 7 лет/ М.: Издательство ГНОМ, 2013.
З. А. Михайлова, Е. А. Носова, А. А. Столяр, М. Н. Полякова «Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста» Изд. «Детство – Пресс», 2008.
З. А. Михайлова, Е. А. Носова «Логико – математическое развитие дошкольников» Изд. «Детство – Пресс», 2013.
Е. В. Михеева «Новые подходы к организации логико-математического развития детей дошкольного возраста» журнал «Детский сад: теория и практика» № 1, 2012.
В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Для работы с детьми 3 – 7 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2013.
Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников» методическое пособие. – СПб: «Акцидент», 1997.
Е. Н. Панова «Дидактические игры – занятия в ДОУ» Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.
Г. А. Репина «Математическое развитие дошкольников» современные направления. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
М. Ю. Стожарова, Михалева С. Г. «Формы организации математической деятельности детей старшего дошкольного возраста» журнал «Детский сад: теория и практика» № 1, 2012.