Сотрудничество педагогов и родителей в условиях ДОУ" (обобщение опыта работы.)
Автор: Зайцева Людмила Юрьевна
Данный материал раскрывает опыт работы воспитателя детского сада с семьями воспитанников. Родители являются активными участниками образовательного процесса, они имеют право знать, как развивается ребёнок, какого его здоровье и эмоциональное самочувствие. В свою очередь сотрудники детского сада также должны иметь как можно более полные сведения о семьях воспитанниках, соблюдая принцип дифференцированного подхода. В публикации рассказывается о формах работы, которые помогают родителям ближе познакомиться с педагогами, между собой, чувствовать себя членами одного коллектива и начать успешно взаимодействовать.
«Сотрудничество педагогов и родителей
в условиях ДОУ»
(обобщение опыта работы.)
Перед современными педагогами поставлены целевые ориентира, которые предполагают открытость и тесное сотрудничество с родителями воспитанников. Поскольку родители являются активными участниками образовательного процесса, они имеют право знать, как развивается ребёнок, какого его здоровье и эмоциональное самочувствие. Кроме того, родители должны быть в курсе о предоставляемых в дошкольном учреждении образовательных услугах, о реализуемых программах, о том, в каких условиях находится их ребёнок.
В свою очередь сотрудники детского сада также должны иметь как можно более полные сведения о семьях воспитанниках, соблюдая принцип дифференцированного подхода. Изучая семьи дошкольников, педагоги должны обращать внимание на запросы родителей и степенью их заинтересованности деятельностью детского сада, учитывать социальный статус, микроклимат семьи и индивидуальные особенности ребёнка.
Необходимо отметить сравнительно высокий уровень информированности родителей по вопросам воспитания детей, широкий доступ к методической литературе из области педагогики. Однако на практике родители испытывают трудности в воспитании детей в связи отсутствием опыта и неумением применить методы, приёмы и информацию, полученную через интернет.
Поэтому во взаимодействии педагогов и родителей можно создать наилучшие условия для полноценного развития ребёнка.
Важной задачей взаимодействия детского сада и семьи является распространение среди родителей педагогических знаний, ежедневная помощь в вопросах воспитания, а также пропаганда педагогического опыта. Сотрудничество педагогов и родителей должно строится на взаимном доверии, единстве требований, понимании нужд и интересов ребёнка, в укреплении авторитета родителей в детском саду и педагога в семье.
Для повышения качества работы в данном направлении мы применяем разнообразные формы общения с родителями, цель которых – обогатить их педагогическими знаниями.
Обобщая опыт работы, мы пришли к выводу, что для установления доверительных взаимоотношений, взаимодействия педагогов и семьи можно использовать как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с родителями.
Одну из форм работы мы назвали «Собираем резюме». Она включает в себя сбор информации о ребёнке и его семье. После получения согласия от родителей на обработку персональных данных, мы собираем сведения о составе семьи, об индивидуальных особенностях малыша, о его предпочтениях в еде, способов кормления и укладывания на дневной сон. Для получения данной информации мы используем анкетирование, индивидуальные беседы, наблюдение за ребёнком в течение дня, посещение семьи (по необходимости). Одной из целей данной формы работы является выявление запросов родителей. Полученные сведения позволяют определить пробелы в педагогических знаниях.
Следующую форму работы мы назвали - «Рассылаем резюме», цель которой – информирование родителей. Сюда входят различные способы донесения до родителей необходимой информации. Это могут быть рекламные проспекты услуг и программ, реализуемых в дошкольном учреждении, информационные бюллетени об общей концепции детского сада, о сотрудниках, работающих с детьми, распорядке дня, об организованной образовательной деятельности с детьми, о меню, антропометрические данные и т.д.
Мы стремимся к тому, чтобы сделать родителей активными участниками воспитательно- образовательных отношений. Нас привлекают такие формы работы как мастер-класс, творческая мастерская, круглый стол. На этих семейных вечерах родители могут поделиться решением некоторых вопросов по семейному воспитанию, опытом по изготовлению игрушек, поделок, пособий для игр, соревноваться в приготовлении различных блюд (рецепты, дегустация), обменяться сочинёнными сказками.
Мы стараемся включать родителей в организованную образовательную деятельность и прогулки.
Родителям интересно, как занимаются их дети во время организованной образовательной деятельности. С этой целью мы организуем посещение открытых занятий. Занятие может быть организовано как для одного человека, так и для группы родителей. Будучи либо зрителями, либо участниками такого занятия, родители могут со стороны наблюдать за своими детьми, за степенью их активности во время организованной образовательной деятельности. Это прекрасная возможность взять для себя что-то новое для занятия со своим ребёнком дома.
На родительских собраниях они также имеют возможность увидеть степень заинтересованности детьми во время организованной образовательной деятельности. Мы предлагаем к просмотру видеозаписи с фрагментами занятий по образовательным областям.
Родители помогают нам организовывать экскурсии по городу, к достопримечательностям, в музеи, на предприятия, где сами они работают. Таким образом, мы наглядно познакомились с профессиями пожарного, продавца, парикмахера, учителя, инструктора по фитнесу, швеи.
Хорошо зарекомендовала себя такая форма прогулок, как «Экскурсии выходного дня». По рекомендации воспитателей, родители организуют для своих детей прогулки-экскурсии по городу. Родителям предлагается доступный для детей материал (например, признаки осени) с которым желательно познакомить ребят во время прогулки (например, в парк).
Для закрепления полученных знаний родители могут поиграть с детьми в дидактические игры («С какого дерева листок?», «Найди листок нужного цвета», «Бывает-не бывает?»),
речевые игры «Опиши, мы отгадаем», «Назови ласково», «Подбери признак», подвижные игры «Кто быстрее до дерева добежит», «Кружатся листочки», «Улетают – не улетают».
Помимо тематических совместных прогулок, проводится спортивно-оздоровительные прогулки: зимой – катание с горок, на коньках, на лыжах, прогулки по зимнему парку. Летом – походы в лес, катание на велосипеде, купание.
Итогом этих экскурсий являются фотовыставки, рассказы детей, рисунки, обмен впечатлениями.
Совместно с родителями мы готовим утренники, развлечения праздники. Родители, в зависимости от таланта, возможностей и желаний, оказывают помощь в изготовлении декораций, атрибутов, костюмов. Они исполняют некоторые роли в инсценировках, участвуют во флэш-мобах, аккомпанируют, танцуют, играют вместе с детьми.
Ярко и интересно прошёл в нашей группе «День Матери». Воспитателями было организовано интервьюирование детей «Какая моя мама?», которое в виде видео презентации было представлено на празднике. На концерте звучали поздравления, проводились различные конкурсы, игры с участием мам. После мероприятия родители, дети и педагоги отправились на чаепитие, которое проходило по принципу «Шведский стол». Все торты, пирожки, конфеты были приготовлены руками наших мам. Перед дегустацией блюд родители немного рассказали о своих кулинарных шедеврах. А затем дети подходили к общему столу и выбирали, чем бы они хотели угостить своих мам.
Такие формы работы помогают родителям ближе познакомиться с педагогами, между собой, чувствовать себя членами одного коллектива и начать успешно взаимодействовать.