Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе "Порядковый счёт
Автор: Середина Олеся Сергеевна
Лексическая тема: "Профессии".
Цель: объяснить детям значение порядковых числительных и закреплять навыкипорядкового счёта в пределах 10; показать, что для определенияпорядкового места предмета имеет значение направление счёта; учить располагать предметы в указанном порядке и определять пространственные отношения: "между", "перед", "за".
Демонстрационный материал: 10 вагончиков со съемными номерами, 10 проводников.
Раздаточный материал: 10 вагончиков с номерами, 10 самолётов с номерами.
Ход занятия
Организационный момент
Игра "Назови имя".
Воспитатель: "Кто стоит между Ваней и Машей? Кто стоит перед Олей? Кто стоит за Сашей?
Основная часть
Игра "Вагоны"
На столе у каждого ребёнка вагончик с номером от 1 до 10.
Воспитатель загадывает загадку:
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились
И помчались в путь далёк,
Лишь оставили дымок.
Воспитатель: О чём эта загадка? (О вагонах).
- Составляем поезд. У каждого вагона есть порядковый номер.
- Кто за кем должен встать? (На первом месте вагон номер один, затем вагоны номер два... номер десять).
Дети берут в руки вагончики и встают так, чтобы были видны номера вагонов.
- Это поезд? (Нет, это ряд вагонов)
- Что нужно, чтобы получился поезд? (Нужен паровоз)
Один ребёнок изображает паровоз - он встаёт в начале "поезда". Построчное чтение стихотворения с одновременным выполнением соответствующих действий детьми.
Воспитатель: "Братцы в гости снарядились". Снарядиться - значит запастись необходимым.
- Что необходимо для вагона? (Номер). Дети поднимают вагончики с номерами на уровень груди. Друг за друга уцепились (дети правой рукой берут друг друга за талию). И помчались в путь далёк. Мчаться - значит двигаться очень быстро; путь далёк - значит двигаться на большое расстояние. Лишь оставили дымок. Поезд уже прошёл, а на этом месте ещё виден дымок паровоза. Затем, пробегая мимо доски, каждый ребёнок ставит вагон на доску (начиная от первого вагона по порядку от 1 до 10)
Работа с демонстрационным материалом
Воспитатель: "Кто ведёт поезд? (Машинист)"
- Как называются люди, которые едут в поезде? (Пассажиры)
- Как называется профессия человека, который сопровождает вагон с пассажирами? (Проводник)
- Сколько проводников должно быть в нашем поезде? (Десять) (Выставляются фигурки проводников)
- Сколько проводников должно быть в нашем поезде? (Десять). Выставляются фигурки проводников.
- По сколько вагонов и проводников? (По десять).
- Как сказать по-другому? (Столько же, одинаково, поровну)
- В каждом вагонеесть проводник? (В каждом)
- Как это проверить? (Дети выполняют действие: к каждому вагону приставляется проводник).
Игра "Назови порядковый номер"
Воспитатель показывает на вагон, например, с номером 6.
- Назовите номер вагона. (Это вагон номер шесть.)
- Как сказать по-другому? (Это шестой вагон)
- В каком вагоне работает проводник?
- В котором по счёту вагоне работает этот проводник? (Это проводник работает в шестом вагоне)
- Между какими вагонами находится этот вагон? (Между пятым и седьмым).
- Перед каким вагоном стоит вагон номер шесть? (Перед седьмым)
- После какого вагона стоит этот вагон? (После пятого) Номера вагонов снимают.
Вывод: один и тот же вагон может иметь разные порядковые номера в зависимости от направления счёта.
Аналогичная работа с другими номерами вагонов.
Физминутка
Игра "Вагончики". На столе стоят 10 вагончиков с номерами от 1 до 10. На полу мелом написаны цифры от 1 до 10. Каждый ребёнок по команде: "Поезд" должен взять вагончик, рассмотреть его номер и встать на нужное место.
Работа с раздаточным материалом
Игра "Я - лётчик". У каждого ребёнка самолёт с номеролм от 1ё до 10. Речь ребёнка: "Я - лётчик седьмого самолёта. Передо мной летит шестой самолёт. За мной - восьмой спамолёт. Мой самолёт летит между шестым и восьмым самолётами.
Работа в тетради.
Итог занятия.