Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Всюду Осень золотая
Автор: Братченя Вера Николаевна
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.
Тема: «Всюду Осень золотая»
Подготовила воспитатель МБДОУ №319 города Донецка ДНР
Братченя Вера Николаевна
Цель: 1. Продолжить знакомить детей с особенностями сезонных изменений в природе, развивать познавательный интерес к природе.
2. Совершенствовать у воспитанников грамматическую правильность речи.
3. Обогащать словарь детей, учить их логично и последовательно строить рассказы.
4. Учить детей любоваться природой и любить осень.
Оборудование: осенние листья разных деревьев, рисунки или слайды «Ранняя осень», «Золотая осень», «Поздняя осень, аудиоаппаратура
Ход занятия:
Воспитатель читает детям рассказ
И. Соколов-Микитов
Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна красно-жёлтых клёнов и осин. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы.
Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виден.
Тихо в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина ещё слышнее.
Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Хорошо в осеннем цветистом лесу... Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нём.
Воспитатель ставит детям вопросы по тексту рассказа.
О каком времени года идет речь в этом рассказе?
Какие деревья упоминаются в нем?
Что происходит осенью с деревьями кленами, осинами, березами??
Что тянется от дерева к дереву?
Какой воздух в осеннем лесу?
Какую птичку можно еще услышать там?
Что грустное, печальное слышится и видится в осеннем лесу?
Воспитатель продолжает читать произведения по теме.
И. Бунин
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной.
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой.
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют.
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой.
Вступает в пёстрый терем свой…
Воспитатель. Дети, чем вам нравиться осень? На что похожа ее природа и явления? Какие у осени любимые краски? Что происходит осенью с природой? Какие изменения происходят в жизни людей? Назовите осенние месяцы. Какая пора времени года приходит вслед за осенью? Расскажите, какая осень? Какая погода осенью?
Дидактическая игра «Поговорим о погоде»
Дети подбирают соответствующие прилагательные к предложенным воспитателем изречениям.
Если идет дождь - погода (дождливая), если сильный ветер (ветреная), если очень холодно и сыро погода – (холодная, сырая), небо все укрыто тучами - погода (пасмурная, мрачная). Но вот выглянуло солнышко и стало тепло. Значит - погода (солнечная, теплая), на небе ни тучки – погода (ясная). На дворе осень – погода (осенняя).
Дидактическая игра «Какой это листок?»
Воспитатель раскладывает перед детьми осенние листочки, которые воспитанники собрали во время прогулки.
Воспитатель ставит детям вопросы:
Что происходит осенью с листьями? (Желтеют, сохнут)
Листья, каких деревьев меняют цвет? (Листья клена, дуба, березы, тополя, рябины, липы).
Лист клена, как называется? (Кленовый)
Воспитатель побуждает детей называть аналогично листья березы, тополя, рябины, дуба, вербы и т.д.
Потом детям предлагается рассказать, какими были листочки летом, какими они стали осенью. (Летом все листочки были зелеными, а осенью стали разноцветными). Дети называют цвета разных листочков.
Дидактическая игра «Так или не так?»
Воспитатель предлагает детям послушать несколько предложений, и сказать, что в них не соответствует действительности.
Осенью можно купаться в речке, загорать на пляже. Так это или не так? Почему? (Неправильно. Купаться осенью, уже холодно, солнце плохо греет). Осенью все распускается и цветет. Поют в лесу птицы. Так или не так? Почему? (Неправильно. Осенью растения вянут, а птицы улетают в теплые края). Осенью идут холодные дожди, люди собирают урожай в саду, огороде, звери и птицы делают запасы на зиму. Так это или не так? Почему? (Правильно, осенью все готовятся к зиме). Осенью люди одевают футболки, шорты и сарафаны, на ноги обувают босоножки. Так ли не так? Почему? (Неправильно. Осенью одеваются теплее и обувают ботинки или сапоги). Осенью погода ясная, солнечная, теплая. Так или не так? Почему?(Неправильно. Осенью часто идет дождь). Осень – чудесная пора года. Так или не так? Почему? (Правильно. Осень – очень красивая и богатая на урожай пора).
Физкультминутка
В сопровождении русской народной мелодии дети выполняют музыкально-ритмичные движения «Переменный шаг»
У нас малыши не унывают, резво весело шагают.
Дидактическая игра «Продолжи мысль»
Дети ложатся животом на ковер. Воспитатель начинает предложения, дети придумывают их окончания:
Я люблю осень, потому что ….. Осень - грустная пора года, потому что … Я сегодня не пойду гулять, потому что … Дети, надевают куртки, резиновые сапоги, берут на прогулку зонтики, потому что… Осень красивая пора года, потому что… Я люблю осень, потому что…. Осень называют вечером года, потому что… Птицы осенью улетают в теплые края, потому что… Деревья осенью сбрасывают листья, потому что…
Воспитатель читает стихотворение по теме
В. Степанов
Заглянула осень в сад —
Птицы улетели.
За окном с утра шуршат
Желтые метели.
Под ногами первый лед
Крошится, ломается.
Воробей в саду вздохнет,
А запеть —
Стесняется.
Осень М. Ивенсен
Падают, падают листья —
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Птицы на юг улетают —
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
В руки возьмем по корзинке,
В лес за грибами пойдем,
Пахнут пеньки и тропинки
Вкусным осенним грибом.
Физкультминутка
Воспитатель просит детей представить, что их ручки – это листочки на деревьях. Вдруг подул холодный осенний ветер, сорвал хрупкие листочки, и полетели они осенними просторами …
Включается музыка. Дети кружатся под музыкальное сопровождение, «руки-листочки» то взлетают, то опускаются.
Воспитатель собирает детей за «круглым столом». На доске – две иллюстрации на тему «Осенний лес»: «Ранняя осень», «Золотая осень», «Поздняя осень».
Воспитатель предлагает детям сложить рассказ по рисункам. Возможно объединение детей в две группы: одна группа составляет рассказ по первым рисункам, другая – по другим. Можно усложнить детям задание: предложить сложить сравнительный рассказ-характеристику обоих рисунков. Занятие заканчивается.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.
Тема: «Всюду Осень золотая»
Подготовила воспитатель МБДОУ №319 города Донецка ДНР
Братченя Вера Николаевна
Цель: 1. Продолжить знакомить детей с особенностями сезонных изменений в природе, развивать познавательный интерес к природе.
2. Совершенствовать у воспитанников грамматическую правильность речи.
3. Обогащать словарь детей, учить их логично и последовательно строить рассказы.
4. Учить детей любоваться природой и любить осень.
Оборудование: осенние листья разных деревьев, рисунки или слайды «Ранняя осень», «Золотая осень», «Поздняя осень, аудиоаппаратура
Ход занятия:
Воспитатель читает детям рассказ
И. Соколов-Микитов
Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна красно-жёлтых клёнов и осин. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы.
Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виден.
Тихо в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина ещё слышнее.
Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Хорошо в осеннем цветистом лесу... Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нём.
Воспитатель ставит детям вопросы по тексту рассказа.
О каком времени года идет речь в этом рассказе?
Какие деревья упоминаются в нем?
Что происходит осенью с деревьями кленами, осинами, березами??
Что тянется от дерева к дереву?
Какой воздух в осеннем лесу?
Какую птичку можно еще услышать там?
Что грустное, печальное слышится и видится в осеннем лесу?
Воспитатель продолжает читать произведения по теме.
И. Бунин
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной.
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой.
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют.
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой.
Вступает в пёстрый терем свой…
Воспитатель. Дети, чем вам нравиться осень? На что похожа ее природа и явления? Какие у осени любимые краски? Что происходит осенью с природой? Какие изменения происходят в жизни людей? Назовите осенние месяцы. Какая пора времени года приходит вслед за осенью? Расскажите, какая осень? Какая погода осенью?
Дидактическая игра «Поговорим о погоде»
Дети подбирают соответствующие прилагательные к предложенным воспитателем изречениям.
Если идет дождь - погода (дождливая), если сильный ветер (ветреная), если очень холодно и сыро погода – (холодная, сырая), небо все укрыто тучами - погода (пасмурная, мрачная). Но вот выглянуло солнышко и стало тепло. Значит - погода (солнечная, теплая), на небе ни тучки – погода (ясная). На дворе осень – погода (осенняя).
Дидактическая игра «Какой это листок?»
Воспитатель раскладывает перед детьми осенние листочки, которые воспитанники собрали во время прогулки.
Воспитатель ставит детям вопросы:
Что происходит осенью с листьями? (Желтеют, сохнут)
Листья, каких деревьев меняют цвет? (Листья клена, дуба, березы, тополя, рябины, липы).
Лист клена, как называется? (Кленовый)
Воспитатель побуждает детей называть аналогично листья березы, тополя, рябины, дуба, вербы и т.д.
Потом детям предлагается рассказать, какими были листочки летом, какими они стали осенью. (Летом все листочки были зелеными, а осенью стали разноцветными). Дети называют цвета разных листочков.
Дидактическая игра «Так или не так?»
Воспитатель предлагает детям послушать несколько предложений, и сказать, что в них не соответствует действительности.
Осенью можно купаться в речке, загорать на пляже. Так это или не так? Почему? (Неправильно. Купаться осенью, уже холодно, солнце плохо греет). Осенью все распускается и цветет. Поют в лесу птицы. Так или не так? Почему? (Неправильно. Осенью растения вянут, а птицы улетают в теплые края). Осенью идут холодные дожди, люди собирают урожай в саду, огороде, звери и птицы делают запасы на зиму. Так это или не так? Почему? (Правильно, осенью все готовятся к зиме). Осенью люди одевают футболки, шорты и сарафаны, на ноги обувают босоножки. Так ли не так? Почему? (Неправильно. Осенью одеваются теплее и обувают ботинки или сапоги). Осенью погода ясная, солнечная, теплая. Так или не так? Почему?(Неправильно. Осенью часто идет дождь). Осень – чудесная пора года. Так или не так? Почему? (Правильно. Осень – очень красивая и богатая на урожай пора).
Физкультминутка
В сопровождении русской народной мелодии дети выполняют музыкально-ритмичные движения «Переменный шаг»
У нас малыши не унывают, резво весело шагают.
Дидактическая игра «Продолжи мысль»
Дети ложатся животом на ковер. Воспитатель начинает предложения, дети придумывают их окончания:
Я люблю осень, потому что ….. Осень - грустная пора года, потому что … Я сегодня не пойду гулять, потому что … Дети, надевают куртки, резиновые сапоги, берут на прогулку зонтики, потому что… Осень красивая пора года, потому что… Я люблю осень, потому что…. Осень называют вечером года, потому что… Птицы осенью улетают в теплые края, потому что… Деревья осенью сбрасывают листья, потому что…
Воспитатель читает стихотворение по теме
В. Степанов
Заглянула осень в сад —
Птицы улетели.
За окном с утра шуршат
Желтые метели.
Под ногами первый лед
Крошится, ломается.
Воробей в саду вздохнет,