+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahvospitatelya.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Всюду Осень золотая

Автор: Братченя Вера Николаевна

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.

Тема: «Всюду Осень золотая»

Подготовила воспитатель МБДОУ №319 города Донецка ДНР

 Братченя Вера Николаевна

Цель: 1. Продолжить знакомить детей с особенностями сезонных изменений в природе, развивать познавательный интерес к природе.

2. Совершенствовать у воспитанников грамматическую правильность речи.

3. Обогащать словарь детей, учить их логично и последовательно строить рассказы.

4. Учить детей любоваться природой и любить осень.

Оборудование: осенние листья разных деревьев, рисунки или слайды «Ранняя осень», «Золотая осень», «Поздняя осень, аудиоаппаратура

Ход занятия:

Воспитатель читает детям рассказ

И. Соколов-Микитов

Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна красно-жёлтых клёнов и осин. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы.

Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виден.

Тихо в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина ещё слышнее.

Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Хорошо в осеннем цветистом лесу... Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нём.

Воспитатель ставит детям вопросы по тексту рассказа.

О каком времени года идет речь в этом рассказе?

Какие деревья упоминаются в нем?

Что происходит осенью с деревьями кленами, осинами, березами??

Что тянется от дерева к дереву?

Какой воздух в осеннем лесу?

Какую птичку можно еще услышать там?

Что грустное, печальное слышится и видится в осеннем лесу?

Воспитатель продолжает читать произведения по теме.

И. Бунин

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной.
Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой.
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют.
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой.
Вступает в пёстрый терем свой…

Воспитатель. Дети, чем вам нравиться осень? На что похожа ее природа и явления? Какие у осени любимые краски? Что происходит осенью с природой? Какие изменения происходят в жизни людей? Назовите осенние месяцы. Какая пора времени года приходит вслед за осенью? Расскажите, какая осень? Какая погода осенью?

Дидактическая игра «Поговорим о погоде»

Дети подбирают соответствующие прилагательные к предложенным воспитателем изречениям.

Если идет дождь - погода (дождливая), если сильный ветер (ветреная), если очень холодно и сыро погода – (холодная, сырая), небо все укрыто тучами - погода (пасмурная, мрачная). Но вот выглянуло солнышко и стало тепло. Значит - погода (солнечная, теплая), на небе ни тучки – погода (ясная). На дворе осень – погода (осенняя).

Дидактическая игра «Какой это листок?»

Воспитатель раскладывает перед детьми осенние листочки, которые воспитанники собрали во время прогулки.

Воспитатель ставит детям вопросы:

Что происходит осенью с листьями? (Желтеют, сохнут)

Листья, каких деревьев меняют цвет? (Листья клена, дуба, березы, тополя, рябины, липы).

Лист клена, как называется? (Кленовый)

Воспитатель побуждает детей называть аналогично листья березы, тополя, рябины, дуба, вербы и т.д.

     Потом детям предлагается рассказать, какими были листочки летом, какими они стали осенью. (Летом все листочки были зелеными, а осенью стали разноцветными). Дети называют цвета разных листочков.

Дидактическая игра «Так или не так?»

Воспитатель предлагает детям послушать несколько предложений, и сказать, что в них не соответствует действительности.

Осенью можно купаться в речке, загорать на пляже. Так это или не так? Почему? (Неправильно. Купаться осенью, уже холодно, солнце плохо греет).    Осенью все распускается и цветет. Поют в лесу птицы. Так или не так? Почему? (Неправильно. Осенью растения вянут, а птицы улетают в теплые края).                                                                                                                                               Осенью идут холодные дожди, люди собирают урожай в саду, огороде, звери и птицы делают запасы на зиму. Так это или не так? Почему? (Правильно, осенью все готовятся к зиме).                                                                                                                                  Осенью люди одевают футболки, шорты и сарафаны, на ноги обувают босоножки. Так ли не так? Почему? (Неправильно. Осенью одеваются теплее и обувают ботинки или сапоги).                                                                                                                                                                                Осенью погода ясная, солнечная, теплая. Так или не так? Почему?(Неправильно. Осенью часто идет дождь).                                                                         Осень – чудесная пора года. Так или не так? Почему? (Правильно. Осень – очень красивая и богатая на урожай пора).

Физкультминутка

В сопровождении русской народной мелодии дети выполняют музыкально-ритмичные движения «Переменный шаг»

У нас малыши не унывают,                                                                                                            резво весело шагают.

Дидактическая игра «Продолжи мысль»

Дети ложатся животом на ковер. Воспитатель начинает предложения, дети придумывают их окончания:

Я люблю осень, потому что …..                                                                                      Осень - грустная пора года, потому что …                                                                                 Я сегодня не пойду гулять, потому что …                                                                                         Дети, надевают куртки, резиновые сапоги, берут на прогулку зонтики, потому что…                                                                                                                                                                                                     Осень красивая пора года, потому что…                                                                                                             Я люблю осень, потому что….                                                                                                                       Осень называют вечером года, потому что…                                                                                             Птицы осенью улетают в теплые края, потому что…                                                                Деревья осенью сбрасывают листья, потому что…     

Воспитатель читает стихотворение по теме

    В. Степанов                                                                                                                                                                                                                                           

     Заглянула осень в сад —

Птицы улетели.

За окном с утра шуршат

Желтые метели.

Под ногами первый лед

Крошится, ломается.

Воробей в саду вздохнет,

А запеть —

Стесняется.

 

Осень М. Ивенсен

     Падают, падают листья —

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетают —

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

В руки возьмем по корзинке,

В лес за грибами пойдем,

Пахнут пеньки и тропинки

Вкусным осенним грибом.

 

Физкультминутка

 

Воспитатель просит детей представить, что их ручки – это листочки на деревьях. Вдруг подул холодный осенний ветер, сорвал хрупкие листочки, и полетели они осенними просторами …

Включается музыка. Дети кружатся под музыкальное сопровождение, «руки-листочки» то взлетают, то опускаются.

Воспитатель собирает детей за «круглым столом». На доске – две иллюстрации на тему «Осенний лес»: «Ранняя осень», «Золотая осень», «Поздняя осень».

Воспитатель предлагает детям сложить рассказ по рисункам. Возможно объединение детей в две группы: одна группа составляет рассказ по первым рисункам, другая – по другим. Можно усложнить детям задание: предложить сложить сравнительный рассказ-характеристику обоих рисунков.                           Занятие заканчивается.

 

 Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.

Тема: «Всюду Осень золотая»

Подготовила воспитатель МБДОУ №319 города Донецка ДНР

 Братченя Вера Николаевна

Цель: 1. Продолжить знакомить детей с особенностями сезонных изменений в природе, развивать познавательный интерес к природе.

2. Совершенствовать у воспитанников грамматическую правильность речи.

3. Обогащать словарь детей, учить их логично и последовательно строить рассказы.

4. Учить детей любоваться природой и любить осень.

Оборудование: осенние листья разных деревьев, рисунки или слайды «Ранняя осень», «Золотая осень», «Поздняя осень, аудиоаппаратура

Ход занятия:

Воспитатель читает детям рассказ

И. Соколов-Микитов

Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна красно-жёлтых клёнов и осин. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы.

Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виден.

Тихо в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина ещё слышнее.

Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Хорошо в осеннем цветистом лесу... Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нём.

Воспитатель ставит детям вопросы по тексту рассказа.

О каком времени года идет речь в этом рассказе?

Какие деревья упоминаются в нем?

Что происходит осенью с деревьями кленами, осинами, березами??

Что тянется от дерева к дереву?

Какой воздух в осеннем лесу?

Какую птичку можно еще услышать там?

Что грустное, печальное слышится и видится в осеннем лесу?

Воспитатель продолжает читать произведения по теме.

И. Бунин

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной.
Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой.
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют.
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой.
Вступает в пёстрый терем свой…

Воспитатель. Дети, чем вам нравиться осень? На что похожа ее природа и явления? Какие у осени любимые краски? Что происходит осенью с природой? Какие изменения происходят в жизни людей? Назовите осенние месяцы. Какая пора времени года приходит вслед за осенью? Расскажите, какая осень? Какая погода осенью?

Дидактическая игра «Поговорим о погоде»

Дети подбирают соответствующие прилагательные к предложенным воспитателем изречениям.

Если идет дождь - погода (дождливая), если сильный ветер (ветреная), если очень холодно и сыро погода – (холодная, сырая), небо все укрыто тучами - погода (пасмурная, мрачная). Но вот выглянуло солнышко и стало тепло. Значит - погода (солнечная, теплая), на небе ни тучки – погода (ясная). На дворе осень – погода (осенняя).

Дидактическая игра «Какой это листок?»

Воспитатель раскладывает перед детьми осенние листочки, которые воспитанники собрали во время прогулки.

Воспитатель ставит детям вопросы:

Что происходит осенью с листьями? (Желтеют, сохнут)

Листья, каких деревьев меняют цвет? (Листья клена, дуба, березы, тополя, рябины, липы).

Лист клена, как называется? (Кленовый)

Воспитатель побуждает детей называть аналогично листья березы, тополя, рябины, дуба, вербы и т.д.

     Потом детям предлагается рассказать, какими были листочки летом, какими они стали осенью. (Летом все листочки были зелеными, а осенью стали разноцветными). Дети называют цвета разных листочков.

Дидактическая игра «Так или не так?»

Воспитатель предлагает детям послушать несколько предложений, и сказать, что в них не соответствует действительности.

Осенью можно купаться в речке, загорать на пляже. Так это или не так? Почему? (Неправильно. Купаться осенью, уже холодно, солнце плохо греет).    Осенью все распускается и цветет. Поют в лесу птицы. Так или не так? Почему? (Неправильно. Осенью растения вянут, а птицы улетают в теплые края).                                                                                                                                               Осенью идут холодные дожди, люди собирают урожай в саду, огороде, звери и птицы делают запасы на зиму. Так это или не так? Почему? (Правильно, осенью все готовятся к зиме).                                                                                                                                  Осенью люди одевают футболки, шорты и сарафаны, на ноги обувают босоножки. Так ли не так? Почему? (Неправильно. Осенью одеваются теплее и обувают ботинки или сапоги).                                                                                                                                                                                Осенью погода ясная, солнечная, теплая. Так или не так? Почему?(Неправильно. Осенью часто идет дождь).                                                                         Осень – чудесная пора года. Так или не так? Почему? (Правильно. Осень – очень красивая и богатая на урожай пора).

Физкультминутка

В сопровождении русской народной мелодии дети выполняют музыкально-ритмичные движения «Переменный шаг»

У нас малыши не унывают,                                                                                                            резво весело шагают.

Дидактическая игра «Продолжи мысль»

Дети ложатся животом на ковер. Воспитатель начинает предложения, дети придумывают их окончания:

Я люблю осень, потому что …..                                                                                      Осень - грустная пора года, потому что …                                                                                 Я сегодня не пойду гулять, потому что …                                                                                         Дети, надевают куртки, резиновые сапоги, берут на прогулку зонтики, потому что…                                                                                                                                                                                                     Осень красивая пора года, потому что…                                                                                                             Я люблю осень, потому что….                                                                                                                       Осень называют вечером года, потому что…                                                                                             Птицы осенью улетают в теплые края, потому что…                                                                Деревья осенью сбрасывают листья, потому что…     

Воспитатель читает стихотворение по теме

    В. Степанов                                                                                                                                                                                                                                           

     Заглянула осень в сад —

Птицы улетели.

За окном с утра шуршат

Желтые метели.

Под ногами первый лед

Крошится, ломается.

Воробей в саду вздохнет,

Скачать публикацию