+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahvospitatelya.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Конспект логопедического занятия "Одежда. Относительные и притяжательные прилагательные

Автор: Свердлова Галина Владимировна

 

ООД. Логопедическое занятие  для детей подготовительной группы с ТНР.

 

Тема: Одежда. Относительные и притяжательные прилагательные.

 

Цель:  развитие грамматического строя и связной речи, умения составлять и анализировать предложение.

 

Задачи: (образовательные) продолжать учить составлять и распространять предложения, (развивающие) активизировать и наполнять  словарь  прилагательных., развивать грамматический строй (упражнять в правильном образовании относи-тельных и притяжательных прилагательных) и связную речь (составлять описательный рассказ), (нравственные) учить отвечать на занятии самому и слушать других, не перебивая,(коррекционные ) формировать структуру слов 9 типа (трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом), развивать артикуляционную и пальчиковую моторику.

 

Оборудование: 1. Разные картинки с изображением одежды, обуви, гол. Уборов,2. лото «Хочу всё знать» (карты и карточки одежды из хлопка и шерсти), 3. одежда детей из хлопка (майка, пижама, футболка) и шерсти (шапка, свитер, носок) – всего 1-3 вещи.

 

 

 

Ход занятия.

 

1.Оргмомент. Лексика. Назовите одежду, не повторяясь, и присядьте на стулья.

 

Пальчиковая гимнастика. Чтобы одежда долга радовала нас, она должна быть чистой. Покажем, действиями стирку. -«Стирка» (показывать действия)

 

   Мы бельё стирали,

 

В речке полоскали,

 

Выжали, повесили,

 

   То-то стало весело!

 

 

 

2. Введение в тему. Сегодня продолжим разговор об одежде и будем подбирать к одежде подходящие слова – признаки.

 

(На доске одежда из п.1) Отберите только осеннюю одежду  и назовите, про что говорят

 

            осеннЯЯ (шапка, юбка, кофта)…осеннИЙ…(шарф, комбинезон, костюм)

 

осеннЕЕ (платье, пальто)…осеннИЕ (штаны, колготки, носки)

 

 

 

 3. Объяснение нового материала. Грамматический строй. Словообразование. Теперь поговорим из  каких МАТЕРИАЛОВ делают одежду и КАКАЯ получается – придумаем слова - признаки .(Используется лото «Хочу всё знать» - карточки из ХЛОПКА и ШЕРСТИ.)

 

Логопед показывает большие карты и рассказывает, что одежду изготавливают из ХЛОПКА, тогда её называют ХЛОПОВАЯ одежда, и из ШЕРСТИ – ШЕРСТЯНАЯ одежда, и предлагает детям отобрать соответствующую одежду и назвать её, четко проговаривая слова – признаки. Дети кладут маленькие картинки и проговаривают  слова:

 

 ШЕРСТЯНАЯ шапка, ШЕРСТЯНОЙ свитер, ШЕРСТЯНОЕ одеяло, ШЕРСТЯНЫЕ НОСКИ  и ХЛОПКОВОЕ полотенце, ХЛОПКОВАЯ МАЙКА, ХЛОПКОВЫЙ ХЛОПКОВЫЕ нитки .

 

 

 

4. Игра «Образуй слова» - образование относительных прилагательных  9типа слоговой структуры – 3сложные слова с закрытым слогом)

 

                        А теперь придумаем новые слова-признаки, которые расскажут какие получатся вещи из других материалов

 

: поясок из байки…передник из шелка…купальник из ситца…пиджачок из замши…

 

 

 

5.ФКМ с мячом «Чей, чья, чьё» - образование притяжательных прилагательных. Логопед бросает мяч, говоря (шапка Оли - чья шапка?), а ребенок ловит и возвращает, отвечая (Олина шапка). Аналогично: Носок Пети, майка Маши, шорты Вити, шарф  Насти…

 

6. Связная речь. Описание 1 предмета детской предмета.

 

Предложить описать одежду по устному плану, используя названные на занятии признаки: чья это вещь, какая она, какие детали у неё есть. Предметы достаются из мешка по1 и составляются описания .

 

Образец: это Олина шапка. Она осенняя, шерстяная, красная. У неё есть белые горошки и помпон. Это Вовин носок. Он хлопковый. Носок серый с синими полосками, а с боку мяч.

 

7. Итог. О чем говорили на занятии? Какие слова придумывали? Что нового сегодня  узнали?