Интеграция ИКТ и здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе ДОУ
Автор: Стрелкова Наталья Леонидовна
Слайд 1
«Интеграция ИКТ и здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ». Стрелкова Наталья Леонидовна
Слайд 2 Опыт рождается непросто:
Порой – с наивного вопроса,
Порой – со странного ответа.
Он долго зреет в тайне где-то…
Когда сомнений нет уж боле –
Он вырывается на волю,
Нам отдает себя на милость:
Смотрите! Вот что-то получилось…
Слайд 3
Актуальность. Здоровьесберегающие технологии с применением ИКТ способствуют воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей. Способствует снижению заболеваемости, повышению уровня физической подготовленности, сформированности осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.
Слайд 4 Под интеграцией в педагогическом процессе исследователи понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей.
Этот процесс может проходить как в рамках уже сложившейся системы, так в рамках новой системы.
Слайд 5 Актуальность использования информационных технологий в современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий в качестве средства обучения и воспитания
Слайд 6 Цель: Повысить профессиональную квалификацию по вопросу современных здоровьесберегающих и ИКТ технологий
Задачи:
• Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу;
• Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов здоровьесбережения и ИКТ;
• Направлять жизнедеятельность детей в группе на сохранение и укрепление здоровья при использовании ИКТ;
• Организовать работу по взаимодействию с родителями по профилактике различных заболеваний через использование ИКТ.
Слайд 7
Во ФГОС говорится: ИКТ – это инструмент реализации ФГОС.
§ Здоровьесберегающие образовательные технологии также являются обязательным условием внедрения ФГОС.
Слайд 8 Из требований к профессии «воспитатель» по ФГОС: ИКТ компетенции педагогов позволяет:
• повысить престиж учреждения в глазах родителей, общественности
• повысить профессиональный уровень педагогов
• улучшить качество образовательной деятельности в ДОУ
Слайд 9
Что же такое
ИКТ - технологии это процесс использования совокупности средств и методов сбора, обработки и передачи информации
Здоровьесберегающие технологии это технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровью детей
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 1 2
Современные информационные технологии все плотнее входят в жизнь, так как дошкольное образовательное учреждение как носитель культуры и знаний не может оставаться в стороне. Речь идёт об использовании информационно – коммуникативных технологий (ИКТ) педагогами для повышения эффективности образовательного процесса.
Средства информационно – коммуникативных технологий в нашем детском саду: компьютер, ноутбук, мультимедийный проектор, экран, принтер, видеокамера, фотоаппарат
Слайд 13 Области применения ИКТ педагогами ДОУ: Ведение документации. Методическая работа, повышение квалификации педагога. Воспитательно-образовательный процесс . Взаимодействие педагога с родителями
Слайд 14 Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к совместной организованной деятельности в детском саду - это создание мультимедийных презентаций. А английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил».
Выделяют 2 вида занятий с использованием ИКТ. На таком занятии используется только один компьютер в качестве ―электронной доски‖.
1. Занятие с мультимедийной поддержкой.
2. Занятие с компьютерной поддержкой. Чаще всего такие занятия проводятся с использованием игровых обучающих программ. На таком занятии используется несколько компьютеров, планшетов, за которыми работают несколько воспитанников одновременно.
Слайд 15 Существующие на рынке обучающие программы для дошкольного возраста можно классифицировать следующим образом: 1. Игры для развития памяти, воображения, мышления и др. 2. "Говорящие" словари иностранных языков с хорошей анимацией. 3. АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков. 8 4. Игры-путешествия, "бродилки". 5. Простейшие программы по обучение чтению, математике и др.
Использование таких программ позволяет не только обогащать знания, использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, но и повышать креативность ребенка; умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению; использование творческих и режиссерских игр создает дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности; индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно.
Слайд 16. Использование компьютера для ведения документации. Компьютер может оказывать неоценимую услугу воспитателям и родителям по составлению всевозможных планов мероприятий с помощью программ-организаторов, вести индивидуальный дневник ребенка, записывать различные данные о нем, результаты тестов, выстраивать графики, в целом отслеживать динамику развития ребѐнка. Это можно сделать и вручную, но временные затраты несопоставимы
Слайд 17 Подбор сайтов, интерактивных игр для занятий с детьми
Слайд 18 Формы организации здоровьесберегающей работы с использованием ИКТ
Слайд 19 Применение ИКТ в ООД: В своей работе я использую ИКТ для проведении физминуток, пальчиковых гимнастик, гимнастик для глаз, динамических пауз. Прежде всего, это эмоциональный настрой на предстоящую деятельность детей. Например. На фоне слайда (природа, отрывок из любимого мультфильма), в сопровождении музыки:
- «Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу.
- Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе.
- Глубоко вдохните и выдохните…
- Выдохните вчерашнюю обиду, злобу, забудьте о них,
- Вдохните свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей.
- Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу».
Слайд 20 Технологии музыкального воздействия, релаксация
Слайд 21 Ретуальная педагогика - ненавязчивая, но упорная целенаправленная работа по созданию внутри отдельного небольшого детского коллектива неких ежедневных обычаев и обрядов, необязательных к выполнению, но интересных и приятных для детей. Именно с помощью этих обрядов, зачастую выполняемых в игровой форме, и решаются педагогические задачи - причём решаются самими детьми, участвующими в ритуале, без вмешательства извне, зачастую неосознанно! Роль педагога сводится к правильному формированию направленности ритуала, чтобы каждый ритуал решал определённые задачи .
Утренние ритуалы: улыбка при встрече, ласковые касания друг друга, пожелания добра и счастья всем людям на земле (можно хором, когда дети уже организованы к проведению занятия - перед его началом), чтение стихов, считалки, загадки. Похлопать ладошками над головой, разбудить солнышко, поздороваться с ним. Хороводы, физические упражнения в кругу (желательно на улице до завтрака)
Во время прогулок: игры-поддержки - кто-то упал, расстроился или устал все должны подойти, погладить, шепнуть ласковое слово.
Дневной сон: перед сном - чтение стихов и сказок, пробуждение - с улыбкой.
Слайд 22 В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всѐ это может обеспечить нам компьютерная техника с еѐ мультимедийными возможностями. Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребѐнком они не могут и не должны
Слайд 23 Важно соблюдать условия для сбережения здоровья ребенка:
1. Детям пяти - семилетнего возраста можно "общаться" с компьютером не более 10-15 минут в день 3-4 раза в неделю.
2. Желательно, чтобы монитор был жидкокристаллическим или плазменным.
3. Нужно включать в занятия игры, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.
4. Регулярно проводить гимнастику для глаз: во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1, 5-2 мин. на несколько секунд, так же важна и смена деятельности во время занятия.
5 Для проведения фронтальных занятий мы используем мультимедийный проектор, расстояние от экрана до стульев на которых сидят дети 2 - 2, 5 метра. Для поддержания оптимального микроклимата, предупреждения накопления статическогоэлектричества и ухудшения химического и ионного состава воздуха необходимо: проветриваниекабинета до и после занятий и влажная уборка — протирка столов и экранов дисплеев до и после занятий, протирка полов после занятий.
Слайд 24 При условии грамотного использования, ИКТ станут для педагогов ДОУ помощниками в воспитательно-образовательном процессе и деле здоровьесбережения детей .
«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым»
Слайд 25
Использование современных технологий, в частности Интернет-сайта позволяет на порядок повысить эффективность общения педагогов и родителей. Оперативные сведения новостной колонки, подробная информация о жизни дошкольного учреждения, возможность общаться с помощью электронной почты и гостевой книги – все это помогает сделать отношения более доверительными, вовлечь родителей в жизнь детского сада, сделать их полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса. При проведении родительских собраний, использование мультимедийного оборудования позволяет представить вниманию родителей видеоролики и фильм о жизни детей в детском саду, презентации о правильном питании, о подготовке детей к обучению в школе
Слайд 26 Практический выход: Накоплена медиатека презентаций, видеофрагментов, мультфильмов по темам календарного планирования Выступление перед педагогами с презентацией
Слайд 27 Вывод: Здоровьесберегающие технологии с использованием ИКТ в дошкольном учреждении имеет огромное значение в процессе оптимизации двигательной активности, способствует разностороннему развитию, укреплению здоровья детей и овладению навыками самооздоровления. Поэтому в ДОУ необходим поиск, изучение и внедрение эффективных технологий и методик оздоровления.
Слайд 28 И в завершении я предлагаю вам помедитировать (проводится под спокойную музыку). Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит: «тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца.
А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем Добрый день!
Слайд 28 Спасибо за внимание!