Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей с нарушением зрения 6-7 лет "Наши помощники" (ОО Познавательное развитие)
Автор: Шкляева Ольга Владимировна,
Конспект непосредственной образовательной деятельности
Образовательной области «Познавательное развитие»
для детей с нарушением зрения 6-7 лет
Тема: «Наши помощники»
Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию направлена на усвоения детьми знаний о значении рук в жизни человека и их уникальных функциональных возможностей.
Цель: Обогащение и уточнение представлений детей о возможностях и значении рук в жизни человека.
Задачи:
- Формировать навык тактильно - осязательного обследования предметов;
- Развивать зрительное восприятие;
- Закреплять навык согласованности движения «глаз - рука»;
- Упражнять в умении делать простейшие умозаключения по результатам исследования и схематично их изображать;
- Расширить кругозор детей и словарный запас;
Виды детской деятельности: продуктивная, познавательно-исследовательская, двигательная, коммуникативная
Планируемые результаты освоения содержания образовательной деятельности: ребенок обогатит свои знания о том, что могут руки человека и поймет важность деятельности рук в жизни человека; научиться тактильному обследованию предметов; делать простейшие исследования и по их результатам делать выводы, составлять схематическое изображение при использовании символов.
Материалы: карточки с изображением деятельности рук: домашние дела, спорт и отдых, работа в огороде; перфокарты с изображением профессии и соответствующего инструмента; три коробочки одного размера, но разные по весу; «чудесный мешочек» с набором геометрических фигур, резиновых игрушек и мягких игрушек; два чайника с водой разной температуры (холодный и теплый); знаки-символы деятельности и умений рук, выявленных в ходе образовательной деятельности, фотография памятника, под названием «Памятник рукам, аплодисменты» интернет-материал (www.sunhome.ru).
Ход: Ребята, я хочу вам показать один необычный памятник. А, что это за памятник, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Две сестрички-невелички
Есть у каждого из нас,
Нам в работе помогают
И ласкать не забывают.
Что это такое? (ответы детей)
А правы вы или нет, мы сейчас узнаем. Внимание на экран (показывается фото «Памятник рукам, аплодисменты»).
- Что это за памятник?
- Да, конечно, вы оказались правы, это памятник рукам человека.
- А, как вы думаете, почему автор решил посвятить свою работу обычным рукам, которые есть у каждого человека, в том числе и у нас с вами? (ответы детей).
-Да, из ваших ответов уже понятно, что руки человеку очень нужны, не зря их еще называют самыми главными нашими помощниками. А, что нам помогают делать руки, сейчас это и будем выяснять и попробуем наглядно представить на схеме.
(в центре схемы располагается изображение рук, от них идут стрелки, на концы которых будут располагаться знаки-символы)
Педагог размещает на схеме знак с изображением дома с приусадебным участком и детской площадкой.
- Ребята, а как вы думаете, что обозначает этот знак?
- Да, правильно. Расскажите, а как руки нам помогают и дома, и в огороде, и на детской площадке. Чтобы вам было интересней, предлагаю разделиться на три команды.
(педагог делит детей на команды, и каждая команда будет выбирать нужные ей карточки)
Команда №1 – карточки с изображением деятельности рук в домашних условиях;
Команда №2 – карточки с изображением выполнением работы руками в огороде;
Команда №3 – карточки с изображением деятельности рук в игре и спорте.
(дети выполняют задание и затем комментируют свой выбор)
- Да, ребята, ваши ответы доказывают, что руки и дома, и в огороде, и даже на отдыхе нам очень нужны.
- Но люди не только бывают дома и отдыхают, они ведь еще что делают? (ходят на работу).
- Да, взрослые люди еще и работают. А работу выполняют не просто руками, а часто при этом пользуются специальными приборами и инструментами.
-Какие это инструменты и кому они помогают в работе, мы узнаем, если вы заполните перфокарты – стрелочками соедините инструмент с нужной профессией.
(дети выполняют задание и затем комментируют свои варианты)
- Какой знак мы должны разместить, чтобы показать, что руки помогают овладеть различными профессиями? (педагог предлагает ребенку выбрать нужный знак с изображением какого-либо инструмента и разместить его на схеме).
- Ребята, а вы знаете, что руки человека могут не только владеть инструментами и приборами, но и сами быть разнообразными приборами?
Сейчас, мы в этом убедимся.
(педагог с детьми подходит к столам, на которых каждому ребенку предлагается три одинаковых коробочки под номерами 1,2,3)
Перед вами три коробочки под номерами 1,2,3. При помощи рук определите вес каждой коробочки и на стол с изображением перышка поставьте самую легкую коробку, а самую тяжелую поставьте на стол с изображением гири.
(дети выполняют задание, по окончании исследования предлагается проверить результат – сверить номера, посмотреть содержимое коробочек и выбрать знак, который показывает, что руками можно определить вес предмета)
-А сейчас я хочу обратить ваше внимание на то, что на каждой руке есть 5 пальцев и каждый пальчик имеет свое название, давайте, вспомним как они называются.
(проводится пальчиковая гимнастика «Пальчик толстый и большой…»http://shkola7gnomov.ru)
(Педагог обращает внимание на схему)
- Но ведь это не все возможности наших рук. Предлагаю поиграть в игру «Чудесный мешочек». Команда №1 находит и достает из мешочка геометрические фигуры, давайте вспомним какие формы вы знаете.
Команда №2 – резиновые предметы, команда «№3 – меховые игрушки
-Какой можно сделать вывод, после этой игры?
(педагог после ответов детей подытоживает: руками можно определить форму, материал и качество предмета)
-Выберите нужный знак и разместите на схеме.
- А сейчас, я вам предлагаю провести еще одно исследование. Обратите внимание, на столе стоят два чайника под номерами №1 и 2, потрогайте их руками, что вы можете сказать? (чайник №1 –холодный, №2 –теплый).
- Значит какой можно сделать вывод? (руками можно определить температуру). Способность рук чувствовать тепло, холод, боль, прикосновение называется осязанием, давайте вместе проговорим это новое слово.
- Выберите данный знак и разместите на схеме.
- Давайте, теперь глядя на схему подытожим чем помогают человеку руки?
(комфортно жить, выполнять работы по дому, на даче, отдыхать; овладеть профессией; определить вес предметов; определить температуру предмета; определить форму, материал и поверхность предмета).
-Вот что умеют наши руки!
- И еще об одной удивительной возможности рук, мне хочется вам рассказать, внимание на экран.
(показывается видео фрагмент рассказывание сказки на жестовом языке, http://bestyoutube24.ru/video/ педагог комментирует)
- Людям, которые не слышат и не могут говорить, руки помогают общаться.
Также и здоровым людям руки помогают выразить теплоту, ласку, заботу и я думаю вы это сейчас с удовольствием продемонстрируйте. Покажите, как вы по-доброму относитесь друг к другу.
(дети друг друга похлопывают по плечу, обнимают, гладят и т.д.)
- Давайте, проверим, как можно понять друг друга без слов. Определите, что это означает?
(педагог показывает руками общепринятые жесты: «до свидания», «все хорошо», «не все хорошо», «привет», «воздушный поцелуй», «мы вместе», «я тебя люблю».)
Детям предлагается найти нужный знак и размести его на схеме.
(детям предлагается для просмотра видео ролик «Нам нужны с тобою руки» http://m.androidmafia.ru/video/Zx5RfZ62RGI
- Вот, какие замечательные помощники есть у нас с вами и поэтому их нужно беречь и заботиться о них. А как заботится о руках, мы побеседуем в следующий раз.