Опыт работы "Формирование экологической грамотности у детей и родителей средствами изобразительной деятельности
Автор: Кононова Татьяна Викторовна
«Формирование экологической грамотности у детей и родителей средствами изобразительной деятельности»
Цель: активизация и обогащение умений родителей по экологическому воспитанию дошкольников в рамках социального партнерства.
Задачи:
1. Создать самодельные книги с экологическими сказками через совместное творчество детей и родителей.
2. Раскрыть индивидуальные способности детей посредством чтения экологических сказок и разыгрывания театральных постановок по ним.
3. Воспитывать сознательное отношение к природе через знакомство детей и родителей с нетрадиционными техниками рисования и интерактивным дидактическим материалом по экологии.
1 слайд
Воспитатели - первые помощники родителей, в их руках дети становятся любознательными, активными, творческими. В настоящее время возросла роль и ответственность семьи в вопросах экологического воспитания. Включение семьи, как партнера и активного субъекта в образовательную среду дошкольного образовательного учреждения, позволяет развить субъектность родителей, способствует гармонизации отношений педагог-ребенок-родитель. Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным.
На базе нашего МАДОУ «Детский сад №1 «Ласточка» в рамках инновационной площадки по теме «Формирование экологической грамотности дошкольников в условиях реализации системы взаимодействия с социальными партнерами», успешно ведется работа экологической направленности.
В рамках данной инновационной деятельности учреждения, особую роль в процессе формирования экологической грамотности я отвожу изобразительной деятельности. Тем самым, развиваю у воспитанников умение видеть прекрасное в окружающей природе и стремление перенести свои впечатления в художественный образ. В процессе творческих заданий, я направляю педагогическую работу на формирование у детей целостного представления о природе, как о живом организме через реализацию следующих экологических проектов, направленных на взаимодействие семьи и детского сада: «Путешествие в мир насекомых», «Экочемоданчик», «Экологические сказки – нарисуем сами».
2 слайд
В рамках проекта «Путешествие в мир насекомых», в 2019 году я организовала совместное детско-родительское мероприятие, семинар-тренинг с одноименным названием.
Цель проекта – активизировать и обогатить умения родителей по экологическому воспитанию дошкольника.
Вместе с детьми и родителями мы побывали в «стране детства», познакомились с традициями и особенностями этой страны. Во время мероприятия родителям была представлена презентация «Нетрадиционные техники рисования», на которой они познакомились с рисованием пальцами, листьями, кляксографией и др. Узнали, что пластилином можно не только лепить, но и рисовать. На предложенном далее практикуме, родители с детьми, сами попробовали закрасить изображение пластилином. Мамы были удивлены, что с помощью такой простой и легкой техники рисования получаются красивые и интересные рисунки.
(3 слайд)
Сказочное путешествие в мир насекомых способствовало воспитанию у детей и родителей созидательного отношения к природе.
(4 слайд)
Для создания развивающей среды в ИЗО студии я использую «Экочемоданчик».
(5 слайд)
Экочемоданчик – это интерактивный дидактический материал, наполненный играми на экологическую тематику для детей с 3-7 лет. С помощью «Экочемоданчика» я создаю условия для полноценной социализации детей в мире природы, я учу их безопасно взаимодействовать с окружающим миром, развиваю коммуникативные навыки дошкольников: они учатся общаться, доказывать свои суждения, замечать причинно-следственные связи в ходе разнообразных тематических игр.
(6 слайд)
Чтобы заинтересовать детей, стимулировать их творческие способности, совместно с родителями мы постоянно обновляем содержание чемоданчика. Самые любимые игры детям разрешаю взять домой для совместного пользования с родителями в выходные дни.
(7 слайд)
2020 г. был объявлен годом библиотек, поэтому появилась идея разработки проекта «Экологические сказки - нарисуем сами» по созданию самодельных книг через совместное творчество детей и их родителей. Мы с родителями отобрали подходящие экологические сказки, разбили их на отрезки для последовательного иллюстрирования.
(8 – 10 слайд)
Таким образом была создана наша мини-библиотека - экологических сказок: «Как Буратино, Мальвина и Красная Шапочка спасали природу», «Сказка о маленьком кедре», «Могучая травинка», «Гуси-лебеди», которые можно брать домой и рассматривать всей семьей и даже разыграть целое театрализованное представление по сюжету сказки.
(11 – 12 слайд)
Творческое отношение к природе у ребенка развивается при активном участии всех членов семьи.
В семьях воспитанников появились экологические сказки: Бианки, Пришвина, Заходера.
Проект позволил родителям создать дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех его участников.
(13 слайд)
Применение вышеуказанных форм сотрудничества детей и взрослых, реализуемое в рамках социального партнёрства д/с и семьи способствовало повышению экологической грамотности детей, неравнодушного отношения к проблемам экологии и стремлению сделать мир лучше; у дошкольников сформированы мыслительные процессы; творческое отношение к природе; уровень положительно-деятельного отношения к ней.