Конспект организованной образовательной деятельности "Путешествие в осенний лес
Автор: Ахматнабиева Рауля Масхутовна
Цель: развивать навыки связанной речи.
Образовательные: активизировать словарь по лексической теме «Осень»,учить составлять предложения по сюжетным картинкам, составлять рассказ по схеме, учить склонять имена прилагательные и имена существительные, закреплять умение строить связные высказывания; закрепить знания об осени.
Развивающие: развивать слуховое и зрительное внимание, связную речь, мышление, воображение, память; развивать тонкую и общую моторику, координацию речи с движением.
Воспитательные: воспитывать такие нравственные качества как гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родному краю; Воспитывать доброту, умение видеть и откликаться на красивое в природе. Способствовать поддержанию положительных эмоций у детей на протяжении всей образовательной деятельности.
Материал: Презентация, доска, ноутбук, листья осенние с сюжетными картинками, аудиосообщение от осени, аудиозапись «звуки осени», мольберт, карточки с правилами поведения в лесу.
Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций, сюжетных картин по теме «Осень», прогулки с целью закрепления осенних признаков на территории детского сада, заучивание стихов, загадок пословиц и поговорок об осени, составление описательных рассказов о деревьях.
Словарь: отлёт птиц, листопад, увядающий, краснеющий, улетающие, падающий, шуршащие, шелестящие.
Ход занятия.
Ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждет интересное занятие. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение! Давайте друг друга поприветствуем.
Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро продлится до вечера!
Ребята, сегодня на мой телефон пришло интересное сообщение-приглашение, послушайте пожалуйста, вы тоже.
«На лесной опушке я краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и разделись клены, Пожелтели листья у берёзы.
Ребята, я вас приглашаю в осенний лес».
Это кто же нас в осенний лес приглашает?
-Осень
- Принимаем приглашение осени?
- Да!
Но прежде чем, мы с вами пойдем в лес, нам необходимо вспомнить правила поведения в лесу. В корзине у меня лежат карточки-знаки. Нужно будет вам взять карточку и назвать, что обозначает этот знак.(Дети по очереди берут карточки, говорят и прикрепляют к доске) Молодцы, ребята.
И еще есть одно главное правило, нельзя ходить одним в лес, можно заблудиться.
А сегодня мы пойдем в лес все вместе. Только ребята, прошел дождь, и появились лужи. Будьте осторожны, лужи нужно перешагивать, и чтоб веселее было идти, мы поиграем в игру «Осенние слова»
Если осенью трава увядает, то она какая – увядающая.
Если лист желтеет – желтеющий
Если лист краснеет – краснеющий
Если лист падает – падающий
Если листья шуршат – шуршащие
Если лист шелестит – шелестящий
Если осенью птицы улетают – улетающие
Если осенью дождь моросит –моросящий
Если плоды созревают – созревающие
Молодцы, ребята, дошли до леса и не кто не наступил на лужу. Ноги не промочили(нет).
Вот мы и в лесу(садимся на стулья) (На доске осенний лес)
Ребята, А зачем мы ходим в лес?
-Мы приходим туда, чтобы отдохнуть, насладиться красотой деревьев и трав, любоваться природой.
Воспитатель: Посмотрите, какой лес красивый. Какими еще словами можно говорить об осеннем лесе, какой он?
-унылый, веселый, разноцветный прекрасный, грустный, богатый, щедрый, печальный, золотой.
Воспитатель: А есть у осеннего леса запах. Как вы думаете, чем пахнет лес
-опавшими листьями, грибами, жухлой травой, деревьями.
Воспитатель: давайте, ребята, подышим лесным воздухом, вставайте возле стульчиков. «Вдыхаем аромат леса»
Вдох носом, пауза, под счёт «раз, два, три» выдох ртом.
(Воспитатель берет листик на ниточке)
Шаловливый ветерок в лесочек залетел.
Тихо – тихо листику он песенку запел:
Дети: на выдохе тихо дуют на листочек .
Шаловливый ветерок в лесочек залетел.
Громко-громко листику он песенку запел: дети дуют сильно на листик.
А как легко здесь дышится, какой чистый и свежий воздух! Давайте еще раз подышим лесным ароматом.
- А как вы думаете, есть в лесу звуки? (ответы детей) сейчас послушаем лес и определим его звуки.
(Звучит аудиозапись «Звуки леса»)
Ребята, кто что услышал?
- Шорох листьев, завывание ветра, шум деревьев, шум дождя.
-Вот как нас встретил лес - зашумел, зашуршал, загудел. А почему мало было слышно пение птиц.(перелетные птицы улетели в теплые края). А что происходит с животными.
Инсценировка в исполнении детей.
Медведь - В берлогу скоро лягу спать.
За осенью зима придёт опять.
Пусть мне приснится мёд,
Проснусь, когда весна придёт!
Заяц: - Пора мне, зайчику, линять,
Пора мне шубку поменять,
Зимой быть серым не могу,
Меня заметят на снегу.
Белка: Я грибочков насушила,
Ягод разных нарвала
И орехов припасла.
Я без дела не сидела:
Утеплить дупло успела
И к зиме сменила мех.
Я готова лучше всех!
Воспитатель: Да ,а какие еще животные уходят в спячку?(барсук, суслик, сурок) какие делают запасы на зиму(кроты, хомяки, бобры. А еще кого вы знаете, кто меняет летние шубки на теплые? (лиса, рысь, волк, северный олень, песец и др.) А почему они меняют шубки?
Дети: потому что становится холодно.
Значит, осенью какая погода? Узнаем об этом в игре «Какая погода».
Если на улице холодно, погода какая - холодная.
А если на улице ясно - погода ясная
солнечно – … солнечная,
тепло – … тёплая,
облачно – … облачная,
пасмурно – … пасмурная,
дождливо – … дождливая,
грустно – … грустная,
туманно – … туманная,
ветрено – … ветреная,
Молодцы, ребята, рассказали какая бывает погода осенью. Вы наверное устали и я приглашаю вас немного отдохнуть на лесную полянку.
Физминутка(логоритмика)
- Ходьба, руки на поясе.
По лесу мы все идем
Листья сыплются дождем
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
На носочках тихо, тихо
Мы по листикам идем.
Руки выше поднимаем
Мы до неба достаем.
Мы по лесу побежали
И к полянке подбежали.
Встали дружно мы в кружок
Дай мне руки, мой дружок.
Воспитатель:
(показывает на листья, которые лежат на столе)
Ребята, это ветер к нам забегал, и разбросал листочки, посмотрите какие они красивые, надо их собрать. Соберите листья и садитесь на стулья. (На листьях - сюжетные картинки об осенних признаках.)
- Ребята, посмотрите, листья необычные, там картинки, на которых признаки осени. Придумайте к своей картинке предложение, а мы все листики соединим, и у нас получится красивый букет и красивый рассказ об осени. (Составление рассказов по сюжетным картинкам на тему «Осень».составляют предложения по схеме.)
Воспитатель. Кто попробует составить полный рассказ об осени, ( кто-то их детей рассказывает) Молодцы, ребята, какой красивый осенний букет получился. А из каких листьев букеты, с какого дерева?(дети называют)
Ребята, вы сегодня так хорошо поработали, но прежде чем
Вернуться в детский сад, мне очень бы хотелось, чтобы вы поделились со мной и ребятами своими впечатлениями, понравилось вам сегодня наша прогулка? Что именно понравилось? О чем мы говорили?(высказывания детей) Я тоже очень рада, что вам все понравилось.
-Ребята, кажется дождь собирается.
Капля – раз! Капля – два! (Удары ладонями обеих рук по коленям).
Капли медленно сперва.
Стали капли ударять,
Капля каплю догонять.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
До свиданья, лес густой!
Побежим скорей домой!
Беритесь за руки и отправляемся в детский сад.