Конспект логопедического занятия "Одежда. Относительные и притяжательные прилагательные
Автор: Лобанова Лариса Константиновна
ООД. Логопедическое занятие для детей подготовительной группы с ТНР.
Тема: Одежда. Относительные и притяжательные прилагательные.
Цель: развитие грамматического строя и связной речи, умения составлять и анализировать предложение.
Задачи: (образовательные) продолжать учить составлять и распространять предложения, (развивающие) активизировать и наполнять словарь прилагательных., развивать грамматический строй (упражнять в правильном образовании относи-тельных и притяжательных прилагательных) и связную речь (составлять описательный рассказ), (нравственные) учить отвечать на занятии самому и слушать других, не перебивая,(коррекционные ) формировать структуру слов 9 типа (трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом), развивать артикуляционную и пальчиковую моторику.
Оборудование: 1. Разные картинки с изображением одежды, обуви, гол. Уборов,2. лото «Хочу всё знать» (карты и карточки одежды из хлопка и шерсти), 3. одежда детей из хлопка (майка, пижама, футболка) и шерсти (шапка, свитер, носок) – всего 1-3 вещи.
Ход занятия.
1.Оргмомент. Лексика. Назовите одежду, не повторяясь, и присядьте на стулья.
Пальчиковая гимнастика. Чтобы одежда долга радовала нас, она должна быть чистой. Покажем, действиями стирку. -«Стирка» (показывать действия)
Мы бельё стирали,
В речке полоскали,
Выжали, повесили,
То-то стало весело!
2. Введение в тему. Сегодня продолжим разговор об одежде и будем подбирать к одежде подходящие слова – признаки.
(На доске одежда из п.1) Отберите только осеннюю одежду и назовите, про что говорят
осеннЯЯ (шапка, юбка, кофта)…осеннИЙ…(шарф, комбинезон, костюм)
осеннЕЕ (платье, пальто)…осеннИЕ (штаны, колготки, носки)
3. Объяснение нового материала. Грамматический строй. Словообразование. Теперь поговорим из каких МАТЕРИАЛОВ делают одежду и КАКАЯ получается – придумаем слова - признаки .(Используется лото «Хочу всё знать» - карточки из ХЛОПКА и ШЕРСТИ.)
Логопед показывает большие карты и рассказывает, что одежду изготавливают из ХЛОПКА, тогда её называют ХЛОПОВАЯ одежда, и из ШЕРСТИ – ШЕРСТЯНАЯ одежда, и предлагает детям отобрать соответствующую одежду и назвать её, четко проговаривая слова – признаки. Дети кладут маленькие картинки и проговаривают слова:
ШЕРСТЯНАЯ шапка, ШЕРСТЯНОЙ свитер, ШЕРСТЯНОЕ одеяло, ШЕРСТЯНЫЕ НОСКИ и ХЛОПКОВОЕ полотенце, ХЛОПКОВАЯ МАЙКА, ХЛОПКОВЫЙ ХЛОПКОВЫЕ нитки .
4. Игра «Образуй слова» - образование относительных прилагательных 9типа слоговой структуры – 3сложные слова с закрытым слогом)
А теперь придумаем новые слова-признаки, которые расскажут какие получатся вещи из других материалов
: поясок из байки…передник из шелка…купальник из ситца…пиджачок из замши…
5.ФКМ с мячом «Чей, чья, чьё» - образование притяжательных прилагательных. Логопед бросает мяч, говоря (шапка Оли - чья шапка?), а ребенок ловит и возвращает, отвечая (Олина шапка). Аналогично: Носок Пети, майка Маши, шорты Вити, шарф Насти…
6. Связная речь. Описание 1 предмета детской предмета.
Предложить описать одежду по устному плану, используя названные на занятии признаки: чья это вещь, какая она, какие детали у неё есть. Предметы достаются из мешка по1 и составляются описания .
Образец: это Олина шапка. Она осенняя, шерстяная, красная. У неё есть белые горошки и помпон. Это Вовин носок. Он хлопковый. Носок серый с синими полосками, а с боку мяч.
7. Итог. О чем говорили на занятии? Какие слова придумывали? Что нового сегодня узнали?