Мастер-класс "Использование биоэнергопластики в работе с детьми группы комбинированной направленности
Автор: Некрасова Елена Петровна ,
МАСТЕР – КЛАСС
«Использование биоэнергопластики в работе с детьми группы комбинированной направленности»
Цель:
Ознакомление педагогов с инновационными методами развития речи детей дошкольного возраста в рамках организации воспитательно - образовательного процесса в группах комбинированной направленности.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с технологией применения упражнений биоэнергопластики в работе с дошкольниками с ОВЗ.
2. Способствовать повышению уровня мотивации и профессиональной компетентности педагогов в области применения инновационных методов.
Целевые ориентиры ФГОС ДО по речевому развитию детей предполагают коррекционную работу с детьми с ОВЗ. Следовательно для педагога, работающего с детьми группы комбинированной направленности, одной из приоритетных задач, является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у детей. Чтобы коррекционно – воспитательная деятельность была более результативной, возникла необходимость в поиске современной технологии, метода и приема, которые дали бы возможность исправления нарушений у детей дошкольного возраста. На мой взгляд, одной из таких технологий является биоэнергопластика.
Дети с ОВЗ обладают низким уровнем развития внимания, т.е. часто отвлекаются, и интерес к выполнению артикуляционных упражнений снижается, вследствие чего снижается эффективность выполнения таких упражнений.
Поэтому я пришла к выводу, что необходимо обратиться к необычному и нестандартному методу выполнения артикуляционной гимнастики – использованию биоэнергопластики.
Биоэнергопластика — это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кистей рук, которые имитируют движения языка, нижней челюсти или губ.
Термин «биоэнергопластика» состоит из двух слов - биоэнергия и пластика.
Биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека.
Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук.
Исследования отечественных физиологов Т.Н. Андриевской, Л.В. Антаковой-Фоминой, Г.В. Беззубцевой, М.М. Кольцовой подтверждают связь развития рук с развитием мозга и показывают, что систематическая целенаправленная работа по развитию мелкой моторики помогает преодолеть различные недостатки и отклонения в психофизической сфере ребенка.
По мнению А.В. Ястребовой «… совместные движения руки и артикуляционного аппарата, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам».
О.И. Лазаренко считает, что «…применение биоэнегропластики эффективно ускоряет исправления дефектов звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка».
Е. Ф. Архипова профессор кафедры логопедии МГОПУ им. М.А. Шолохова пишет: «В лаборатории высшей нервной деятельности ребенка в электрофизиологическом исследовании было обнаружено, что когда, ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга, отвечающих за речь.
Я работаю по методике Бушляковой Р. Г., разработанной на основе рекомендаций Ястребовой и Лазаренко.
Применение биоэнергопластики дает свои результаты.
Данная технология способствует:
Увеличению эффективности артикуляционной гимнастики;
Развитию артикуляционной, пальчиковой моторики;
Совершенствованию координации движений, чувства ритма;
Дает положительную динамику в развитии памяти, внимания, мышления, а так же значительно облегчает постановку и введения звуков в речь.
Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой используется мною в непосредственной образовательной деятельности, в речевые минутки (индивидуально или с подгруппой детей), в ходе культурной практики.
Существуют особенности работы с применением биоэнергопластики:
Знакомство с артикуляционным упражнением по стандартной методике. Отработка его перед зеркалом. Рука в упражнение не вовлекается.
К артикуляционному упражнению присоединяется ведущая рука. Движения кисти руки должны стать раскрепощенными, плавными.
Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребёнок выполняет артикуляционное упражнение с одновременными движениями обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппарата. Когда дети уже научились ощущать органы артикуляции, контрастность положений языка, челюстей, губ, направленность выдоха, можно убрать зрительную опору – зеркало.
Для заинтересованности детей к таким упражнениям, я применяю игровые персонажи – перчатки, или обычные варежки или перчатки, как имитация языка.
Предлагаю вам выполнить комплекс, состоящий из пяти упражнений.
1 Упражнение «Лягушка» 2 упражнение «Слоненок»
Подражаем мы лягушкам: Я водичку набираю
Тянем губки прямо к ушкам. И ребяток поливаю
Вы сейчас тяните губки- Буду подражать слону
Я увижу ваши зубки. Губы «хоботом» тяну
Мы потянет-перестанем А теперь их отпускаю
И не сколько не устанем И на место возвращаю
3 Упражнение «Чашечка» 4 Упражнение «Часики»
Вкусных мы блинов поели, Тик-так, тик-так,
Выпить чаю захотели. Язычок качался так,
Язычок мы к носу тянем, Словно маятник часов
Чашку с чаем представляем. Ты в часы играть готов?
5 Упражнение «Качели»
Сели дети на качели
И взлетели выше ели,
Даже солнышко коснулись
А потом назад вернулись.
Уважаемые педагоги, мне было очень приятно работать. Хотелось бы услышать, полезным ли был для вас мой мастер класс. Пожалуйста, обозначьте ваше мнение смайликами) или (