Мой Новосибирск родной
Автор: Бойс Елена Ивановна
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
Д. С. Лихачёв
Описание учреждения (организации)
Проект реализуется в условиях старшей группы «Крошечка» муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 6 «Остров детства», открытие которого состоялось 26 декабря 2008 года.
Построенное здание рассчитано на 15 групп и принимает более 400 воспитанников, из них:
- 2 группы общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 2 до 3 лет;
- 9 групп общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 3 до 7 лет;
- 4 группы комбинированной направленности для детей с нарушениями речи в возрасте от 4 до 7 лет.
Помимо групповых помещений в здании расположены: 1 музыкальный зал, 1 спортивный зал, кабинеты педагога-психолога, учителей-логопедов.
Основной целью сотрудников детского сада является создание условий для обеспечения развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей и потребностей.
Для достижения поставленной цели коллектив ставит перед собой следующие задачи:
1. Оптимизировать развивающую предметно-пространственную среду учреждения с учётом образовательной программы ДОУ, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, социального заказа семьи, индивидуальных особенностей развития и интересов детей.
2. Совершенствовать формы физического развития и укрепления здоровья воспитанников через создание условий по организации физкультурно-оздоровительной работы в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
3. Обеспечить развитие профессиональной компетентности педагогов в организации воспитательно-образовательной работы с воспитанниками с целью повышения качества образования в соответствии с ФГОС ДО.
Постановка проблемы.
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Патриотическое воспитание дошкольников – проблема архисложная в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания дошкольников. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
• "позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
• непрерывность и преемственность педагогического процесса;
• дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
• рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
• деятельностный подход;
• развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
• Родной город... Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Актуальность проекта.
Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Семья является единственным воспитательным институтом, который потенциально обладает большими возможностями для разностороннего воспитания ребенка, т.к. ребенок впервые и самые важные годы своего формирования находится в непосредственном контакте со своими родителями и все, что закладывается в семье, человек проносит через всю жизнь.
“Любовь к Родине начинается с семьи”.
Ф. Бекон
Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма детей дошкольного возраста необходимы следующие педагогические условия: эвристическая среда в детском саду и в семье, тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи, подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей.
Тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников; обеспечении родителей минимумом психолого-педагогической информации, обучении их способам общения с ребенком; обеспечении регулярного взаимодействия детей, воспитателей и родителей; вовлечении членов семьи в педагогический процесс; создании в детском саду и семье предметной развивающей среды.
Для реализации целей патриотического воспитания разработан проект «Мой родной Новосибирск». Работа по реализации проекта строится в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников.
Этапы, содержание и методы реализации проекта
Этап |
Время реализации |
Содержание |
Подготовительный |
2 недели |
- опрос детей на предмет актуальности темы; - изучение методической литературы по теме; - составление комплексно-тематического плана работы с детьми; - поиск соответствующих иллюстраций и дидактических игр; - подбор сюжетно-ролевых игр и художественной литературы по теме проекта. |
В течение учебного года |
- реализация плана работы; - оформление альбома «Игрушка – народная кукла» - Беседа с детьми: «Дом и его значение в жизни человека», «Наш детский сад», «Микрорайон, в котором я живу», «Места, в которых я люблю гулять». - Знакомство с жизнью детского сада. - Рассматривание книг, иллюстраций, фотографий о Новосибирске - подборка и разучивание стихов и песен о доме. - обогащение РППС группы по теме проекта; -НОД: «Дом, любимый дом». - организация экскурсии по детскому саду; - организация экскурсии по НГПУ; - |
|
Заключительный |
2 недели |
- повторный опрос детей; организация выставки фотографий родного микрорайона, - организация выставки фотографий «Новосибирск старый и современный»; - выставка макетов зданий; - создание книги «Новосибирск в фотографиях» - создание книги «Вид из моего окна» - создание презентации «Мои любимые места» |
Наиболее подробно работа над темой представлена в КТП проекта. Здесь предложены мероприятия по всем направлениям, способствующие изучению темы во всех формах деятельности: совместной, самостоятельной, в ходе режимных моментов и во взаимодействии с родителями воспитанников.
Комплексно-тематическое планирование проекта «Путешествие в мир куклы»
Вид деятельности |
Познавательное развитие |
Социально-коммуникативное развитие |
Речевое развитие |
Художественно-эстетическое развитие |
Физическое развитие |
|