Кейс –технология как метод развития творческого мышления дошкольников
Автор: Ефремова Наталья Александровна, Бадюкова Наталья Юрьевна
Кейс –технология
как метод развития
творческого мышления дошкольников.
Старшая группа.
Авторы: Ефремова Н.А.
Бадюкова Н.Ю. воспитатели
Учить – это все равно, что бросать мысли в почтовый ящик человеческого подсознания. Вы знаете когда они отправлены, но никогда неизвестно, когда они будут получены и в каком виде.
Э. Ловелл
Нестандартное мышление на сегодняшний день – самый важный механизм развития каждого человека. В связи с этим главной задачей выступает обеспечение условий для формирования у учащихся их индивидуальности. Поиск принципиально новых путей трудоемок, от преподавателя он требует, как затрат времени, так и творчества. Однако достигнутый учащимся уровень развития – главная награда для педагога. Это может быть прививание интереса к определенному предмету, адекватная оценка учащимися предела своих возможностей, уменьшение психологического напряжения, испытываемого на занятиях, повышение качества предоставляемых знаний, установление особых доверительных взаимоотношений ученика и учителя. Все вышеперечисленное достигается посредством кейс-технологии.
Что такое кейс?
Кейс- это описание реальной ситуации
Кейс – это «кусочек» реальной жизни
Кейс – это «моментальный снимок реальности»
Кейс- это единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию.
Методы кейс-технологии
· метод инцидентов (самостоятельный поиск информации, ее сбор, систематизация, анализ);
· игровое проектирование (процесс создания либо совершенствования проектов: исследовательских, поисковых, творческих, аналитических, прогностических);
· метод разбора деловой корреспонденции (работа с документами, бумагами, которые относятся к конкретной организации, проблеме, ситуации);
· ситуационно-ролевая игра (создание в виде инсценировки правдивой исторической, правовой, социально-психологической ситуации с последующей оценкой поступков, поведения участников);
· кейс-стади (групповой анализ представленной ситуации, разработка разных вариантов проблем, поиск их практического решения, оценка предложенных алгоритмов, выбор лучших);
· метод дискуссии (обмен мнениями в соответствии с правилами).
Цель: Научить детей анализировать проблемную ситуацию – кейс, возникшую при конкретном положении дел, и выработать решение; формировать способность воспитанников работать с информационными источниками, перерабатывать ее из одной формы в другую.
Задачи:
Формирование и развитие информационной компетентности;
· Развитие умений искать новые знания, анализировать ситуации;
· Развитие навыков самоорганизации, самостоятельности, инициативности;
· Развитие умений принимать решения, аргументировать свою позицию;
· Развитие умений и навыков сотрудничества.
Свою работу мы начали с использования фото-кейс. Эта технология весьма актуальна, потому что даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации. Сущностью предоставленной технологии является анализ проблемной ситуации.
На основе фото-кейсов мы решили создать кейс - инциденты. Например ситуация на дорогах, позволила детям проанализировать поведение на дорогах не только пешеходов, но и водителей. На настольном макете «ПДД» ребята сами создавали и исправляли аварийную ситуацию.
При инсценировке ситуации «Жадина» дети учились делиться, обращаться с просьбой, а также разрешать споры и конфликты.
В кейсе «Родители заняты» дети всей группы выбирали себе занятие, пока их родители были заняты делом. Одна из воспитанниц предложила спеть песню, чтобы подбодрить семью. Некоторые ребята заметили, что громкая музыка помешает старшей сестре делать домашнее задание. В ходе дискуссии дети решили, что папе вместо шуруповерта можно дать отвертку, маме вместо швейной машины – иглу, а самим тихо и спокойно поиграть, чтобы сестра смогла в тишине доделать уроки.
Множество вариантов помощи пожилым людям, дошколята предложили, просмотрев сценку «Старичкам нужна помощь».
Мини-спектакль «Спор овощей» напомнил детям о том, как важно правильно питаться, а также, то, что все овощи одинаково полезны и вкусны!
На занятии по развитию речи ребята сочиняли сказки, в сюжетах которых просматривалось множество запутанных ситуаций.
Мы с детьми решили изобразить иллюстрацию к сказке «Три поросенка», но у нас оказалось всего 4 цвета: синяя, красная, белая, желтая. Дети предложили раскрасить детали аппликации путем смешивания красок, достигнув нужных оттенков, получилась замечательная композиция. Но у нас возникла 2 проблема - не оказалось клея, ведь все детали нужно приклеить к ватману, чтобы композиция была целой. Ребята не растерялись, проявили смекалку и для склеивания нашли ряд предметов: мед, жевательная резинка, губная помада, карамель, степлер, скотч, лейкопластырь, скрепки, пластилин, иголка с ниткой, молоток и гвозди.
Квест «Встречаемся за речкой». Все ребята группы разделились на две команды, ориентируясь по картам, юные туристы сооружали себе препятствия из подручного материала. Успешно преодолев их, встреча состоялась и закончилась веселым флеш- мобом.
«Математические головоломки» позволили нашим математикам успешно и слаженно работать в команде, закрепить знания о величине, цвете и смело ориентироваться в пространстве.
Родители вместе с детьми, сочинили много поучительных сказок и рассказов для создания рукотворной книги.
Папа нашей воспитанницы – инструктор МЧС, провел с детьми интересную беседу «Один дома и во дворе». Он поиграл с ними в занимательную викторину и дидактическую игру «Пока ты один дома».
Благодаря организации папы Егора – сотрудника полиции, нас посетил инспектор по делам несовершеннолетних с презентацией «Незнакомцы». Он поиграл с детьми и научил как правильно вести себя с незнакомыми людьми.
Наш гость врач-стоматолог показал на макете, какие бывают заболевания зубов, как опасно вовремя не лечить зубки и не посещать врача, как важно питаться полезной пищей и беречь свое здоровье.
В конце всех встреч, дети получили подарки.
Во время наблюдения за птицами, мы решили, что помощь братьям нашим меньшим, в виде кормушек и корма, будет для них хорошим подспорьем зимой.
Таким образом, в процессе освоения кейс-технологий дети:
ü учатся получать необходимую информацию в общении;
ü умение соотносить свои устремления с интересами других;
ü учатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;
ü учатся отстаивать свою точку зрения;
ü умение оказывать и принимать помощь;
ü находить различные варианты решения той или иной проблемы.
Кейс –технология
как метод развития
творческого мышления дошкольников.
Старшая группа.
Авторы: Ефремова Н.А.
Бадюкова Н.Ю. воспитатели
Учить – это все равно, что бросать мысли в почтовый ящик человеческого подсознания. Вы знаете когда они отправлены, но никогда неизвестно, когда они будут получены и в каком виде.
Э. Ловелл
Нестандартное мышление на сегодняшний день – самый важный механизм развития каждого человека. В связи с этим главной задачей выступает обеспечение условий для формирования у учащихся их индивидуальности. Поиск принципиально новых путей трудоемок, от преподавателя он требует, как затрат времени, так и творчества. Однако достигнутый учащимся уровень развития – главная награда для педагога. Это может быть прививание интереса к определенному предмету, адекватная оценка учащимися предела своих возможностей, уменьшение психологического напряжения, испытываемого на занятиях, повышение качества предоставляемых знаний, установление особых доверительных взаимоотношений ученика и учителя. Все вышеперечисленное достигается посредством кейс-технологии.
Что такое кейс?
Кейс- это описание реальной ситуации
Кейс – это «кусочек» реальной жизни
Кейс – это «моментальный снимок реальности»
Кейс- это единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию.
Методы кейс-технологии
· метод инцидентов (самостоятельный поиск информации, ее сбор, систематизация, анализ);
· игровое проектирование (процесс создания либо совершенствования проектов: исследовательских, поисковых, творческих, аналитических, прогностических);
· метод разбора деловой корреспонденции (работа с документами, бумагами, которые относятся к конкретной организации, проблеме, ситуации);
· ситуационно-ролевая игра (создание в виде инсценировки правдивой исторической, правовой, социально-психологической ситуации с последующей оценкой поступков, поведения участников);
· кейс-стади (групповой анализ представленной ситуации, разработка разных вариантов проблем, поиск их практического решения, оценка предложенных алгоритмов, выбор лучших);
· метод дискуссии (обмен мнениями в соответствии с правилами).
Цель: Научить детей анализировать проблемную ситуацию – кейс, возникшую при конкретном положении дел, и выработать решение; формировать способность воспитанников работать с информационными источниками, перерабатывать ее из одной формы в другую.
Задачи:
Формирование и развитие информационной компетентности;
· Развитие умений искать новые знания, анализировать ситуации;
· Развитие навыков самоорганизации, самостоятельности, инициативности;
· Развитие умений принимать решения, аргументировать свою позицию;
· Развитие умений и навыков сотрудничества.
Свою работу мы начали с использования фото-кейс. Эта технология весьма актуальна, потому что даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации. Сущностью предоставленной технологии является анализ проблемной ситуации.
На основе фото-кейсов мы решили создать кейс - инциденты. Например ситуация на дорогах, позволила детям проанализировать поведение на дорогах не только пешеходов, но и водителей. На настольном макете «ПДД» ребята сами создавали и исправляли аварийную ситуацию.
При инсценировке ситуации «Жадина» дети учились делиться, обращаться с просьбой, а также разрешать споры и конфликты.
В кейсе «Родители заняты» дети всей группы выбирали себе занятие, пока их родители были заняты делом. Одна из воспитанниц предложила спеть песню, чтобы подбодрить семью. Некоторые ребята заметили, что громкая музыка помешает старшей сестре делать домашнее задание. В ходе дискуссии дети решили, что папе вместо шуруповерта можно дать отвертку, маме вместо швейной машины – иглу, а самим тихо и спокойно поиграть, чтобы сестра смогла в тишине доделать уроки.
Множество вариантов помощи пожилым людям, дошколята предложили, просмотрев сценку «Старичкам нужна помощь».
Мини-спектакль «Спор овощей» напомнил детям о том, как важно правильно питаться, а также, то, что все овощи одинаково полезны и вкусны!
На занятии по развитию речи ребята сочиняли сказки, в сюжетах которых просматривалось множество запутанных ситуаций.
Мы с детьми решили изобразить иллюстрацию к сказке «Три поросенка», но у нас оказалось всего 4 цвета: синяя, красная, белая, желтая. Дети предложили раскрасить детали аппликации путем смешивания красок, достигнув нужных оттенков, получилась замечательная композиция. Но у нас возникла 2 проблема - не оказалось клея, ведь все детали нужно приклеить к ватману, чтобы композиция была целой. Ребята не растерялись, проявили смекалку и для склеивания нашли ряд предметов: мед, жевательная резинка, губная помада, карамель, степлер, скотч, лейкопластырь, скрепки, пластилин, иголка с ниткой, молоток и гвозди.
Квест «Встречаемся за речкой». Все ребята группы разделились на две команды, ориентируясь по картам, юные туристы сооружали себе препятствия из подручного материала. Успешно преодолев их, встреча состоялась и закончилась веселым флеш- мобом.
«Математические головоломки» позволили нашим математикам успешно и слаженно работать в команде, закрепить знания о величине, цвете и смело ориентироваться в пространстве.
Родители вместе с детьми, сочинили много поучительных сказок и рассказов для создания рукотворной книги.
Папа нашей воспитанницы – инструктор МЧС, провел с детьми интересную беседу «Один дома и во дворе». Он поиграл с ними в занимательную викторину и дидактическую игру «Пока ты один дома».
Благодаря организации папы Егора – сотрудника полиции, нас посетил инспектор по делам несовершеннолетних с презентацией «Незнакомцы». Он поиграл с детьми и научил как правильно вести себя с незнакомыми людьми.