Формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий
Автор: Александрова Евгения Валериевна
В жизни каждого человека важное место занимает профессиональная деятельность. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий мало разработана в педагогике. В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом: работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, полицейского, продавца – но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно.
Наши наблюдения за детьми показали, что уровень знаний и представлений детей о сфере профессиональной деятельности взрослых является ограниченным. Поэтому целью детской профориентации в дошкольном учреждении является расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых. Мы спланировали работу в данном направлении с учетом внедрения в практику ФГОС.
Известно, что основным видом деятельности детей является игра: будет логично знакомить детей с профессиями взрослых через сюжетно-ролевую игру. Говоря об игре как ведущей деятельности дошкольника, мы предполагаем преимущественно совместную сюжетно-ролевую игру. А также немаловажно, что знакомство детей с профессиями, их социальная адаптация в обществе напрямую зависит от правильно организованной работы педагогов.
Формирование представлений детей дошкольного возраста о мире труда и профессий будет эффективным, если в работе будут использоваться разнообразные формы и методы работы: экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок; рассказы родителей; непосредственно образовательная деятельность, чтение художественной литературы; праздники и развлечения, самостоятельная художественно-творческая и игровая деятельность детей, моделирование ситуаций; сбор иллюстраций, фотоматериалов, рассматривание иллюстраций; театрализованная деятельность; пример взрослых. Всё это обогащает представления детей о профессиональном труде людей. У ребят появляется интерес к трудовой деятельности.
Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Как выбрать профессию, которая бы всю жизнь приносила удовлетворение? Профессия человеку нужна не сама по себе. Она необходима ему не только для того, чтобы кормить себя и свою семью, быть востребованным в обществе и получать от него признание. В наши дни профессий стало очень много, их уже много тысяч. И все время появляются все новые и новые специальности. Подрастающему поколению очень трудно ориентироваться в мире профессий. Трудно выбрать профессию своей жизни. Часто родители интересуются, в каком возрасте лучше ориентировать детей на выбор будущей профессии. Практика работы с дошкольниками показывает, что начинать раннюю профессиональную ориентацию нужно уже с детского сада.
Профессиональная ориентация, как педагогическая категория, означает процесс ознакомления детей с различными профессиями и видами труда и оказание помощи в выборе своей будущей профессии в соответствии с имеющимися склонностями и способностями.
Очень важно с детского сада знакомить ребенка с профессиями, рассказывать о тех качествах характера, которые требует от него то или иное занятие. Часто дети выбирают те же профессии, которые имеют их родители: так рождаются династии врачей, учителей, рабочих, ученых, артистов и др. Поэтому основное направление в работе с детьми старшего дошкольного возраста ориентировано на выявление на ранних ступенях развития способностей детей дошкольного возраста к разным видам деятельности, обеспечение реализации интересов, способностей и склонностей дошкольников.
Данную цель можно решить через следующие задачи:
• анализ психолого-педагогической и методической литературы;
• создание предметно-развивающей среды;
• развитие интереса к профессиям родителей и наиболее распространенным профессиям ближайшего окружения;
• формирование умений детей отражать в сюжетно-ролевой игре особенности, присущие различным профессиям;
• прививать детям добросовестное отношение к труду;
• воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий.
Принципы, лежащие в основе нашей работы:
• Доступность:
– учет возрастных особенностей детей;
– адаптированность материала возрасту.
• Систематичность и последовательность:
– постоянная подача материала от простого к сложному;
– частое повторение усвоенных правил и норм.
• Наглядность: учет особенностей мышления.
• Динамичность: интеграция в разные виды деятельности.
• Дифференциация:
– учет возрастных особенностей;
– создание благоприятной среды для усвоения норм и правил.
Однако сам ребенок реализовать себя может не всегда. Осознать значимость труда и войти во взрослую жизнь с уже сформированными представлениями о труде и умениями ориентироваться в мире профессии – ему должны помочь в этом взрослые, которые находятся вместе с ним – родители, воспитатели, педагоги.