+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahvospitatelya.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Путешествие в прошлое бумаги

Автор: Меньщикова Елена Михайловна

«Путешествие в прошлое бумаги».                                                          Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе

Цель: Знакомить детей с историей бумаги, с современными видами бумаги через использование информационно - компьютерных технологий.

Задачи:

Познавательные:

Формировать умение ориентироваться в прошлом, настоящем бумаги.

Формировать партнерские взаимоотношения у детей в процессе исследовательской деятельности.

Расширять и активизировать словарь и все компоненты устной речи в различных формах и видах детской деятельности.

Развивающие:

Развивать концентрацию и устойчивость внимания, творческую активность детей, графические навыки и любознательность.

Воспитательные:

Способствовать сплочению коллектива средствами игровых технологий.

Воспитывать в детях бережное отношение к бумаге.

Предварительная работа:

Эксперименты с глиной, камнем; рассматривание детской энциклопедии.

Материал:

Камень, глиняная дощечка, ткань, береста, лист бумаги низкого качества, образцы современных видов бумаг, компьютер, телевизор, материал к игре "Разложи по порядку".Фломастеры, заточенная палочка, глиняные дощечки, ткань на каждого ребенка.

Ход:

Мотивация:

звучит музыка "Улыбка" Шаинского.

В группу заходит воспитатель и приносит летучего змея.

Воспитатель: У меня сегодня отличное настроение и я решила поделится им с вами. Хотите, чтобы у вас было хорошее настроение? (ответ детей)

Ритуал приветствия. "Передай улыбку"

(Предлагает встать в круг и взяться за руки)

Сегодня мы с вами поприветствуем друг друга с помощью улыбки. Давайте улыбнемся и передадим улыбку своему соседу, сначала справа, потом слева. А теперь давайте улыбнемся все вместе. Вот у всех нас хорошее настроение. Ребята я пришла к вам показать летучего змея которого сделала сама. А из чего он сделан? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята представляете раньше давным-давно бумаги не было! А хотите узнать на чем раньше люди писали, рисовали?

Дети: Да

Воспитатель: Тогда садитесь и слушайте. (воспитатель показывает камень) Давным-давно люди жили в пещерах, кроме камней в их жилищах нечего не было. (слайд №2) Им как-то надо было общаться, люди вместо бумаги использовали камень - высекали на нем буквы. (Показ на экране слайды с изображением камней с высеченными буквами.) (слайд №3)

Воспитатель. Хорошо придумано? Но скажите, удобен ли камень для письма? Дети. Нет. Воспитатель. А почему? Дети. Он тяжелый.

Воспитатель. Правильно, ребята. Камень - неудобный материал для письма, так как он твердый, жесткий и тяжелый. Потом люди придумали писать на глиняных дощечках (показ глиняной дощечки (слайд №4). Люди стали искать более удобный материал для письма и решили использовать глину (слайд №5). Я предлагаю Вам сравнить глину и камень и определить их свойства. (дети подходят к столу и рассматривают глину и камень сравнивают их. Дети приходят к выводу, что глина легче камня, но она хрупкая, из нее нельзя сделать книгу или тетрадь).

Эксперимент "По следам изобретателей письменности"

Ребята давайте попробуем писать и рисовать так, как это делали древние люди. Для этого возьмите глиняные дощечки и острые палочки. Что же могли изобразить древние люди? Охоту на мамонта или как они жили, гуляли? (Дети фантазируют и изображают на дощечках рисунок) Теперь оставим дощечки подсохнуть.

Этюд "Передай движение" (слайд №6, 7)

Психолог: Посмотрите на эти фигуры человека, которые нарисованы на каменных стенах, давайте изобразим их".

Воспитатель: Глиняные дощечки ломались и книгу из них сделать нельзя. Поэтому люди решили писать на ткани. Давайте подойдем и попробуем написать на ткани. Сложите ее пополам и нарисуйте на ней что-нибудь. (Дети выполняют задание)

Воспитатель: Удобно было рисовать?

Дети: Нет.

Воспитатель: А почему?

Дети: Рисовать трудно.

Воспитатель: Ткань растягивается, рисунок расплывается и отпечатывается на другой стороне.

Воспитатель: После ткани люди стали писать на другом материале. Располагайтесь поудобней на подушечках. Посмотрите это береста (показ слайдов № 8,9 с разъяснением). «Наши предки, которые жили в Древней Руси, писали на бересте. Береста - это наружная часть березовой коры. Писать на ней удобно, но для книг она не годилась».

Эксперимент с берестой

Давайте попробуем сложить бересту и сделать из нее обложку книги (Дети выполняют задание, и приходят к выводу, что береста ломается, а значит она хрупкая).

Воспитатель: На чем же мы будем писать? (показ слайдов №10, 11 о появлении бумаги). «В древние времена из далекой восточной страны - Китая – купцы привезли чудесные тонкие листы, на которых было удобно писать. Это была бумага. Именно в Китае впервые научились делать бумагу». Первая бумага была желтая, темная, плотная, шероховатая. И тогда человек стал думать, как проще изготовить бумагу, как улучшить ее качество. Со временем появились новые сорта бумаги, удобной в использовании и несложной в изготовлении. (Показ образцов современных видов бумаги)

Воспитатель: Как люди используют бумагу (слайд № 12)

Дети: На бумаге пишут, рисуют; из нее делают тетради, газеты, журналы и книги.

Игра ИКТ "Настоящее и прошлое бумаги"

Воспитатель: А сейчас, предлагаю поиграть в игру «Разложи по порядку». Я раздам картинки, вы разложите их по порядку: что было раньше, что изобрели потом и т. д. воспитатель раздает картинки с изображением камня, глиняной дощечки, бересты и бумаги(Дети работают группами по 4 человека.)

Воспитатель - Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием.

Воспитатель: С вами так интересно, столько нового узнала. В заключении давайте поиграть с вами в игру

"Разминка на хорошее настроение"

"Давайте представим, что каждый из нас это лучик солнца, давайте встанем вкруг и вытянем руки вперед, так чтобы все ручки соединились в одной точке. Закройте глазки и представьте что мы дотронулись до солнышка и прочувствуйте тепло, которое солнышко отдает его вам. Оно проходит к вам через ручки, идет по плечам прямо внутрь груди, нам становиться тепло. Это тепло проходит по спине, проходит по ногам и к голове. Почувствуйте его внутри себя. Теперь открываем глаза, глубоко вдохнули и выдохнули. "

Я хочу подарить вам летучего змея, которого возьмете с собой на улицу. (отдает детям летучего змея).