Путешествие в прошлое бумаги
Автор: Меньщикова Елена Михайловна
«Путешествие в прошлое бумаги». Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе
Цель: Знакомить детей с историей бумаги, с современными видами бумаги через использование информационно - компьютерных технологий.
Задачи:
Познавательные:
Формировать умение ориентироваться в прошлом, настоящем бумаги.
Формировать партнерские взаимоотношения у детей в процессе исследовательской деятельности.
Расширять и активизировать словарь и все компоненты устной речи в различных формах и видах детской деятельности.
Развивающие:
Развивать концентрацию и устойчивость внимания, творческую активность детей, графические навыки и любознательность.
Воспитательные:
Способствовать сплочению коллектива средствами игровых технологий.
Воспитывать в детях бережное отношение к бумаге.
Предварительная работа:
Эксперименты с глиной, камнем; рассматривание детской энциклопедии.
Материал:
Камень, глиняная дощечка, ткань, береста, лист бумаги низкого качества, образцы современных видов бумаг, компьютер, телевизор, материал к игре "Разложи по порядку".Фломастеры, заточенная палочка, глиняные дощечки, ткань на каждого ребенка.
Ход:
Мотивация:
звучит музыка "Улыбка" Шаинского.
В группу заходит воспитатель и приносит летучего змея.
Воспитатель: У меня сегодня отличное настроение и я решила поделится им с вами. Хотите, чтобы у вас было хорошее настроение? (ответ детей)
Ритуал приветствия. "Передай улыбку"
(Предлагает встать в круг и взяться за руки)
Сегодня мы с вами поприветствуем друг друга с помощью улыбки. Давайте улыбнемся и передадим улыбку своему соседу, сначала справа, потом слева. А теперь давайте улыбнемся все вместе. Вот у всех нас хорошее настроение. Ребята я пришла к вам показать летучего змея которого сделала сама. А из чего он сделан? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята представляете раньше давным-давно бумаги не было! А хотите узнать на чем раньше люди писали, рисовали?
Дети: Да
Воспитатель: Тогда садитесь и слушайте. (воспитатель показывает камень) Давным-давно люди жили в пещерах, кроме камней в их жилищах нечего не было. (слайд №2) Им как-то надо было общаться, люди вместо бумаги использовали камень - высекали на нем буквы. (Показ на экране слайды с изображением камней с высеченными буквами.) (слайд №3)
Воспитатель. Хорошо придумано? Но скажите, удобен ли камень для письма? Дети. Нет. Воспитатель. А почему? Дети. Он тяжелый.
Воспитатель. Правильно, ребята. Камень - неудобный материал для письма, так как он твердый, жесткий и тяжелый. Потом люди придумали писать на глиняных дощечках (показ глиняной дощечки (слайд №4). Люди стали искать более удобный материал для письма и решили использовать глину (слайд №5). Я предлагаю Вам сравнить глину и камень и определить их свойства. (дети подходят к столу и рассматривают глину и камень сравнивают их. Дети приходят к выводу, что глина легче камня, но она хрупкая, из нее нельзя сделать книгу или тетрадь).
Эксперимент "По следам изобретателей письменности"
Ребята давайте попробуем писать и рисовать так, как это делали древние люди. Для этого возьмите глиняные дощечки и острые палочки. Что же могли изобразить древние люди? Охоту на мамонта или как они жили, гуляли? (Дети фантазируют и изображают на дощечках рисунок) Теперь оставим дощечки подсохнуть.
Этюд "Передай движение" (слайд №6, 7)
Психолог: Посмотрите на эти фигуры человека, которые нарисованы на каменных стенах, давайте изобразим их".
Воспитатель: Глиняные дощечки ломались и книгу из них сделать нельзя. Поэтому люди решили писать на ткани. Давайте подойдем и попробуем написать на ткани. Сложите ее пополам и нарисуйте на ней что-нибудь. (Дети выполняют задание)
Воспитатель: Удобно было рисовать?
Дети: Нет.
Воспитатель: А почему?
Дети: Рисовать трудно.
Воспитатель: Ткань растягивается, рисунок расплывается и отпечатывается на другой стороне.
Воспитатель: После ткани люди стали писать на другом материале. Располагайтесь поудобней на подушечках. Посмотрите это береста (показ слайдов № 8,9 с разъяснением). «Наши предки, которые жили в Древней Руси, писали на бересте. Береста - это наружная часть березовой коры. Писать на ней удобно, но для книг она не годилась».
Эксперимент с берестой
Давайте попробуем сложить бересту и сделать из нее обложку книги (Дети выполняют задание, и приходят к выводу, что береста ломается, а значит она хрупкая).
Воспитатель: На чем же мы будем писать? (показ слайдов №10, 11 о появлении бумаги). «В древние времена из далекой восточной страны - Китая – купцы привезли чудесные тонкие листы, на которых было удобно писать. Это была бумага. Именно в Китае впервые научились делать бумагу». Первая бумага была желтая, темная, плотная, шероховатая. И тогда человек стал думать, как проще изготовить бумагу, как улучшить ее качество. Со временем появились новые сорта бумаги, удобной в использовании и несложной в изготовлении. (Показ образцов современных видов бумаги)
Воспитатель: Как люди используют бумагу (слайд № 12)
Дети: На бумаге пишут, рисуют; из нее делают тетради, газеты, журналы и книги.
Игра ИКТ "Настоящее и прошлое бумаги"
Воспитатель: А сейчас, предлагаю поиграть в игру «Разложи по порядку». Я раздам картинки, вы разложите их по порядку: что было раньше, что изобрели потом и т. д. воспитатель раздает картинки с изображением камня, глиняной дощечки, бересты и бумаги. (Дети работают группами по 4 человека.)
Воспитатель - Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием.
Воспитатель: С вами так интересно, столько нового узнала. В заключении давайте поиграть с вами в игру
"Разминка на хорошее настроение"
"Давайте представим, что каждый из нас это лучик солнца, давайте встанем вкруг и вытянем руки вперед, так чтобы все ручки соединились в одной точке. Закройте глазки и представьте что мы дотронулись до солнышка и прочувствуйте тепло, которое солнышко отдает его вам. Оно проходит к вам через ручки, идет по плечам прямо внутрь груди, нам становиться тепло. Это тепло проходит по спине, проходит по ногам и к голове. Почувствуйте его внутри себя. Теперь открываем глаза, глубоко вдохнули и выдохнули. "
Я хочу подарить вам летучего змея, которого возьмете с собой на улицу. (отдает детям летучего змея).