Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе "Викторина по Владимирской вышивке
Автор: Гречина Людмила Владимировна
Конспект
непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию
в подготовительной группе
«Викторина по Владимирской вышивке»
Составила: Гречина Л.В.
воспитатель первой
квалификационной категории
группа №6 МБДОУ «ЦРР – детский сад №102»
Владимир, 2022
Программные задачи:
1. Воспитывать уважение к природным умельцам, мастерам, сделавшим такие красивые предметы искусства, бережное отношение к подлинным предметам рукоделия.
2. Продолжать знакомить детей с особенностями владимирской вышивки. Систематизировать и уточнить знания детей о владимирской вышивке. Развивать умение составлять самостоятельные композиции по владимирской вышивке, делать их красивыми, выразительными, похожие на настоящие. Развивать и совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
3. Учить украшать полотенце узорами, характерными для нашего края. Развивать творчество, интерес к работе.
Словарная работа: рукоделие, рукодельница, мастерица, вышивка, вышивальщицы, пяльцы.
Предварительная работа: экскурсия в музей «Хрусталь, лаковая миниатюра, вышивка». Беседа об экскурсии. Рассматривание изделий и образцов вышивки в группе. Знакомство с элементами вышивки. Рассматривание узоров полотенцев.
Оборудование: образцы народного прикладного искусства (дымка, хохлома, городец, жестого, гжель, семеновские матрешки, каргольские игрушки, филимоновские игрушки, владимирская вышивка. Иллюстрации изделия с вышивкой: полотенца, наволочки, платочки, фартуки, салфетка, дидактическая игра.
Материал для занятия: лист бумаги определенной формы и размера, карандаши, фломастеры.
Ход НОД:
Воспитатель вносит на жостовском подносе предметы и говорит:
Здесь подарки для гостей
Из различных областей.
Из Семенова, Рязани,
Каргополы, Хохломы,
Из Владимирского края,
Из родимой стороны.
Многоместная матрешка,
Разукрашенная ложка,
И половник золотой,
Полотенец расписной.
Как на ручке у ковша
Чудо-птица хороша.
Кто пройдет, да взглянет,
Удивляться станет.
Вос-ль: Откуда прибыли все эти предметы? (ответы детей) Да, ребята, широка и богата наша страна. Издавна славилась она мастерамии умельцами. Мы с вами знакомились с предметами, созданными этими мастерами. На нашей Владимирской земле тоже много живет таких мастеров, которые создают свои прекрасные изделия из стекла, хрусталя, глины. Сегодня давайте вспомним и владимирскую вышивку, которая славится не только у нас в области и в стране, но и за их пределами.
Вос-ль: очень многие женщины умеют вышивать, а в старину долгими вечерами русские женщины, девушки занимались этим рукоделием. Что означает слово «рукоделие»? (ответы детей) Правильно, рукоделие - значит руками делается. Ребята, а где мы видели изделия с владимирской вышивкой?
Дети: Изделия с владимирской вышивкой мы видели в музее, в магазине, дома у бабушки.
Вос-ль: Какие изделия украшают владимирской вышивкой?
Дети: Владимирская вышивка украшает скатерти, занавески, наволочки, картины, полотенца, салфетки, фартуки.
Вос-ль: Что вышивают мастерицы на своих работах?
Дети: В своих работах мастерицы вышивают птиц, людей, дома, цветы, коней, колосья.
Вос-ль: Какие цвета используются во владимирской вышивке?
Дети: Во владимирской вышивке используют такие цвета, как: красный, с добавлением синего и зеленого, желтого; реже изделия выполняются синим цветом с добавлением красного и зеленого.
Вос-ль: Чем украшается серединка цветка, тело птицы?
Дети: Серединку украшают сеточкой.
Вос-ль: Чем заполняется сеточка?
Дети: Сеточка заполняется козликом, лапочкой, точками, квадратиками, зигзагообразными линиями.
Вос-ль: Чем привлекают нас изделия с владимирской вышивкой?
Дети: Изделия владимирской вышивки нас привлекают яркостью, красотой, праздничностью.
Вос-ль: Как рождается эта вышивка?
Дети: Сначала художники придумывают рисунок, затем его переносят на материю и вышивальщицы вышивают.
Игра «Кружева»
Играющие выбирают двух водящих. Один – «челнок», другой – «ткач».
Остальные дети встают парами, образуя круг. Пары бегут друг от друга, за руки и делают «ворота». «Челнок» по сигналу начинает бегать змейкой, не пропуская ни одни ворота, а «ткач» его догоняет. если ткач догонит "челнок" прежде, чем он добежит до конца круга, то он становится «челноком», а «ткач» выбирается из других играющих.
Дидактическая игра «Сложи узор»
Вос-ль: А сейчас послушайте загадку:
На стене висит болтается,
Всяк за него хватается.
Вос-ль: А как у нас раньше называли полотенце? (показываю рушник, даю полюбоваться вышивкой, даю полюбоваться вышивкой)
Дети: Рушник
Вос-ль: Какие узоры вышивали на рушниках рукодельницы?
Дети: Рукодельницы вышивали птиц, цветы, животных.
Вос-ль: Ребята, а сейчас давайте украсим полотенце узорами. Посмотрите на рисунки вот на этих полотенцах и постарайтесь украсить свое, сделать его ярким и красивым.
Итак, художественная мастерская начинает свою работу