Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе "День Красной книги
Автор: Чайка Оксана Вадимовна
Конспект занятия по познавательному развитию детей второй младшей группы на тему «День Красной книги»
Цель:
· знакомить детей с Красной книгой, животными, растениями, занесенными в нее. Узнать, для чего она нужна, какие животные и растения в нее занесены.
· развивать познавательный интерес к жизни животных, растений;
· формировать у детей эмоциональную отзывчивость на красоту природы;
· воспитывать желание бережного отношения к природе
Форма проведения: организованная образовательная деятельность.
Метод проведения:
· Наглядный метод: демонстрация наглядного материала, а именно иллюстраций «Растения и животные Красной книги»;
· Игровой метод: дидактическая игра «Скажи наоборот»;
· Словесный метод: беседа с детьми.
Возраст детей: 3- 4
Условия для проведения занятия: группа
Оборудование: Красная книга, иллюстрации с изображением растений и животных, занесенных в Красную книгу, пластилин белого, желтого и зеленого цветов.
План мероприятия
I Организационный момент.
II Этапы мероприятия:
- Беседа о создании Красной книги
- Рассматривание иллюстраций
- Загадки
- Дидактическая игра «Скажи наоборот»
- Лепка «Кувшинка»
III Итог занятия
- Игра «Подбери правило»
Ход организованной образовательной деятельности
I.Организационный момент.
Воспитатель Ребята, сегодня у нас необычное занятие и я вам принесла что-то интересное. Отгадайте, что это?
С листочками, а не дерево
Не рубаха, а сшита
Не человек, а рассказывает (книга)
II. Этап мероприятия.
Беседа.
Воспитатель: Ребята, вы любите, слушать, когда вам читают книги? Расскажите, а какие бывают книги? А какие книги вам больше всего нравится слушать? (Книги сказок, рассказы, книжки со стихотворениями, с научными знаниями – энциклопедии и т. д.).
- Скажите, а из чего состоит книга? (Обложка, страницы, картинки).
- Молодцы! Очень хорошо, что вы знаете, из чего состоит книга и что книжки бывают разными. Как вы думаете, почему эту книгу назвали Красной? А вы знаете, что же это за книга такая?
- Красный цвет - цвет опасности! Он говорит нам - стоп! Красная книга - эта книга, в которой записаны все животные и растения на земле, которые находятся на грани вымирания, то есть, в скором времени они могут исчезнуть совсем. Давным-давно на планете Земля обитали животные, птицы и рыбы, которых сейчас уже не найти. Были и растения, которые теперь на Земле не растут. А как вы думаете, почему такое происходит с животными и растениями?
- Во многом оказались виноваты сами люди. Заводы и фабрики, которые строит человек отравляют воду и воздух. Люди охотятся на зверей из-за их красивого меха, а на птиц из-за красивого оперения. Растения также страдают от человеческих рук. Так вот для того что бы сохранить нашу природу, ученые придумали красную книгу, в которую записываются все животные и растения, которые находятся на грани исчезновения, и теперь они находятся под защитой нашего государства.
Посмотрите, какого она цвета? (красного). Что обозначает красный цвет? Красный цвет предупреждает нас - стой! Остановись! Еще один шаг и может быть поздно. Но перед чем мы должны остановиться? (не губить природу: не ломать ветки, не рвать цветы, не разорять птичьи гнезда, не убивать животных и т. д.)
Многих животных и растений на земле осталось очень мало. Поэтому люди и придумали такую книгу. В ней указаны названия растений и животных. О них мы сегодня и поговорим.
Воспитатель: сейчас мы рассмотрим растения и животных, которых нужно беречь.
(Дети рассматривают иллюстрации)
Загадки
Каждый, думаю, узнает,
Если в поле побывает,
Этот жёлтый цветок,
Всем известный. (Василек)
Тропинкой узкой, что в поле сбегает
Василек тонконогий по свету шагает.
Желтый одуванчик
Весь в росинках чистых
Залил луг широкий
Светом золотистым. (Одуванчик)
Этот цветок распускается в мае,
Белые бусинки он одевает. (Ландыш)
Колокольчик – дирижёр.
Палочка взлетает.
В синих фраках дружный хор
Песню запевает.
И несется перезвон
По лесной поляне:
Динь - динь-дон, динь-динь-дон!
Пойте вместе с нами! (Колокольчик)
Замечательный цветок,
Словно яркий огонек.
Пышный, важный, словно пан,
Нежный бархатный. (Тюльпан).
Мха копытами касаясь ходит северный красавец,
Ходит смело и легко, рога раскинув широко(Лось)
Этот зверь, почти как кот, играть же с ним опасно,
В природе он живет, большой он и клыкастый. (Тигр.)
Из берлоги слышен храп, - спит хозяин косолап,
Всю округу замело, но ему во сне тепло. (Медведь).
Педагог:
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Ребята, давайте мы с вами сыграем в игру, я называю животное, птицу или растение и слово признак, а вы подбираете другое животное и противоположный признак – антоним. Например, амурский тигр большой, а красный волк маленький и т.д.
Педагог:
Для того, чтобы на земле было больше редких растений, животных и птиц, люди создают заповедники. Это такие специальные места, где их разводят. Заповедник – это, где природа живет по своим законам. В заповеднике охраняются государством травы, цветы, ягоды, грибы. Деревья, кустарники, звери, птицы, насекомые, рыбы. В заповеднике людям запрещается рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотиться на птиц и животных. В заповедник приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест. Заповедники – это островки спасения природы от человека. Заповедники – это наше богатство, золотой фонд нашей страны, которым каждый из нас может гордиться. Ведь птицы, растения, животные – это наша природа. Красота, которую дарит нам природа – бесценна
Педагог ( приглашает детей за столы и раздает пластилин)
Ребята, сейчас, я предлагаю вам из пластилина слепить одно из растений занесенных в красную книгу. Это растение называется кувшинка белоснежная. Изумительной красоты цветок, который нередко можно увидеть на марийских реках и озерах. Занесен в Красную книгу Республики Марий Эл, охраняется на территории заповедника "Большая Кокшага". Кувшинки примечательны тем, что их листья всегда плавают по поверхности воды, как и, собственно, их цветки.
III Итог занятия
Педагог. Ребята, сегодня вы узнали, что такое Красная книга, познакомились с некоторыми животными и растениями, занесенными в Красную книгу.
Рефлексия
Педагог. – Какого цвета книга, в которую заносятся редкие экземпляры животных и растений?
- Что обозначает красный цвет книги? О чем он сигнализирует?
- Какие цветы и животные занесены в Красную книгу?
- Что такое заповедник?
Игра «Подбери правило»
Педагог. Давайте поиграем в игру, сформулируем правила поведения в лесу.
В природе нельзя: нарушать тишину, разорять птичьи гнезда, ловить насекомых, разводить костер без причины, разбрасывать мусор, рвать цветущие цветы, ломать ветки и деревья, охотиться в запрещенное время, стрелять птиц и т.д.
Можно: сажать деревья, убирать сухие ветки, устраивать заповедники.
Дети, ни за какие деньги нельзя купить дерево, его нужно посадить, и для этого приложить немало усилий. Мы – хозяева природы, а она – кладовая со всеми сокровищами. Земля такая маленькая. Давайте ее беречь!
Оказалось, мир большой,
Всё в нём связано друг с другом.
Важен зверь и мотылёк,
Важен слон и колосок,
Важен маленький жучок.
В мире есть такие люди,
Ничего не берегут:
Животных часто истребляют,
Природу сильно загрязняют,
Могут вырвать с корнем гриб.
Узнав про это, я поник.
Как природу сохранить?
Разрушить связь не допустить?
Знаю, книга есть одна,
Красной называется она.
В ней найдёте вы ответы,
Описания, советы.
Фото, список всех зверей.
Где живут и что едят,
И растений целый ряд.
Всех, кому грозит беда.
Не губите их друзья.
Оказалось, мир большой,
Всё в нём связано друг с другом.
Важен зверь и мотылёк,
Важен слон и колосок,
Важен маленький жучок.