Поможем птичкам в зимнюю стужу
Автор: Яковлева Алсу Анваровна
Предлагаю конспект непосредственно образовательной деятельности для детей дошколят. Материал будет полезен воспитателям. В ходе занятия закрепляются знания детей о птицах.
Занятие на экологическую тему: Поможем птичкам в зимнюю стужу.
Описание:
Предлагаю конспект непосредственно образовательной деятельности для детей дошколят. Материал будет полезен воспитателям. В ходе занятия закрепляются знания детей о птицах.
Цель :
Закрепить, расширить и обобщить знания о зимующих птицах, изучить их особенности. Формировать бережное отношение к птицам, желание помогать в трудное для них время.
Задачи:
- формировать гуманное отношение к живой природе, птицам;
- воспитывать у детей коммуникативную культуру: умение вести разговор на заданную тему, выполнять творческую работу.
- активизировать и расширять словарь по теме "Зимующие птицы"
Предварительная работа: чтение книг, беседы, наблюдения на прогулках, заучивание стихов, разгадывание загадок о птицах, просмотр презентации, иллюстраций, изготовление кормушек.
Материалы и оборудование: , иллюстрации с изображением птиц, заготовки для изготовления кормушек, кисточки и краски, ножницы, презентация по теме «Зимующие птицы».
С детьми проведены: беседы, наблюдения.
Ход занятия:
(Воспитатель читает стих)
Различаемся мы цветом,
Встретишь нас зимой и летом,
Если крыльями взмахнем,
Будем в небе голубом.
Каркать, петь и ворковать,
Нас зимою подкормите…
Дети, кто мы? Назовите. (птицы)
Мы сегодня с вами проведём занятие, но прежде скажите ребятки, о ком мы сегодня будем говорить?
Птичий гомон, птичий крик
В сердце к нам с тобой проник!
Он нас радует, волнует,
Звонкой песенкой чарует,
А своею простотой
В души нам несет покой!
Прилетают сорванцы,
И выводятся птенцы –
Для них трудятся, поют,
В гнездах создают уют!
Ведь птенцы - такая радость,
Для души, для сердца - сладость,
Нежно птенчики поют,
А к зиме уж подрастут!
-Ответы детей.
Молодцы, отгадали правильно.
И сейчас мы проведем игру – «Экологическая викторина».
По 2 балла за каждый правильный ответ.
1-Как называются растения, у которых мягкие стебли?
а) кустарники
б) деревья
в) травы
2- Какую птицу называют лесным доктором?
а) синица
б) поползень
в) дятел
3-Какое хвойное дерево сбрасывает листву на зиму?
а) ель
б) лиственница
в) сосна
4- Как называются птицы, которые питаются насекомыми?
а) растительноядные
б) насекомоядные
в) всеядные
5-в каком ряду указаны только перелетные птицы.
а) цапля, ласточка, ворона
б) стриж, аист, дикая утка
в) воробей, синица, голубь
6-Без чего человек не может прожить и несколько секунд?
а) пища
б) вода
в) воздух
7-Печальна, красива плакучая …
а) ольха
б) ива
в) берёза
8-Какая птица передвигается по стволу дерева вниз головой?
а) дятел
б) поползень
в) кукушка
9-Какая птица выводит птенцов зимой?
а) ворона
б) клёст
в) снегирь
2конкурс.
Загадки. За правильный ответ 1 балл
1. Вокруг руки вьется, а в руки не дается
2. Вечером на землю слетает, ночью на земле прибывает, утром опять улетает
3. В воде не гниет, бросишь в воду поплывет
4. В огне не горит, в воде не тонет
5. Часть оболочки Земли занятая живым веществом
6. Спереди - шильце, сзади - вильце, сверху - синее суконце, внизу - белое полотенце
7. Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крохи собирает
8. У кого есть шапка без головы, нога без сапога.
9. Почему птицы улетают на юг?
10. Какие ноты растут на грядках?
Молодцы ребята, подведём итоги.
Сегодня мы вспомнили об одной птичке.
Полюбуйтесь-ка клестами –
Клювы сложены крестами.
Щеголи – на загляденье:
В ярко-красном оперенье!
В теплом гнездышке уютном
Вывелись зимой птенцы,
Им мороз не страшен лютый,
Кто зимой средь хвойных веток
В феврале выводит деток? Необычный клюв - крестом, Птичку ту зовут ...
(Клестом)
Вот мы сейчас послушаем интересные факты о птицах.
-Существует три вида клестов, название которых произошло от деревьев на которых они кормятся. Это - сосновик, листвинничек. Хотя, в голодное время можно наблюдать птиц всех видов на одном дереве.
-Клюв клеста перекрещенный. Это самая необычная форма птичьего клюва пернатых нашей страны. Форма клюва меняется, когда возраст клеста – 2 месяца.
-Чем больше возраст клеста, тем больше у него кривизна носа.
-Основной способ добычи корма – вылущивание шишек. Для такой добычи корма очень подходит форма клюва клеста.
-Клесты обеспечивают распространение хвойных деревьев - так как шишка для птицы тяжелый груз, то полностью съесть все семена она не может. И, упавшая шишка, даст новые ростки деревьев.
-Однако форма клюва предназначена не только для добычи корма, но и для лазания по деревьям. Клесты могут «подвешиваться» к шишкам вниз головой.
Презентация.
Ребята, на улице сейчас зима, всюду лежит снег. Мы знаем, что есть птицы, которые остаются с нами, не улетают в теплые края. Птичкам становится прокормить себя. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, метелей, в сильные морозы. Тогда для них наступают голодные дни. В это время необходима ваша помощь.
Послушаем стихотворение:
Наступила уж зима
Побелели все дома.
Я гуляю во дворе.
Холодно всей детворе
Птичкам тоже холодно,
А ещё и голодно.
Голуби хотят еду.
Хлеба птичкам я найду.
Ведь зимой нет червяков –
Спрятались среди снегов.
Крошки сыплю голубям –
Лучшим маленьким друзьям.
Покормите птичек всех:
Воробьёв, синичек, тех,
Кто нуждается в еде,
Оказавшись вдруг в беде.
Давайте все вместе сделаем кормушки для наших птиц и повесим на прогулке.
Работают дети по группам.
(Выставка кормушек.)
-Ребята, о чем мы говорили на нашем занятии?
- Что нового узнали? Что было интересного?
- Какие птицы зимуют вместе с нами? Как же им помочь пережить зимнее время? Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, около дома, у окна будет висеть своя кормушка. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней. Но самое главное, я считаю, вы станете добрее и бережнее будете относиться ко всему живому.