Конспект ООД в старшей группе по познавательно-исследовательская деятельности "Путешествие на метеостанцию
Автор: Грошева Любовь Юрьевна
«Путешествие на метеостанцию»
Цель: Закрепить и обобщить знания детей о метеоплощадке, о ее назначении, закреплять знания о тихой и ветреной погоде, силе ветра, учить детей определять направление ветра по окружающим предметам, учить отмечать погоду в календаре природы.
Программные задачи:
Образовательные задачи:
· Продолжать учить детей наблюдать явления природы, определять погоду;
· Обучать работе с приборами: термометром, гигрометром, флюгером, осадкомером, солнечными часами.
· Помогать устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, составлять прогноз погоды. Учить анализировать результаты наблюдений и делать выводы.
Развивающие задачи:
· Развивать у детей навыки исследовательской деятельности:
наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать выводы и умозаключения.
Воспитательные задачи:
· Воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе работы, заниматься сообща.
Предварительная работа: знакомство с метеостанцией, беседы о погоде, временах года, о погодных явлениях наблюдения за погодой на метеостанции, работа с календарем природы в группе, разучивание стихов о погодных явлениях, погоде, временах года.
Оборудование: метеостанция с оборудованием, шишка, воздушный змей.
Ход ООД
Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, когда я сегодня утром пришла в группу, то обнаружила на своем столе вот этот конверт и воздушного змея. Давайте посмотрим, что же там внутри. Да здесь записка. Давайте прочтем что же там написано. «Здравствуйте, ребята! Вчера я смастерил воздушного змея и хочу его подарить на день рождения, Пилюлькину! Но я не знаю когда его можно запускать, хотя Знайка сказал что, для этого погода должна быть без осадков и ветреной. Ребята, я решил подарить вам этого змея, но у меня есть одно условие - вы должны определить подходит ли погода для игры с воздушным змеем или нет»
Воспитатель: Ну что, ребята, посмотрите какой замечательный подарок нам сделал Незнайка! Но мы должны обязательно выполнить условие – определить погоду и узнать сможем ли мы запускать воздушного змея или нет. Ну что же, Вы готовы?
Дети: Да!
Воспитатель: ну тогда мы отправляемся на метеостанцию для определения погоды!
Воспитатель и дети выходят на улицу и подходят к метеоплощадке.
Основная часть.
Воспитатель: Вот мы и пришли на метеостанцию. Ребята, скажите, пожалуйста, для чего вообще существуют метеостанции?
Дети: Для того, чтобы наблюдать за погодой.
Воспитатель: А кто знает как называют людей, которые составляют прогноз погоды?
Дети: Метеорологи!
Воспитатель: А сейчас давайте представим, что мы с вами метеорологи. Давайте попробуем определить погоду. Как вы думаете, что нам для этого понадобится?
Дети: метеорологи наблюдают за погодой с помощью приборов.
Воспитатель: А при помощи каких приборов метеорологи узнают погоду?
Дети: Термометр, и барометр.
Воспитатель: Для чего нам нужен термометр?
Дети: Мы можем узнать, холодно или тепло на улице. Мы узнаем, сколько градусов на улице.
Воспитатель: Конечно с помощью термометра мы можем измерить температуру воздуха. Давайте взглянем на термометр. И узнаем сколько градусов он показывает.
Дети: Температура воздуха составляет …градусов.
Воспитатель: В будке есть прибор, который называется барометр. Он измеряет атмосферное давление. Чем оно выше, тем меньше вероятность дождя.
Воспитатель: Когда профессии метеоролог не существовало, погоду предсказывали по растениям. Вот один из них, это барометр из шишки. В сухую погоду шишка хорошо раскрыта, а на влагу она начинает закрываться. Давайте проведем наше первое исследование. (Сухую шишку опускают в воду, в воде она начинает закрываться), а теперь давайте вытащим шишку, пусть она здесь немного полежит. Мы к ней еще вернемся.
Воспитатель: Ребята, но мы же с вами должны помочь Незнайке и определить погоду для запуска воздушного змея. Как вы думаете, какая должна быть погода, чтобы запустить воздушного змея?
Дети: Хорошей, без дождя.
Воспитатель: Верно, погода должна быть ветреной и без осадков. Скажите, а как можно определить пасмурная или ясная сейчас погода.
Дети: Посмотреть на небо, если там нет туч или облаков, светит солнышко, значит погода ясная)
Воспитатель: Хорошо. Тогда подскажите мне, какая сегодня погода?
Дети: ясная, хорошая или облачная, но без осадков.
Воспитатель: Почему вы так решили? (ответы детей)
Воспитатель: А еще для запуска воздушного змея нам нужен ветер.
Воспитатель: как вы думаете, какой сегодня ветер слабый, средний или сильный?
Дети: Кажется сегодня слабый ветер.
Воспитатель: Скорость ветра, конечно можно определять «На глазок», по ощущениям, а можно с помощью приборов флюгера и ветряного рукава. Ветряной рукав позволяет определить силу ветра. А с помощью флюгера мы узнаем, в каком направлении дует ветер. Ребята, давайте вспомним названия сторон света. Теперь посмотрите на флюгер. Флюгер повернут на запад, значит ветер какой?
Дети: Западный.
Воспитатель: А теперь давайте определим силу ветра. Какой прибор нам в этом поможет?
Дети: Ветряной рукав.
Воспитатель : А еще у нас есть прибор, для того чтобы определить насколько сильный был дождь. Это осадкомер, или дождемер – и он применяется для измерения жидких и твердых осадков (снег и дождевая вода)..
Воспитатель: А еще у нас есть прибор для определения времени - солнечные часы. Солнечные часы работают только в солнечную погоду, с помощью движения тени по циферблату. Давайте проверим, правда, это или нет. Маша возьми зонт и открой его над солнечными часами. Что мы видим?
Дети: Что зонт сделал большую тень и солнечные часы не работают.
Воспитатель: Убираем зонт и определяем время на солнечных часах
Воспитатель: Как вы думаете, почему солнечные часы желтого цвета
Дети: Они желтые, как солнышко.
Воспитатель: Ребята, давайте немного отдохнем и потанцуем. (танцуют танец «Солнышко лучистое»).
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что же произошло с нашей шишкой?
Дети: Шишка раскрылась.
Воспитатель: Это не просто шишка, это природный гигрометр! когда шишка раскрыта, значит на улице сухо, а если шишка закрыта, значит на улице влажно и сыро.
Воспитатель: Хорошо, молодцы! Теперь давайте подойдем к специальной доске и зафиксируем, какая сегодня погода. (Подходят к мольберту и выставляют значки, обозначающие ясную (облачную) погоду, ветер и температуру воздуха).
Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте подведем с вами итог: подходит ли сегодня погода для запуска змея?
Дети: Да!
Воспитатель: Ребята, я думаю, что мы выполнили условия Незнайки- определили погоду, А теперь давайте попробуем вместе запустить воздушного змея в небо!
Идут запускать змея.