+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahvospitatelya.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР "Звуки [К], [К']. Буква К

Автор: Шевченко Анна Николаевна

Краткое описание работы

Конспект логопедического занятия

по обучению грамоте в подготовительной группе

для детей с ТНР на тему: «Звуки [К], [К']. Буква К»

                                                                                               

Выполнил:

учитель - логопед

Шевченко А. Н.

 

Тема: «Звуки [К] – [К`]. Буква К».

Цель: закреплять чёткое произношение и различение звуков [К] и [К'], познакомить с буквой К.

Задачи:

Обучающие:

·         закреплять умение  дифференцировать звуки по твёрдости и мягкости [к] - [к’];

·         познакомить с буквой К;

·         упражнять в образовании множественного числа существительных.

Коррекционно-развивающие:

·         развивать слуховое восприятие;

·         развивать фонематические процессы (навыки звукового анализа),

·         развивать графомоторные навыки (письмо буквы).

Воспитательная:

·         воспитывать дисциплину, культуру речевого общения (умение слушать других), самоконтроль за речью.

 

Методы и приёмы: 

- словесные (вопросы, беседа, объяснение);

- игровые (дидактические игры);

- наглядные (картинки, предметы);

- практические (упражнения).

 

Оборудование: сундучок, фигурки кота и кита, предметные картинки со звуками [к] [к'], варежки (синяя и зелёная).

 

Раздаточный материал: счётные палочки, фишки для звукового анализа, ручки, набор букв для выкладывания слов КОТ, КИТ.

 

Ход занятия:

 

1.     Организационный момент:

Дети стоят в кругу.

Поздоровайтесь друг с другом,
Улыбнитесь всем вокруг,
А теперь соседу справа

Мячик ты передавай (дети передают мяч, проговаривают: «Доброе утро, …(называют имя ребенка)!)

Учитель - логопед: Доброго утра всем!

 

Основная часть:

 

Введение в тему. 

Учитель - логопед: Сегодня на занятие я принесла вам сундучок!  Давайте в него заглянем. (В сундучке лежат фигурки кота и кита).

 

Учитель - логопед: Назовите первый звук в слове кот, в слове кит.

Учитель - логопед: Ребята, вы догадались, какие звуки мы будем сегодня повторять? (Звуки [К], [К`]).

Акустико-артикуляционный анализ звука.

Учитель - логопед: Произнесите попеременно звуки [к] и [к`] (хором, индивидуально).

- Дайте характеристику звуку [к] – согласный, твердый, глухой, обозначается синим цветом.
- Дайте характеристику звуку [к`] – согласный, мягкий, глухой, обозначается зеленым цветом.

Учитель - логопед: Чем похожи эти звуки? Чем они отличаются?

Различение звуков на слух:

Ø Дидактическая игра  «Поймай звук».

Учитель - логопед: Если услышите звук [к’], хлопните в ладоши, если услышите звук [к], топните:

·         А, К, М, И, К`, К, К’, Т, К, У, К’,

·         МА, КЫ, СУ, КЁ, АК, УС, КИ, ЫК, КЯ, МИ, ЯК,

·         ЛАМПА, КОШКА, КИНО, КАША, ДОМИНО, КЕГЛИ, ТЕЛЕФОН, КУБИКИ

Ø Дидактическая  игра «Скажи наоборот».

Учитель - логопед: Ребята, я предлагаю вам сыграть в игру «Скажи наоборот». Я буду называть слоги с твёрдым звуком [к], а вы – с мягким [к`].

ка – кя                     ак – акь

ко – кё                     ок – окь

ку – кю                    ук – укь

кы – ки                   ик – икь

Ø Дидактическая игра «Запомни,  повтори» (проговаривание слоговых

рядов)

Учитель - логопед: Молодцы. А теперь повторяйте за мной.

ка-ка-ки             ке-ка-ку

ко-ку-кя              ко-ки-ку

ку-ки-ко             кю-кю-ку

кё-ко-ко             ки-ка-ки 

Учитель - логопед: 1,2,3,4,5 – продолжаем мы играть.

 

Ø Дидактическая игра «Разложи картинки» (раскладывание картинок по варежкам: в синюю – со звуком [к], в зелёную – со звуком [к`]).

На картинках изображены - кот, кирпичи, капуста, кино, кит, курица, камыш, кисточка, кенгуру, корова, кукла, кепка.

Учитель - логопед: Ребята, посмотрите, сколько разных картинок у меня на столе.  Давайте их разложим по варежкам.

Учитель - логопед: Какие картинки мы положим в синюю корзинку? Почему? А какие – в зелёную? Почему?

Дети выполняют задание, объясняя свой выбор.

Знакомство с буквой К. Письмо буквы в тетрадях

Учитель - логопед: Ребята, кто знает, чем звуки обозначаются на письме? (Буквами)

Звуки [к] и [к’] обозначаем буквой  К.

Учитель - логопед: На что похожа буква К?

Два столбика стояли рядом.

Вдруг один переломился

И к другому прислонился.

Рисование буквы в воздухе, выкладывание буквы из палочек (за столами).

Письмо буквы в тетрадях.

Пальчиковая игра «Замок»

На двери висит замок,

Кто его открыть бы смог,

Постучали, покрутили,

Потянули и открыли.

Звуковой анализ слов

Выполнение звукового анализа  слова КОТ.

Учитель - логопед: Какой звук 1-ый, 2-ой, 3-ий?

Учитель - логопед: Выложите слово КОТ буквами.

Выполнение звукового анализа  слова КИТ.

Учитель - логопед: Какой звук 1-ый,2-ой,3-ий? Обозначьте звуки буквами.

Учитель - логопед: Чем отличаются первые звуки в этих словах? А ещё, чем отличаются эти слова? (Гласными звуками)

Игра с мячом «Один - много» (образование множественного числа имени существительного)

мак - …                   маяк - …

танк - …                веник - …

кубик - …               звонок - …

паук - …                 сачок - …

жук - …                 клубок - …

венок - …               замок - …

Обратить внимание на последние звуки в словах в единственном ([к]) и множественном ([к`]) числе.

Итог занятия.

Учитель - логопед: Что нового вы узнали? Какое задание было самым трудным? А какое задание вам понравилось больше всего?