Итоговое интегрированное занятие по формированию элементарных математических представлений для детей 6 – 7 лет (подготовительная к школе группа) "В поисках золотого ключика
Автор: Рачкова Антонина Васильевна
«В поисках золотого ключика »
Выполнила: воспитатель гр 14 Рачкова А.В.
Цель:Обобщение математических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Обучающие:
Закрепить умение детей считать в пределах от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, умение называть число предыдущее и последующее названному числу.
Закрепить знания детей о геометрических фигурах и ориентировку на плоскости.
Закрепить умение детей составлять и решать простые, арифметические задачи, на сложение и вычитание в пределах 10 и правильно выбирать арифметическое действие при решении задач.
Закрепить умение составлять число из двух меньших чисел.
Формировать навыки определения время по часам с точность до часа.
Закрепить пространственные представления, умение ориентироваться на листе в клетку.
Развивающие:
Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитывающие:
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнить ее самостоятельно.
Воспитывать дружелюбие, сопереживание, доброжелательное отношение друг к другу.
Побуждать детей давать ответы полными, распространенными предложениями;
Материалы:коробка, письмо, конверты с заданиями, мяч, листы белой бумаги, листы в клетку, простые карандаши, клей, ножницы, салфетки, цветная бумага (желтая, синяя, красная, зеленая, оранжевая), карточки с заданиями на состав числа, большой зеленый прямоугольник.
Ход
Воспитатель:Ребята у нас сегодня гости давайте поздороваемся.
Воспитатель: (Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.)
Колокольчик наш звенит, заливается
Мальчики и девочки в круг собираются!
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
Топнем левою ногой,
Щелкнем правою рукой.
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
И опять играть начнем.
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам послушать загадку, и определить какое занятие нам предстоит.
Загадка
Она – царица всех наук,
Без неё мы – как без рук,
Научит думать и решать,
И много действий совершать.
Дети:Это Математика.
Воспитатель:Правильно. Это Математика очень важная и нужная наука.
Ребята! Прежде чем начнем наше занятие, нам нужно усвоить некоторые правила поведения. Я буду начинать говорить правило, а вы будете его заканчивать.
- Ты сиди за партой стройно и веди себя … (ДОСТОЙНО)
- Парта – это не кровать и на ней нельзя… (ЛЕЖАТЬ)
- Ответить хочешь – не шуми, а только руку… (ПОДНИМИ)
- Хорошо все вспомнили наши правила поведения на занятии.
Воспитатель: Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, то увидела на столе вот эту коробку. Заглянула в неё и нашла письмо. А кто его написал, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Этот кто-то очень странный
Человечек деревянный?
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос суёт он длинный.
Кто же это?
Дети: Это Буратино.
Воспитатель:Хотите узнать, о чём он пишет?
Дети:Да!
Воспитатель:Ребята, кто хочет прочитать письмо?
(Ребенок читает письмо)
«Дорогие ребята! Пожалуйста, помогите мне! Злой кот Базилио и лиса Алиса перехитрили меня и отобрали мой золотой ключик, который я нёс Папе Карло. А чтобы найти кота Базилио и лису Алису и забрать ключик, мне нужно выполнить задания. Я боюсь, что не справлюсь. Пожалуйста, помогите! Задания находятся в конвертах в коробочке с письмом. Первое задание в конверте под номером 1.»
Воспитатель: Ну, что, ребята? Поможем Буратино?
Дети:Да!
Воспитатель: (Имя ребенка) достань пожалуйста конверт №1.
Задание №1«Математическая разминка»
- Вспомните порядковый счет от 1 до 10
- Назовите соседей чисел 3,5,7,9
-Сколько ушей у двух кошек?(4)
- Сколько дней в неделе? (7)
- Сколько пальцев на одной руке? (5)
- Сколько лап у двух собак? (8)
- Сколько пальцев на двух руках? (10)
- Что длиннее неделя или месяц?
- Сколько месяцев в году?
- Назовите сказки, где упоминается цифра 7.
- Какой по счёту стояла кошка в сказке «Репка»? (5)
- Молодцы! Справились, а вот и подсказка.
Второе задание ищите в конверте, где изображена геометрическая фигура похожая на героя сказки, который катился по дорожке («Он от бабушки ушел и от дедушки ушел…»)
- Что же это за геометрическая фигура?
Дети:Это круг.
Воспитатель: (Имя ребенка) принеси, пожалуйста, конверт с геометрической фигурой круг. (Ребенок приносит конверт с заданием).
Воспитатель читает задание № 2
Задание №2. « Скажи наоборот» (дети становятся в круг)
Воспитатель кидает мяч ребенку и называет одно из математических понятий, а ребенок кидает мяч обратно и называет противоположность.
Длинный - короткий
Большой – маленький
Высокий – низкий
Широкий – узкий
Толстый – худой
Далеко – близко
Вверху – внизу
Слева – справа
Легкий – тяжелый
Воспитатель:Молодцы, ребята! В конверте лежит следующая подсказка. Какая геометрическая фигура имеет три угла?
Дети:Эта фигура треугольник.
Воспитатель: (Имя ребенка) принеси, пожалуйста конверт и прочитай задание.
Задание №3.« Веселые задачки»
1.У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки? (Одна)
2.На березе 3 толстых ветки, на каждой толстой ветке по три тоненьких веточки, на каждой тоненькой веточке по одному яблоку. Сколько всего яблок? (0)
3.Сколько орехов в пустом стакане?(0)
4. Пять ворон на крышу сели,
Две еще к ним прилетели.
Отвечайте быстро смело!
Сколько всех их прилетело? (7)
5. Шесть весёлых медвежат,
За малиной в лес спешат,
Но один малыш устал,
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди.
Сколько мишек впереди? (5)
Воспитатель: Молодцы ребята! Справились с заданием. Следующее задание нужно искать в конверте с геометрической фигурой, у которой все стороны равны.
Дети:Это квадрат.
Воспитатель: (Имя ребенка)принеси, пожалуйста конверт.
Задание № 4. Игра"Числоград"(Работа в карточках за столами. Один ребенок по желанию выходит к доске)
- Займите свои места за столами. Положите перед собой карточку с заданием. В этом городе все необычное. В домах живут соседи числа, которые в сумме дают число номер дома.
-Заселите домики числами.
(Дети выполняют задание, проверка с комментариями)
Воспитатель:Ребята нас ждет еще одно задание. Но нам надо отгадать загадку.
« На грядке длинный и зеленый, а в кадке желтый и соленый?»
Дети:Огурец.
Воспитатель: А на какую геометрическую фигуру похож огурец?
Дети: Огурец похож на овал.
Воспитатель:Правильно. Следующее задание находиться в конверте с изображением овала. (Имя ребенка), принеси пожалуйста конверт с заданием.
Задание № 5. «Ориентировка на листе бумаги» (Работа за столами.)
-Вам нужно нарисовать геометрические фигуры на листе бумаги, в соответствии с заданием.
1. В Середине листа нарисуйте желтый круг.
2. В правом верхнем углу нарисуйте красный квадрат.
3. В левом нижнем углу нарисуйте зелёный овал.
4. В правом нижнем углу нарисуйте оранжевый прямоугольник.
5. В левом верхнем углу синий треугольник.
- Проверяем работу по образцу, заранее изготовленному. Молодцы с заданием справились. Уберите на край стола листочки с выполненным заданием
Воспитатель:Молодцы ребята! Но в этом конверте нет подсказки. Где же может быть подсказка?
- Ничего необычного вы в группе не замечаете?
Дети: На окне большой зеленый прямоугольник.
Воспитатель: Давайте посмотрим, не подсказка ли это? (Воспитатель берет прямоугольник и читает текст «Следующее задание в конверте с изображением прямоугольника»)
Воспитатель:(Имя ребенка) принеси конверт с изображением прямоугольника.Воспитатель:Но прежде чем мы откроем конверт, нам нужно укрепить свой организм. А что укрепляет организм?
Дети:Гимнастика.
Воспитатель:Давайте проведем небольшую гимнастику.
Физминутка«Ходят стрелочки по кругу».
Здесь вам пригодятся знания о часах и времени.
На ковре по кругу разложены карточки с цифрами от 1 до 12. Дети встают около карточек. Воспитатель стоит в центре и произносит вместе с детьми стихотворные слова.
Мы - часы, наш точен ход,(Дети ходят по кругу, взявшись за руки.)
Ходят стрелочки по кругу
И хотят догнать друг друга.
Стрелки, стрелки, не спешите,
Вы нам время подскажите!