+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahvospitatelya.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Конспект НОД по ОО "Познавательное развитие" (Развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе) "Воздух, свойства воздуха

Автор: Клековкина Елена Петровна

Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воздуха.

Задачи:

Воспитательные:

1. Воспитывать культуру общения.

2. Воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.

Образовательные:

1. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы.

2. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о воздухе и его свойствах, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений.

3. Учить устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость между экологией и здоровьем человека; формировать осознанное отношение к своему здоровью, экологическое сознание детей.

Развивающие:

1. Развивать познавательную активность, наблюдательность, мыслительную деятельность детей в процессе экспериментирования.

2. Развивать умение детей самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации.

3. Активизировать речевую деятельность детей.

Методы и приемы:

1. Практические (Эксперименты, опыты, дидактические игры)

2. Наглядные (Рассматривание иллюстраций, наглядного материала)

3. Словесные (Вопросы, пояснения, выводы)

Подготовка к НОД воспитателя: Разработка конспекта, подбор наглядного материала, игры, логика образовательной деятельности, чтение литературы по теме «Воздух», наблюдения на прогулке за ветром.

Оборудование: посылка, конверт с загадкой и карточки с буквами В, О, З, Д, У, Х, фартуки, эмблемы «Опытный исследователь», алгоритм выполнения каждого эксперимента, модель с перечнем знаков (глаз, руки, ухо, нос, весы, пакеты, лист бумаги, зубочистки, стаканы по количеству детей, трубочки и ёмкости, наполненные водой, воздушный шарик, колпачки от фломастеров, музыкальные инструменты, разные фрукты, акварельные краски.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Мне очень приятно видеть ваши приветливые лица и добрые глаза. Давайте начнем наше занятие с ритуала.

Ты мой друг,

И я твой друг,

Как прекрасен мир вокруг!

Мы друг другу улыбнемся,

Дружно за руки возьмемся.

Ребята какое у вас сейчас настроение? 

Дети:хорошее.

Воспитатель: Посмотрите сколько у нас сегодня на занятии гостей, давайте подуем на наши ладошки и передадим наше хорошее настроение гостям.

Ребята, сегодня мне с утра почтальон принёс посылку, конечно без вас я ее открывать не стала. Давайте посмотрим от кого она. А посылка то из Цветочного города, от Незнайки. Давайте ее откроем. Ничего нет!

Ребята посмотрите, но здесь конверт. (с обратной стороны посылки конверт)

Откроем его? Письмо и буквы. А что же нужно с ними сделать?

Давайте сначала прочитаем письмо.

«Дорогие ребята! Знайка, загадал мне очень трудную загадку и без вашей помощи мне не справиться. Пожалуйста, помогите мне ее отгадать.

Что находится в посылке?»

– Ну что поможем Незнайке? 

Д: Да.

В: Ребята, внимательно послушайте загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас! 

Д: воздух.

А правильно ли вы ответили, проверьте сложив из букв, слово.

Получилось слово ВОЗДУХ.

В:  Ребята, вы молодцы, вот и помогли Незнайке отгадать загадку!

 Ребята, а для чего нам нужен воздух

Д: Дышать, жить

В: А вы знаете, что человек может прожить без еды - 5 недель, без воды - 5 дней, без воздуха обычные человек 1 минуту, подготовленный не больше 5 минут.

В: Положите руку на грудь, сделайте глубокий вдох, выдох. Вы почувствовали, как воздух заполняет наши легкие, а при выдохе покидает их.

В: А кому ещё нужен воздух?

Д: Рыбам, животным, растениям.

В: Правильно, всему живому.

В: А каким воздухом полезно дышать?

Д: Свежим, чистым.

В: Где у нас самый чистый воздух?

Д: В лесу, в парке.

В: А что мы можем сделать, чтоб воздух был чище у нас в городе?

Д: Не сорить, проводить уборку около своих домов, сажать деревья и кусты.

В:А как мы можем с вами сделать чище воздух в нашей группе?

Д: Проводить влажную уборку, проветривать помещение.

В: И сегодня мы с вами поговорим о воздухе, как настоящие ученые-исследователи. С помощью опытов мы с вами узнаем о свойствах воздуха.

В: А проводить опыты, мы будем в нашей экспериментальной лаборатория.

В: А как называется человек, работающий в научной лаборатории?

Д: научный сотрудник.

В: Скажите, какими качествами должен обладать научный сотрудник?

Д: Быть внимательным, аккуратным, спокойным.

В: В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, действовать по команде воспитателя.

И главное требование при работе в лаборатории: работать всегда в специальной одежде

И так ребята я предлагаю пройти вам в научную лабораторию, одеть фартуки и присесть за свои столы.

(Дети надевают фартуки).

В: Вот теперь вы не дети, а я не воспитатель, мы все с вами научные сотрудники.

Дорогие коллеги мы сегодня будем с вами изучать свойства воздуха.

Но для начала мы свами вспомним технику безопасности при проведении опытов(показываю карточки):

- нельзя нечего пробовать на вкус;

-работать только на подносе;

-соблюдать порядок, на рабочем месте;

-брать только те предметы, которые нужны для опыта;

- осторожно пользоваться оборудованием;

И так ребята переходим с вами к экспериментальной части нашего занятия. У нас на плакате изображены модели свойств воздуха, здесь изображено? 

Д: рука, рот, глаз, ухо, нос.

1. Воспитатель: Посмотрите на модель (рука).

Как вы думаете, почему изображена эта модель?

Ответ ребенка: Можем ли мы почувствовать воздух?

Эксперимент № 1 «Почувствуй воздух

Воспитатель: Для начала возьмите со стола целлофановый пакет и попробуйте поймать воздух.

Воспитатель: Закрутите пакеты. Что в нем находится?

Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим, ест ли он там. Возьмите зубочистку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

А теперь ребята давайте проведем пальчиковую гимнастику «Веер»

У тебя есть две руки, (вращаем кистями, руки раскрыты)

Есть и десять пальчиков.

Будут пальчики трудиться, (сжимать и разжимать пальчики в кулачки)

Не пристало им лениться.

Мы купили новый веер, (раскрыть пыльцы и «обмахивать «им лицо, как веером).

Он работает, как ветер.

Что вы чувствуете? Прохладную струю воздуха. Прохладный ветерок.

А теперь подуйте на свои ладошки. Что вы чувствуете? (теплую струю воздуха). Теплый ветерок. Ветер – это движение воздуха.

Вывод: при помощи экспериментов мы доказали, что воздух можно почувствовать.

Физкультминутка «Ветер».

Ветер веет над полями,

И качается трава (Дети плавно качают руками над головой)

Облако плывет над нами,

Словно белая гора (Потягивание – руки вверх)

Ветер пыль над нами носит. (Дети плавно качают руками над головой)

Наклоняются колосья –

Вправо-влево, взад-вперед (Наклоны вправо-влево, назад-вперед)

А потом наоборот

Мы взбираемся на холм (Ходьба на месте)

Там немного отдохнем (Дети садятся)

2. Воспитатель: Перейдем к следующей модели – (рот).

Какой мы можем задать вопрос?

Д: Помогает ли нам воздух говорить?

Эксперимент № 2 Воздух помогает говорить.

Возьмите в руку листочек бумаги, сейчас мы с вами поработаем со звуком (п). (Дети произносят звук (п) на бумажку).

Вы заметили, что произносить звук «П» мы свами с могли только на выдохе, а также говорить кричать, петь, шептать, мы можем тоже только на выдохе, когда воздухвыходит из легких наружу через рот и нос. А голос человека – это звуковые колебаниявоздуха.

Какой можем сделать вывод: При помощи опыта мы доказали, что воздух помогает, произносить звуки и говорить.

3. Воспитатель: Перейдем к следующей модели (глаз).

Как вы думаете, на какой вопрос мы теперь будем искать сейчас ответ?

Ответ ребенка: можно ли увидеть воздух?

Ребята мы уже говорили, что воздух находится вокруг нас, значит какой он?

Д: прозрачный, а как же нам тогда его увидеть?

Эксперимент № 3 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»

Воспитатель: Для нашего опыта понадобится стакан с водой и коктейльная трубочка. Нужно опустить один конец в воду, а в другой подуть.

Воспитатель: Подуйте в трубочку слабо. А теперь по сильней. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? 

Д: Нет

В:  Почему?

В: Когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаемвоздуха, пузырьков мало.Так вот эти пузырьки и есть пузырьки воздуха.

Вывод: проведя эксперимент, мы увидели пузырьки с воздухом.

4. Воспитатель: следующая модель свойств воздуха (ухо).

На какой вопрос мы свами будем искать ответ?

Д: Можно ли услышать воздух?

Давайте создадим тишину и послушаем. Воздух, не слышен.

Эксперимент № 4 «Слышим воздух»

Воспитатель: Возьмите крышечку от фломастера подуйте с краю. Что вы слышите?

Д: Звук, воздух.

Дыхательная гимнастика: Надуй шарик.

Дети представляют, что у них в руках шарик, мы его надуваем насосом (дыхание ртом короткое) ф-ф-ф-ф (руки разводят, а сдувается (длинный выдох) ш-ш-ш-ш, в конце хлопок.

Воспитатель: у вас на столе есть воздушный шарик, давайте надуем его своимвоздухом, теперь попытайтесь, как вы думаете, что можно сделать с этим теперь попробуйте растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, с таким звуком выходит воздух.

А еще ребята с помощью чего мы можем услышать воздух? Правильно, духовые инструменты, которые играют тоже при помощи воздуха.

Вывод: проведя эксперимент, мы доказали, что при помощи воздуха, мы можем услышать разные звуки.

5. Воспитатель: перейдем к следующей модели - (нос).

Подскажите, на какой теперь вопрос будем искать с вами ответ?

Ответ ребенка: можем ли мы почувствовать запах воздуха?

Давайте вздохнём носиком? Что вы почувствовали? (ответы детей)Воздух запаха не имеет!

Но когда вы приходите домой, а мама печет вкусные пирожки, вы сразу чувствуете их аромат.

Эксперимент № 5 «Узнай по запаху»

Воспитатель: Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы(апельсин, лук, яблоко) и ответить какой запах вы почувствовали. Вы замечательно справились. Молодцы!

Вывод: сам воздух без запаха, но при потоке воздуха мы можем почувствовать запахи.

Итог.

А теперь ребята, давайте вспомним все, что мы узнали о воздухе.

Я предлагаю вам взять со стола две карточки зеленую и красную. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать карточку. Если вы со мной согласны - поднимите зеленую карточку, если не согласны - красную. Давайте попробуем. Будьте внимательны!