Конспект НОД по ОО "Познавательное развитие" (Развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе) "Воздух, свойства воздуха
Автор: Клековкина Елена Петровна
Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воздуха.
Задачи:
Воспитательные:
1. Воспитывать культуру общения.
2. Воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.
Образовательные:
1. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
2. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о воздухе и его свойствах, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений.
3. Учить устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость между экологией и здоровьем человека; формировать осознанное отношение к своему здоровью, экологическое сознание детей.
Развивающие:
1. Развивать познавательную активность, наблюдательность, мыслительную деятельность детей в процессе экспериментирования.
2. Развивать умение детей самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации.
3. Активизировать речевую деятельность детей.
Методы и приемы:
1. Практические (Эксперименты, опыты, дидактические игры)
2. Наглядные (Рассматривание иллюстраций, наглядного материала)
3. Словесные (Вопросы, пояснения, выводы)
Подготовка к НОД воспитателя: Разработка конспекта, подбор наглядного материала, игры, логика образовательной деятельности, чтение литературы по теме «Воздух», наблюдения на прогулке за ветром.
Оборудование: посылка, конверт с загадкой и карточки с буквами В, О, З, Д, У, Х, фартуки, эмблемы «Опытный исследователь», алгоритм выполнения каждого эксперимента, модель с перечнем знаков (глаз, руки, ухо, нос, весы, пакеты, лист бумаги, зубочистки, стаканы по количеству детей, трубочки и ёмкости, наполненные водой, воздушный шарик, колпачки от фломастеров, музыкальные инструменты, разные фрукты, акварельные краски.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Мне очень приятно видеть ваши приветливые лица и добрые глаза. Давайте начнем наше занятие с ритуала.
Ты мой друг,
И я твой друг,
Как прекрасен мир вокруг!
Мы друг другу улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся.
Ребята какое у вас сейчас настроение?
Дети:хорошее.
Воспитатель: Посмотрите сколько у нас сегодня на занятии гостей, давайте подуем на наши ладошки и передадим наше хорошее настроение гостям.
Ребята, сегодня мне с утра почтальон принёс посылку, конечно без вас я ее открывать не стала. Давайте посмотрим от кого она. А посылка то из Цветочного города, от Незнайки. Давайте ее откроем. Ничего нет!
Ребята посмотрите, но здесь конверт. (с обратной стороны посылки конверт)
Откроем его? Письмо и буквы. А что же нужно с ними сделать?
Давайте сначала прочитаем письмо.
«Дорогие ребята! Знайка, загадал мне очень трудную загадку и без вашей помощи мне не справиться. Пожалуйста, помогите мне ее отгадать.
Что находится в посылке?»
– Ну что поможем Незнайке?
Д: Да.
В: Ребята, внимательно послушайте загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Д: воздух.
А правильно ли вы ответили, проверьте сложив из букв, слово.
Получилось слово ВОЗДУХ.
В: Ребята, вы молодцы, вот и помогли Незнайке отгадать загадку!
Ребята, а для чего нам нужен воздух?
Д: Дышать, жить
В: А вы знаете, что человек может прожить без еды - 5 недель, без воды - 5 дней, без воздуха обычные человек 1 минуту, подготовленный не больше 5 минут.
В: Положите руку на грудь, сделайте глубокий вдох, выдох. Вы почувствовали, как воздух заполняет наши легкие, а при выдохе покидает их.
В: А кому ещё нужен воздух?
Д: Рыбам, животным, растениям.
В: Правильно, всему живому.
В: А каким воздухом полезно дышать?
Д: Свежим, чистым.
В: Где у нас самый чистый воздух?
Д: В лесу, в парке.
В: А что мы можем сделать, чтоб воздух был чище у нас в городе?
Д: Не сорить, проводить уборку около своих домов, сажать деревья и кусты.
В:А как мы можем с вами сделать чище воздух в нашей группе?
Д: Проводить влажную уборку, проветривать помещение.
В: И сегодня мы с вами поговорим о воздухе, как настоящие ученые-исследователи. С помощью опытов мы с вами узнаем о свойствах воздуха.
В: А проводить опыты, мы будем в нашей экспериментальной лаборатория.
В: А как называется человек, работающий в научной лаборатории?
Д: научный сотрудник.
В: Скажите, какими качествами должен обладать научный сотрудник?
Д: Быть внимательным, аккуратным, спокойным.
В: В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, действовать по команде воспитателя.
И главное требование при работе в лаборатории: работать всегда в специальной одежде
И так ребята я предлагаю пройти вам в научную лабораторию, одеть фартуки и присесть за свои столы.
(Дети надевают фартуки).
В: Вот теперь вы не дети, а я не воспитатель, мы все с вами научные сотрудники.
Дорогие коллеги мы сегодня будем с вами изучать свойства воздуха.
Но для начала мы свами вспомним технику безопасности при проведении опытов(показываю карточки):
- нельзя нечего пробовать на вкус;
-работать только на подносе;
-соблюдать порядок, на рабочем месте;
-брать только те предметы, которые нужны для опыта;
- осторожно пользоваться оборудованием;
И так ребята переходим с вами к экспериментальной части нашего занятия. У нас на плакате изображены модели свойств воздуха, здесь изображено?
Д: рука, рот, глаз, ухо, нос.
1. Воспитатель: Посмотрите на модель (рука).
Как вы думаете, почему изображена эта модель?
Ответ ребенка: Можем ли мы почувствовать воздух?
Эксперимент № 1 «Почувствуй воздух?»
Воспитатель: Для начала возьмите со стола целлофановый пакет и попробуйте поймать воздух.
Воспитатель: Закрутите пакеты. Что в нем находится?
Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим, ест ли он там. Возьмите зубочистку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
А теперь ребята давайте проведем пальчиковую гимнастику «Веер»
У тебя есть две руки, (вращаем кистями, руки раскрыты)
Есть и десять пальчиков.
Будут пальчики трудиться, (сжимать и разжимать пальчики в кулачки)
Не пристало им лениться.
Мы купили новый веер, (раскрыть пыльцы и «обмахивать «им лицо, как веером).
Он работает, как ветер.
Что вы чувствуете? Прохладную струю воздуха. Прохладный ветерок.
А теперь подуйте на свои ладошки. Что вы чувствуете? (теплую струю воздуха). Теплый ветерок. Ветер – это движение воздуха.
Вывод: при помощи экспериментов мы доказали, что воздух можно почувствовать.
Физкультминутка «Ветер».
Ветер веет над полями,
И качается трава (Дети плавно качают руками над головой)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора (Потягивание – руки вверх)
Ветер пыль над нами носит. (Дети плавно качают руками над головой)
Наклоняются колосья –
Вправо-влево, взад-вперед (Наклоны вправо-влево, назад-вперед)
А потом наоборот
Мы взбираемся на холм (Ходьба на месте)
Там немного отдохнем (Дети садятся)
2. Воспитатель: Перейдем к следующей модели – (рот).
Какой мы можем задать вопрос?
Д: Помогает ли нам воздух говорить?
Эксперимент № 2 Воздух помогает говорить.
Возьмите в руку листочек бумаги, сейчас мы с вами поработаем со звуком (п). (Дети произносят звук (п) на бумажку).
Вы заметили, что произносить звук «П» мы свами с могли только на выдохе, а также говорить кричать, петь, шептать, мы можем тоже только на выдохе, когда воздухвыходит из легких наружу через рот и нос. А голос человека – это звуковые колебаниявоздуха.
Какой можем сделать вывод: При помощи опыта мы доказали, что воздух помогает, произносить звуки и говорить.
3. Воспитатель: Перейдем к следующей модели (глаз).
Как вы думаете, на какой вопрос мы теперь будем искать сейчас ответ?
Ответ ребенка: можно ли увидеть воздух?
Ребята мы уже говорили, что воздух находится вокруг нас, значит какой он?
Д: прозрачный, а как же нам тогда его увидеть?
Эксперимент № 3 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»
Воспитатель: Для нашего опыта понадобится стакан с водой и коктейльная трубочка. Нужно опустить один конец в воду, а в другой подуть.
Воспитатель: Подуйте в трубочку слабо. А теперь по сильней. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество?
Д: Нет
В: Почему?
В: Когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаемвоздуха, пузырьков мало.Так вот эти пузырьки и есть пузырьки воздуха.
Вывод: проведя эксперимент, мы увидели пузырьки с воздухом.
4. Воспитатель: следующая модель свойств воздуха (ухо).
На какой вопрос мы свами будем искать ответ?
Д: Можно ли услышать воздух?
Давайте создадим тишину и послушаем. Воздух, не слышен.
Эксперимент № 4 «Слышим воздух»
Воспитатель: Возьмите крышечку от фломастера подуйте с краю. Что вы слышите?
Д: Звук, воздух.
Дыхательная гимнастика: Надуй шарик.
Дети представляют, что у них в руках шарик, мы его надуваем насосом (дыхание ртом короткое) ф-ф-ф-ф (руки разводят, а сдувается (длинный выдох) ш-ш-ш-ш, в конце хлопок.
Воспитатель: у вас на столе есть воздушный шарик, давайте надуем его своимвоздухом, теперь попытайтесь, как вы думаете, что можно сделать с этим теперь попробуйте растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, с таким звуком выходит воздух.
А еще ребята с помощью чего мы можем услышать воздух? Правильно, духовые инструменты, которые играют тоже при помощи воздуха.
Вывод: проведя эксперимент, мы доказали, что при помощи воздуха, мы можем услышать разные звуки.
5. Воспитатель: перейдем к следующей модели - (нос).
Подскажите, на какой теперь вопрос будем искать с вами ответ?
Ответ ребенка: можем ли мы почувствовать запах воздуха?
Давайте вздохнём носиком? Что вы почувствовали? (ответы детей). Воздух запаха не имеет!
Но когда вы приходите домой, а мама печет вкусные пирожки, вы сразу чувствуете их аромат.
Эксперимент № 5 «Узнай по запаху»
Воспитатель: Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы(апельсин, лук, яблоко) и ответить какой запах вы почувствовали. Вы замечательно справились. Молодцы!
Вывод: сам воздух без запаха, но при потоке воздуха мы можем почувствовать запахи.
Итог.
А теперь ребята, давайте вспомним все, что мы узнали о воздухе.
Я предлагаю вам взять со стола две карточки зеленую и красную. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать карточку. Если вы со мной согласны - поднимите зеленую карточку, если не согласны - красную. Давайте попробуем. Будьте внимательны!