Конспект интегрированного занятия "Рассказ верблюжонка о природных явлениях
Автор: Меркушова Ирина Федоровна
Конспект интегрированного занятия
«Рассказ верблюжонка о природных явлениях»
Цель: уточнить представления детей о пустыне, горах, вулканах, Создать условия для экспериментальной и художественной деятельности детей.
Задачи:
Образовательные:
-объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации;
-закрепляем знания детей о пустынях, вулканах;
-закреплять умение фильтровать воду;
Развивающие:
- развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь детей, художественный вкус, совершенствовать изобразительные навыки;
-формировать умение понимать поставленную задачу;
-создать условия для развития творческих способностей;
-умение анализировать, обобщать и делать выводы;
-побуждать выдвигать гипотезы предположения
-развивать навыки проведения лабораторных опытов
Воспитательные:
-воспитывать интерес к явлениям природы;
желание помогать попавшим в беду, совершать добрые дела;
- воспитывать интерес к экспериментальной деятельности,
-воспитывать желание исследовать окружающий мир доступными способами - экспериментирования
-прививать бережное отношение к воде
Предварительная работа:
-Беседы:- на темы о добре и зле, о природных явлениях, о воде, ее роли в жизни всего живого;
- катаклизмах (землетрясения, смерчи, ураганы, наводнения),
-опыты с водой, воздухом;
-чтение познавательной литературы;
- рисование в технике кляксография;
-рассматривание картин, иллюстраций;
-просмотр мультфильмов: «Верблюжонок и мышонок», «Книга Джунглей»
Материалы и оборудование: столы и стулья по кол. детей; фартуки по кол. детей; игрушка Верблюжонок, макет вулкана (реактив); баночки пустые, баночки с грязной водой, воронки, вата, салфетки бумажные, салфетки тканевые, песок речной, цветной, бумага большого формата(50x200), гуашь, восковые мелки, акварель, клей, кисти для акварели и гуаши, кисти для клея, стаканчики, пластилин, природный материал экран, проектор, ноутбук, подносы, фонограмма, презентации «Пустыня», «Извержение вулкана», глобус, диплом.
Методы и приемы
-вводная беседа;
-вопросы;
-рассказ;
-опытническая деятельность;
-опора на знания детей;
-наблюдения;
-музыкальное сопровождение;
-игровой прием;
-проблемная ситуация;
-предварительная работа;
-групповая работа;
-иллюстративно-наглядный материал;
Ход занятия
Воспитатель: - Ребята чтобы порадовать, друг друга, чтобы было хорошее настроение, давайте скажем добрые, ласковые слова.
(ответы детей)
Воспитатель: ребята помогите мне ( читает стихотворение)
Дети: Ласковое слово,
Восп: Говорите чаще!
Дети: Ласковое слово,
Восп: Даже меда слаще.
Дети: Ласковое слово,
Восп: Согревает душу.
Дети: Ласковое слово,
Восп: Слушал бы да слушал.
Дети: Ласковое слово,
Восп: Будто солнце светит.
Дети: Ласковое слово,
Восп: Нужно всем на свете!
Воспитатель: Говорить ласковые слова друг другу это хорошо?
А совершать добрые поступки?
Делать добро – это намного лучше?
(Ответы детей)
Воспитатель: - Сегодня мы с вами отправляемся в «Лабораторию добрых дел». Там будет много чего интересного.
(Слышится плачь, воспитатель выходит и заносит верблюжонка)
Воспитатель: Ребята посмотрите кто к нам пришел
- Не плачь, не плачь, что у тебя случилось?
(Звучит фонограмма с голосом верблюжонка)
Верблюжонок: - Здравствуйте, меня зовут Миша, я отправился в зоопарк к мудрому филину, просить помощи.
Воспитатель: - А почему тебе нужна помощь, что случилось?
Верблюжонок: - У нас в пустыне есть прекрасный оазис, это такой участок в пустыне у водного источника, где люди берут воду, приводят скот на водопой, но вот во время песчаной бури вода в источнике загрязнилась. Всем жителям пустыни нужна чистая вода, и меня отправили к мудрому филину за помощью, а я пока добирался, заблудился в горах, и теперь попал к вам, а филина так и не нашел.
Воспитатель: - Не расстраивайся, Миша, мы как раз сегодня будем заниматься в «Лаборатории добрых дел», и там сможем тебе помочь.
- Вот, Миша, наша лаборатория, а это магистр, давайте знакомиться, но сна для работы и проведения опытов (одеваем фартуки).
Магистр: - Здравствуйте ребята! Я вас уже заждалась.
Воспитатель: - Да нам пришлось немного задержаться, и мы пришли сегодня не одни, с нами верблюжонок Миша, которому нужна помощь.
Верблюжонок: - Да-да, пожалуйста, помогите. У нас в пустыне есть прекрасный оазис, но вот во время песчаной бури вода в источнике загрязнилась. Всем жителям пустыни нужна чистая вода, и меня отправили к мудрому филину за помощью, а я пока добирался, заблудился в горах, и теперь попал к вам, а филина так и не нашел.
Магистр: - Не плачь, Миша, сейчас мы тебе все расскажем и покажем. Кто расскажет, как можно очистить воду?
Дети предлагают очистить воду с помощью фильтров (вата, салфетки). Берут все необходимое для эксперимента: баночки с грязной водой, пустые баночки, фильтры, воронки. Проводится эксперимент.
Магистр: - Пока вода, будет очищаться через фильтры, мы хотим, Миша, показать какая опасность подстерегала тебя в горах.
Презентация о вулканах.
Магистр: - Вот видишь, верблюжонок, что тебя поджидало, а сейчас мы в нашей лаборатории на макете еще раз покажем, как извергается вулкан.
Демонстрация эксперимента «Извержение вулкана».
Вулканы долгие годы «спят». Лишь дымок и пар, выходящие из трещин, напоминают, что вулкан может «проснуться». Но вот под землей нарастает гул, раздаются удары, предчувствуя беду, убегают звери, улетают птицы. Из кратера – углубления на вершине горы – поднимается столб черного дыма и пепла, раздается грохот. Теперь надо ждать самого страшного.
Звучит музыка.
Из кратера начинает течь лава. Огненная река сжигает все на своем пути. Остывая, она покрывает землю каменной корой. Понемногу вулкан стихает и «засыпает». Вот какая опасность подстерегает в горах. Но наш вулкан добрый. Он постоянно «спит».
Воспитатель: - Пока мы с вами наблюдали за извержением вулкана, наша вода очистилась, стала пригодна для питья.
Кто-то из детей напоминает верблюжонку, как очистить воду.
Верблюжонок: - Воду вы меня научили очищать, а дорогу домой я не помню.
Магистр: - Не плачь, Миша, мы тебе поможем, ребята много знают о верблюдах.
Магистр:- Где живут верблюды?
Магистр:- Правильно в пустыне. Давайте расскажем верблюжонку о пустыне. Почему у пустыни такое название? (от слова «пусто»…).
(Показ слайдов с изображением пустыни)
Магистр: - Ребята возьмите лупы. Я предлагаю рассмотреть песок через лупу.
(Дети рассматривают)
Магистр: - Рассмотрели, так скажите какой он песок?
Дети: - Песок сухой, сыпучий, состоит из песчинок желтого цвета, ветер дует песчинки, легко переносятся.
Магистр: - На что похожа пустыня?
Дети: - Пустыня похожа на огромное море.
Магистр: - В пустыне мы видели песчаные холмы, называются они?
Дети: - Дюны, они как морские волны, а барханы имеют подковообразную форму.
Магистр: - Давайте попробуем образовать барханы из песка.
(Проводится эксперимент)
Магистр: - А какой климат в пустыне? Опишите.
Дети: - Климат жаркий и сухой, дожди выпадают редко, ярко светит солнце, в полдень очень жарко, а ночью холодно.
Магистр: - Какие растения могут выжить в пустыне? Назовите их.
Дети: - Кактусы, колючки, кустарники.
Магистр: - А почему они выживают в условиях пустыни?
Дети: - Потому что могут делать запасы воды в своих стеблях и листьях.
Магистр: - А какие животные и насекомые живут в условиях пустыни?
Дети: - Суслики, верблюды, змеи, черепахи, скорпионы, ящерицы, саранча, муравьи, жуки, мотыльки.
Магистр: - Как они приспосабливаются к таким жестким условиям жизни? Чем питаются?
Дети: - Насекомыми, верблюжьей колючкой, кустарниками.
Верблюд, тоже приспособился к жестким условиям. У верблюда есть горб с запасами жира, который легко превращается в воду и помогает верблюдам утолить жажду изнутри
Магистр: - Как часто люди называют верблюда, идущего через пустыню?
Дети: - Кораблем пустыни.
Магистр: - Да, они подобно дрейфующим кораблям в море, выстраиваются в одну линейку и преодолевают огромные расстояния в пустыне, и называют это верблюжьим караваном.
(Магистр показывает иллюстрации с изображением каравана верблюдов)
Магистр: - Как верблюды помогают людям?
- Верблюды – незаменимые помощники человека, они перевозят через пустыню людей и грузы.
Воспитатель проводит физминутку
Поработали, ребятки!
А теперь – все на зарядку,
Влево, вправо повернитесь,
Наклонитесь, поднимитесь.
Руки вверх и руки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы вы ребятишки!
Замедляем, дети, шаг,
И на месте стой! Вот так!
А теперь мы сядем дружно,
Нам еще работать нужно!
А теперь у нас самое главное дело осталось, отправить верблюжонка Мишу домой.
Воспитатель: - Я предлагаю на время стать волшебниками. Посмотрите у нас на столах огромный лист бумаги давайте, его превратим в пустыню, сами создадим караван верблюдов, и наш верблюжонок Миша вместе с ними отправится в путь. Для этого нам нужно разделиться. У вас есть право выбора:
- нарисовать верблюдов;
- нарисовать колючки в технике кляксографии;
- сделать из песка барханы;
- вылепить палящее солнце;
Самостоятельная деятельность детей.
(Звучит спокойная музыка).
Магистр, когда картина готова, предлагаем детям закрыть глаза, и представить, что они вместе с караваном идут по пустыне. Это поможет Мише вернуться домой.
(Пока у детей закрыты глаза, прячем верблюжонка, и приклеиваем его силуэт)
Открываем глаза.
Магистр: - Посмотрите, мы с вами в лаборатории, а Миша отправился к себе на родину.
(Звучит фонограмма)
Верблюжонок: - Спасибо, ребята, за помощь. Я снова дома и смогу очистить воду в источнике. До свидания.
Воспитатель: - Тот, кто делает добро, получает радость. А вы рады, что совершили добрые дела? Какие добрые дела вы сделали?
Дети: - Мы помогли очистить воду, предупредили об опасностях, отправили верблюжонка Мишу домой.
Дети читают стихи.
Нет ничего на свете
Прекрасней доброты!
Она звездой нам светит,
С небесной высоты.
Она нас манит нежно,
Ласкает нас мечтой.
Мы все живем с надеждой.
На встречу с добротой.
Воспитатель: - Какую пословицу уместно нам сказать?
Дети: - «Добро не горит и не тонет».
Воспитатель: - Почему так говорят?
Дети: - Потому что добро всегда побеждает зло.
- Добро будет жить вечно
Воспитатель:- Правильно, ребята! И в сказках, мы с вами знаем: Добро побеждает зло
-Спасибо вам за активную работу