Мой дом, моя семья
Автор: Киселева Елена Михайловна
Открытое занятие в подготовительной группе на тему: «Мой дом, моя семья»
Задачи:
Образовательные:
- формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;
- активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье.
- формировать стремление к познанию окружающего мира;
- закрепить понятие о родственных отношениях в семье помочь ребенку осознать себя, свою причастность к близким, родным людям;
Развивающие:
- развивать чувство гордости за свою семью,
- развивать речь,
- развивать внимание, память;
- улучшать общую моторику и координацию движений;
Воспитательные:
- воспитывать желание заботиться о близких,
- воспитывать уважение к старшим; любовь к близким.
Речевые:
- отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений;
- активизировать словарь:
- обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи относительные прилагательные
Ждем гостей в группе (играем, общаемся)
Заходят гости мы здороваемся Гости рассаживаются..
Начало группового сбораПривлечение внимания детей «Мелодия Поля Мориа»
- Сбор детей в центре групповой комнаты на ковре (сидя). Рядом на доске, на который прикреплен информационный лист – модель дневного цикла жизнедеятельности группы на текущий день «План-дело-анализ».
ПриветствиеНачало группового сбора
А вы знаете ребята, я вчера узнала как можно здороваться по другому ни как обычно. Хотите я вас научу?!Давайте!!!
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
Понравилось? Интересно? Вот вы тоже кого – нибудь если захотите можете научить…
Ребятки! А давайте, вспомним нашу игру «РАДУГА», хотите?
Вопросы к детям:
- Все ли нашли для себя местечко?
- Все ли удобно устроились?
- Какое у вас сегодня настроение?
- Посмотрите друг на друга. У всех ли приветливые лица?
В:Я очень рада , Что вы выбрали все яркие цвета…Это значит у вас у всех хорошее настроение….и т.д.
Реализуемая детьми компетенция:
- Право на выражение эмоционального состояния социально приемлемыми способами.
- Обмен новостями.(3мин.)
Вопросы к детям:
- Мы с вами не виделись целый вечер и ночь. Кто хотел бы поделиться своими новостями?
- Ребятки, а кто помнит наше правило при обмене новостями? (Дети отвечают: «Говорим по одному и внимательно слушаем друг друга». В случае затруднения, воспитатель обращает внимание на информационную доску, на которой данное правило зарисовано.)
(Воспитатель внимательно выслушивает всех желающих поделиться новостями детей. Не делает различий между хорошими и плохими новостями. Новость-это свершившийся факт, который изменить нельзя.
Реализуемая детьми компетенция:
- Право быть услышанным;
- Право вести диалог (монолог), выразить свою точку зрения.
А теперь ребятки я вам предлагаю вспомнить наши вопросы, которые мы перед собой ставим каждый день:
Что мы знаем?
Что мы хотим узнать?
Что нужно сделать, чтобы узнать?
Реализуемая детьми компетенция:
- Право самостоятельно принять решение об участии (неучастии) в общей деятельности;
- Право выбора места среди других детей (с кем рядом, от кого подальше).
Мне хочется Вам такое рассказать. Но для этого вам нужно отгадать загадку, но не простую загадку, а зашифрованную в ребус. Посмотрите на экран:
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «Я»-
И получится? (Семья).
Правильно не случайно слово «Семья» можно зашифровать как 7Я. Раньше, в старину,: семья- это семь Я, т. е. в семье семь человек, живущих в одном доме. Раньше , семьи были очень большими, в семье могло быть и пять и семь детей, и жили они одной дружной семьей.
Воспитатель:
Семья- это группа людей живущих вместе. Как вы думаете, зачем нужна семья? (ответы детей). Верно! Чтобы помогать друг другу, растить и воспитывать детей, заботится о старших.
(Все высказывания детей были записаны печатными буквами младшим воспитателем в первую графу таблицы «Что мы знаем?». В скобочках записывается имя ребенка, высказавшего свое мнение)
3. Ребятки, а помните у вас было домашнее задание, нарисовать портрет своей семьи, хотите мне рассказать о своей семье по вашему рисунку.
(Если ребенок затрудняется, можно задать вспомогательные вопросы)
Спасибо за ваши рассказы. Хорошо, что есть семья, где любят друг друга. Помогают и заботятся друг о друге.
4. Папа, мама и дети – это ваша маленькая семья. У вас есть и большая семья, в нее входят ваши бабушки, дедушки, тети и дяди, детский сад – это тоже часть семьи. Еще у вас есть родственники которые могут жить в других домах, городах и даже странах, но все равно они ваши родные- это ваш род, ваша большая семья. А может кто знает пословицы и поговорки о семье, хотите рассказать? (дети рассказывают)
Дети: «Вся семья вместе и душа на месте»
- «Материнское сердце , лучше солнца греет».
- «При солнышке тепло, при матери добро».
-«Отца не хлеб кормит, а доброе слово детей».
-«Золото и серебро не стареют, отец и мать цены неимеют».
-«Нет такого дружка ,как родная матушка».
ФИЗМИНУТКА
5. Давайте отдохнем, сделаем «Семейную зарядку»
Осенью, весною, летом и зимой.
Мы во двор выходим, дружною семьей.
Встанем в круг и по порядку каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает, папа бодро приседает.
Повороты вправо влево делает мой братик Сава,
А вы наверно ребята не знаете, что есть праздник, который так и называется – День семьи, любви и верности. Празднуют в России летом - 8 июля. У праздника очень нежный символ — цветок ромашки. (на экране проектора)
Знаете, почему символ праздника - ромашка? Это самый известный и самый распространенный цветок в России, а День семьи, любви и верности отмечается в самую цветущую летнюю пору. Кроме того, в России ромашка издревле была символом любви. Отмечая этот праздник, мы говорим о любви и верности в крепкой семье, и ромашка с множеством лепестков как раз и напоминает нам такую семью.
Планирование. Выбор темы.(2-3 мин.)
Речь воспитателя:
- Мотивация: « А мы ребята можем по радывать ваших мам, если вы конечно хотите….Завтра выходные…Тоже можно сказать, что у мамы праздник…можно?
- Выявление знаний и опыта детей по теме дня «Моя семья»:
Давайте сделаем красивую открытку, или торт( Соленое тесто), ребята могут проиграть маленькую сценку пародию на маму, пластилин, краски, кисточки, баночки с водой прочитать или рассказать своим друзьям родителям , в логопедическом уголке – бусы , из фасоли – сделать ромашку
Воспитатель:
В: напомните мне пожалуйста, какие центры у нас есть?
Подумайте и решите, кто в какой Центр пойдёт работать
(Всё это позволит каждому откликнувшемуся воспитаннику самостоятельно спланировать свои действия на день, выбрать партнёров деятельности).
Реализуемые детьми компетенции:
- Право принятия самостоятельного решения относительно собственной занятости, направленности деятельности, месте её реализации, партнёрстве или его отсутствии.
Проговаривание плана.(1-2 мин.)
- Уточнение последовательности действий («С чего ты хочешь начать свою работу? Что будешь делать потом?»);
- Уточнение партнёров по деятельности («Кого бы ты хотел (а) пригласить поработать с собой?»);
- Предложение воспитателем своей помощи (в случае необходимости).
Реализуемые детьми компетенции:
- Право самостоятельно распределять обязанности (роли) в общем деле;
- Право принять (или не принять) помощь взрослого
- Право обращения к различным источникам знаний или опыта.
6.Реализация плана.
Речь воспитателя:
- - Ребята, кто уже сделал свой выбор? Пожалуйста, можете идти работать. Тем, кто ещё не решил, я напомню: у нас работает Центр книги, Центр искусства. В Центре конструирования вас ждут разные виды конструкторов, центр труда….
- Реализуемая детьми компетенция:
- Право самостоятельно выбрать и по-своему использовать материалы, способы и последовательность действий;
- Право самостоятельно договориться о распределении обязанностей внутри подгруппы и организовать деятельность;
- Право обратиться за помощью к любому члену группы (воспитателю, другому взрослому, сверстнику);
- Право самостоятельно определить объём (результат) своей работы;
- Право прекратить работу раньше, чем будет получен результат;
- Право переключиться на другой вид деятельности;
- Право выбора и осуществления деятельности, не связанной с темой общего проекта.
7. Анализ деятельности.
За 10-15минут до окончания работы раздается сигнал («Мелодия Поля Мориа ), дети наводят порядок в центрах и собираются на месте группового сбора. Если у каждой группы уже работа закончена- то работа презентуется всем детям и гостям, если работа не закончена- предлагаем закончить позже, в течение дня.
С помощью атрибута (сердечко)- каждая рабочая группа подводит итог своей деятельности. При подведении итогов - говорит только тот ребенок- у которого в руках атрибут-сердечко.
Вопросы детям:
- Кто хочет рассказать о своей работе?
- Какие трудности ты встретил(а)?
- Что тебе удалось сделать сегодня?
- Получилось ли у тебя то, что ты задумал(а)?
- Как ты предполагаешь завершить работу?
- Какие материалы можно ещё использовать?
- Планируешь ли ты продолжить начатую работу?
- Какой совет ты бы дал тому, кто решит завтра повторить твой план?
Реализуемая детьми компетенция:
- Право выбора продукта для предъявления в качестве результата деятельности;
- Право самостоятельно оценить достигнутый результат;
- Право оценить успешность сотрудничества;
- Право определения применения полученного результата.
Игог: Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили? О семье! Хотелось бы закончить нашезанятие красивым стихотворением, прочитает Амира
Волшебный символ жизни- семья,
В нем капелька Отчизны, в нем-Я,
В нем папа, мама, братик сестра,
В нем маленький квадратик двора.
В нем солнце, и березка, и дом,
В нем все согрето теплом!