Проект "Труд
Автор: Кригер Татьяна Владимировна
Проект "Труд".
Воспитатели: Заварина Алиса Енчева, Кригер Татьяна Владимировна.
Актуальность проекта: Хлеб издревле ценился и почитался людьми. На Руси он считался главным богатством. К хлебу народ всегда относился с благоговением, как к дару, спасающему от голода. По всему миру ни один прием пищи не начинается без хлеба. При этом современные дети совершенно не догадываются, какой долгий путь он проходит, чтобы попасть на стол, сколько труда нужно приложить людям, чтобы посеять, вырастить, а затем испечь хлеб. Формированию представления у дошкольников о труде хлебороба, воспитанию уважительного отношения к людям, занятым приготовлением хлеба, способствует реализуемый проект.
Вид проекта: познавательный, творческий.
Срок реализации проекта: краткосрочный (02.10.2023 – 06.10.2023).
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Цель проекта: формировать у детей представление о хлебе, как одном из величайших богатств на земле, и как пришел хлеб к нам на стол.
Задачи проекта:
ü Формировать первоначальное представление о процессе производства хлеба, необходимости беречь его.
ü Подвести детей к пониманию того, что прежде чем попасть на стол, хлеб проходит много различных превращений, в его изготовлении принимают участие люди многих профессий.
ü Развивать любознательность, интерес к разнообразным трудовым операциям, воспитывать бережное отношение к продуктам человеческого труда, прививать навыки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности.
ü Обогащать словарный запас.
Задачи для родителей:
ü вовлечение родителей в образовательный процесс группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом;
ü способствовать укреплению доброжелательного общения родителей и детей в проводимых мероприятиях в рамках проекта.
Этапы проекта:
1 этап – подготовительный
|
Сбор информации по теме подбор дидактического материала и методической литературы, разработка конспектов НОД. Рождение проблемы. Обратить внимание, как некоторые дети небрежно обращаются с хлебом. |
2 этап – основной |
Проведение НОД: «Откуда хлеб пришел». Рассматривание и сравнение зерен при помощи лупы (пшеницы, овса, ржи, ячменя). Рассматривание иллюстраций: сельскохозяйственной технике; серии сюжетных картинок на тему «выращивание хлеба». Проведение бесед: «Как мы можем беречь хлеб?», «Кто такой хлебороб? Труд хлеборобов в старину и в современном мире», «Традиции русского народа, связанные с хлебом», «Что такое злаки, из чего пекут хлеб», «Какой бывает хлеб». Составление рассказов по сюжетным картинам «Как выращивают хлеб». Чтение художественной литературы: «Колобок», Норвежская сказка «Пирог».Украинская сказка «Колосок». В. Данько «Откуда хлеб пришел» (заучивание). Молдавская сказка «Косари». Белорусская сказка «Легкий хлеб». И. Токмакова «Что такое хлеб». С. Михалков «Булка». Экскурсия на кухню детского сада. Отгадывание загадок, заучивание пословиц, поговорок. Художественное творчество: Занятие “Заводим дрожжевое тесто” (опытническая деятельность). Лепка из теста. Составление узоров и рисунков из круп. Рисование «Золотые колоски». Дидактические игры: « Что сначала, что потом», «Кто больше назовет хлебобулочных изделий», «Назови профессию», «Назови профессии», «Что где растет?». Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Булочная». |
3этап - заключительный |
Выставка творческих работ детей. Создание альбома печем с мамой и папой». творчество. Данный проект способствовал систематизации знаний детей по теме «Хлеб – всему голова», привлечению родителей к образовательному процессу. |
Результат:
ü В процессе работы над данным проектом дети узнали, что хлеб является ежедневным продуктом, откуда берется хлеб, как его делают, кто его растит и печет.
ü Постарались привить уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
ü Постарались привить уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
ü Дети приобретали различные знания, уточняли и углубляли представления о хлебе.
ü У детей развивались: познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативность.
Список литературы:
1. Шорыгина, Т.А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2016. – 80 с.
2. Кочкина, Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие – М.: – Мозаика – Синтез, 2013. – 70 с.
3. Емельянова, Э.Л. - Расскажите детям о хлебе. Карточки для занятий в детском саду и дома. 3-7 лет, Мозаика-Синтез, 2011 г, Размеры: 216x145x5 мм
Интернетресурсы
Приложение 1
Конспект занятия в старшей группе по формированию целостной картины мира, тема: “Хлеб – наше богатство”.
Цель:
Формирование целостной картины мира.
Задачи:
Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его;
Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;
Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;
Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда;
Закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания в России.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята к нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь. Сегодня я вас приглашаю в путешествие. А вот о чем мы будем говорить по ходу нашего путешествия вы постарайтесь угадать:
Загадка про хлеб.
Отгадать легко и быстро: Мягкий, пышный и душистый, Он и черный, он и белый, А бывает подгорелый. (Хлеб) Дети: Хлеб
Воспитатель: Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем. Хлеб, хлебушек, хлебушко. С румяной корочкой, душистый, ароматный, горячий, мягкий. Он – самый главный на каждом столе. А вот каким он может быть еще, вы мне и расскажете.
Дидактическая игра “А какой он, хлеб?”
Подбор определений к существительному. (Дети стоят в кругу и передают по кругу мяч и называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный)
Воспитатель: Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришел?
Дети: Его покупают в магазине.
Воспитатель: А хотите я расскажу, как он попал в магазин? Но сначала, скажите мне кто знает, из чего делают хлеб?
Дети: Пекут из муки.
Воспитатель: А что такое мука, из чего её получают?
Дети: Из зерен.
Воспитатель: Правильно. Из зёрен пшеницы получают пшеничную муку, а из зёрен ржи получают ржаную муку. Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Ребята, вы хотите узнать, что же это за работа?
Дети: Да хотим.
Воспитатель: Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто ведет его …
Дети: Тракторист.
Воспитатель: Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы. Вот пшеница взошла. Все лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое. Давайте и мы с вами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.
Физкультминутка “В землю зёрнышко попало”
В землю зёрнышко попало, (приседают) Прорастать на солнце стало (руки над головой) Дождик землю поливал, И росточек подрастал (медленно встают) К свету и теплу тянулся. И красавцем обернулся. (2 раза)
Воспитатель: Ну вот зёрна созрели. Начинается жатва. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). И на поле выходят другие машины – комбайны. Кто работает на комбайне?
Дети: Комбайнёр.
Воспитатель: Что же делает комбайн?
Дети: Собирает колосья.
Воспитатель: Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайнера через определенные промежутки времени сходят большие желтые копны обмолоченной соломы. Далее машины везут зерно на элеваторы (Дети повторяют слово хором и индивидуально) – специальные сооружения для хранения зерна. А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?
Дети: На мельницу.
Воспитатель: Правильно, и там зерно мелют в муку. Ребята, а куда потом отправляется мука?
Дети: На хлебозавод, пекарню.
Воспитатель: Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими “руками” вымешивают тесто для хлеба. А давайте и мы с вами превратимся в пекарей и замесим тесто для каравая, вставайте в круг. Физкультминутка “Каравай” (Сжимать руки в кулаки и по очереди совершать ими движения сверху вниз, как будто месим тесто) Меше, мешу тесто, Есть в печи место, Пеку, пеку каравай, (“перекладываем тесто” из руки в руку) Переваливай, валяй.(2 раза) И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь. Когда хлеб и спечется, его грузят на машины и везут в магазины. А что еще пекут из муки кроме хлеба?
Дети: Булочки, печенье, торты, пироги, сухари.
Воспитатель: А как все эти продукты называются одним словом?
Дети: Хлебобулочные изделия.
Воспитатель: Какие вы молодцы. Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу. Хлеб – всему голова. Всего три слов, но как точно говорится в пословице о важности хлеба. Ребята, а какие еще вы знаете пословицы о хлебе?
Дети: (Дети называют пословицы и поговорки и объясняют их смысл).
Пословицы и поговорки про хлеб
“Без хлеба – нет обеда”. “Хлеб – батюшка, вода – матушка”. “Будет хлеб – будет и песня”. “Много свету – много хлеба”. “Хлеба надо брать столько, сколько съешь”. “Хлеб надо всегда доедать”. “Хлеб нельзя бросать на пол”. “Не велик кусок пирога, а стоит много труда”.
Воспитатель: Дети, скажите пожалуйста какие работы выполняют на полях хлеборобы, чтобы вырастить хороший урожай зерна?
Дети: Пашут, боронуют, сеют, удобряют, жнут.
Воспитатель: Какие машины помогают хлеборобам?
Дети: Трактора, комбайны, грузовые машины.
Воспитатель: Как нужно относится к хлебу?
Дети: Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать. Воспитатель: Ну вот, наше путешествие подошло к концу, и теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.