Проектная деятельность "Книги поделок - создаём и рассказываем
Автор: Каратаева Ирина Борисовна
Тема: Проектная деятельность "Книги поделок - создаём и рассказываем".
Согласно ФГОС дошкольного образования решение задач развития детей должно осуществляться в пяти образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и области физического развития; а также быть направлено на приобретение опыта в следующих видах деятельности:
- коммуникативной (конструктивного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, устной речью как основным средством общения);
- познавательно-исследовательской (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);
- восприятия художественной литературы и фольклора;
- конструирования из различных материалов (строительного материала, конструкторов, модулей, бумаги, природного материала и т.д.);
- изобразительной (рисования, лепки, аппликации).
Задействовать детей во всех вышеперечисленных видах деятельности позволяет работа по созданию «сезонных книг поделок».
Актуальность темы проекта.
Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Ознакомление детей с природой является важным средством всестороннего развития ребёнка, формирования нравственных и эстетических чувств.
Экологическое воспитание дошкольников основывается на систематических наблюдениях за объектами и явлениями природы и их фиксации.
Развитие воображения в старшем дошкольном возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Но творческое воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. У большинства детей старшей группы развито умение последовательно и чётко составлять описательный и сюжетный рассказ на предложенную тему, однако навыки передавать своё отношение к описываемым предметам и явлениям, оценивать содержание ещё недостаточно сформированы. Вызывает затруднение правильное построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к ошибкам в соединении слов в предложении.
Чтобы достичь начальных целей экологического воспитания, то есть бережного отношения к живой и неживой природе а также активировать словесное творчество не только на занятиях, предусмотренных программой, дошкольникам была предложена работа над проектом «Сезонные книги поделок».
Ребята с энтузиазмом откликнулись на данное предложение, вспоминая работу над другими своими проектами и высказывая предложения и идеи по новой теме.
Цель проекта: Способствовать развитию речи детей в процессе создания книг поделок, посвящённых какой-либо одной тематике.
Тип проекта: творческий.
Срок реализации проекта: один учебный год (сентябрь — июль).
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель, члены семей детей.
Этапы проектной деятельности.
На первом этапе проектной деятельности использовался метод трёх вопросов:
- Что мы знаем о временах года?
(Примерные ответы детей: бывает лето, зима, осень, весна — всего четыре. Летом тепло, цветы растут, солнце яркое... Осенью листья желтеют, птицы улетают, становится холодно... Зимой снег идёт, лёд, всё замерзает, мороз... Весной снег тает, птицы прилетают, ручейки, трава появляется...)
- Что мы ещё хотим узнать?
(Примерные ответы детей: посмотреть картины, фотографии. Какие есть стихотворения. Узнать приметы. Почему бывают разные времена года?)
- Как можно найти ответы на свои вопросы?
(Примерные ответы детей: посмотреть передачу. Посмотреть в книге. Попросить маму посмотреть на компьютере. В учебнике у сестры. Спросить у воспитателей.)
Второй этап: сбор информации. Он включает:
- Привнесение в группу предметов и материалов.
- Организация познавательной деятельности.
- Беседы с членами семей дошкольников.
- Изучение научно-художественной, художественной, методической литературы.
- Организация прогулок, фотографирование природы, последовательное создание четырёх слайд-шоу - «Осень (зима, весна, лето) в моём городе».
Третий этап: реализация проекта.
В начале каждого времени года дети совместно с воспитателем обсуждали и выбрали тему для «книг поделок».
Для осенней книги ребята решили собрать красивые осенние листья, засушить их, а потом сделать аппликацию. Во время творческой работы дети часто приглашали друг друга посмотреть на то, что у них получается; делились своими идеями. Показать результаты своей работы хотелось всем. Было решено, что авторы составят рассказ о своей работе, который тоже будет записан в осеннюю книгу поделок «Хоровод осенних листьев».
С наступлением зимы одной из главных забав детей становится лепка снеговиков. Темой Зимнюю книгу поделок было предложено посвятить «Весёлым снеговикам».
Когда наступила весна, все стали радоваться потеплению, ласковым и нежным лучам солнца. Весенняя книга поделок получила название «Солнышко-колоколнышко».
Летом ребята обратили своё внимание на обилие прекрасных цветов на клумбах в парках, садах, на территории дошкольного отделения. «Волшебный мир цветов» - такое название было выбрано для летней книги поделок.
Работа по развитию речи во время создания книг поделок осуществлялась по принципу «от простого к сложному» и включала в себя знакомство с различными литературными жанрами.
Создавая осеннюю книгу поделок ребята учились составлять рассказ по изготовленной картине из природного материала.
Зимние праздники окутаны волшебством и чудесами. Дошкольники знакомились с литературным жанром — сказка и пробовали сочинять небольшие сказочные истории про снеговиков, которых сделали своими руками.
Темой весенней книги поделок стало Солнце. Дети совместно с членами своих семей подбирали стихотворения по обозначенной теме; учились сами составлять четверостишия.
Работая над летней книгой поделок «Волшебный мир цветов», дошкольники получили задание — представить себя каким-либо цветком и рассказать о себе-цветке интересную историю или описать свои чувства, впечатления, которые можно испытать, когда «превращаешься» в цветок. Дети учились отличать различные виды рассказов (сюжетный, описательный от первого лица, от третьего лица).
В процессе творческой деятельности дошкольники знакомились как с художественными произведениями различных авторов, так и с малыми фольклорными формами; разучивали считалки, заклички, народные игры, которые использовали в своей игровой деятельности, театрализации, на праздниках, играя на улице.
В ходе создания книг-поделок были выработаны следующие этапы работы:
-
В начале каждого сезона времени года воспитатели вместе с детьми выбирают тему поделок для книги.
-
Продумывается, какую технику декоративно-прикладного творчества использовать для отражения выбранной темы, какие материалы и инструменты понадобятся для работы.
-
Расширение и накопление знаний по выбранной теме в ходе бесед, просмотра и чтения художественных произведений.
-
Создание поделок в выбранной технике декоративно-прикладного искусства на обозначенную тему. (Поделки могут быть изготовлены индивидуально или в малых подгруппах, состоящих из 2-3 человек.)
-
Авторы работ фотографируются вместе со своими поделками.
-
Оформляется выставка созданных работ.
-
Словесное творчество дошкольников под руководством воспитателей — создание детьми устных сочинений (рассказов, сказок, стихотворений и т. п.) под впечатлением от созданной работы и полученных знаний по выбранной теме. Воспитатель записывает сочинения детей.
-
Оформление воспитателем фотографий и текстов сочинений дошкольников в программе «LibreOffice».
-
Печать созданной книги (формат А4).
-
Подготовка презентации книги поделок воспитателями совместно с детьми.
-
Презентация книги детям из других групп детского сада.
-
Презентация книги дошкольниками членам своих семей.
Четвёртый этап: презентация проекта.
С итоговыми работами по данному проекту, которые были размещены в группе, познакомились члены семей детей, ребята и воспитатели из других групп, сотрудники дошкольного отделения.
Виды организованных презентаций проекта:
- Презентация сезонных книг поделок ребятам из других групп своего дошкольного отделения.
- Представление сезонных книг поделок членам семей дошкольников, обсуждение результатов, успехов детей.
- Представление работ (созданных в ходе работы над летней книгой поделок) на выставке «Волшебный мир цветов» в библиотеке имени Ю. М. Магалифа города Новосибирска. Посетить данную выставку могли все жители микрорайона, а так же гости из других районов города.
- Представление проекта коллективу своего дошкольного отделения на педсовете.
Работа с членами семей детей велась по следующим направлениям:
Информация:
- Последовательное освещение этапов работы над проектом.
- Варианты участия членов семьи ребёнка в различных этапах реализации проекта (совместный с детьми подбор литературы, фотографий; сочинение стихотворных произведений и т. д.).
- Выставки поделок, изготовленных книг.
Взаимодействие:
- Помощь в создании слайд-шоу «Мой город в различные времена года».
- Подбор материала для сезонных книг поделок.
- Участие членов семей дошкольников в развлечениях и праздниках, основанных на русских народных традициях, посвящённых сезонным изменениям в природе.
Результаты работы.
Работа над сезонными книгами поделок позволяет:
- Расширять и закреплять знания детьми характерных признаков каждого времени года. Обогащать словарный запас дошкольников.
- В интересной для дошкольников игровой форме дать задания по развитию речи.
- Диагностировать различные параметры развития речи дошкольников: умение составлять описание, повествование; развитие сюжетной линии своего рассказа; умение составлять предложения различных типов; согласовывать существительные и прилагательные и т. д..
- Учить дошкольников построению развёрнутого высказывания. При этом необходимо формировать у детей представление о структуре текста (начало, середина, конец) и способах (средствах) связи между предложениями и структурными частями высказывания.
- Воспитывать интерес к выразительным средствам русского языка, развивать умение их использовать.
- Поощрять попытки ребёнка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями.
- Совместное составление рассказов, сочинение сказок помогает дошкольникам узнавать значение новых для них слов, учиться прислушиваться к мнению и идеям друг друга, распределять части высказывания, овладевать навыками речевого этикета.
- Создание поделок для книг позволяет познакомить дошкольников с различными техниками декоративно-прикладного искусства, которые не охвачены программой; совершенствовать умения и навыки в определённых техниках работы с бумагой, нитками и т. д.; расширять знания детей об используемых материалах (ткани, бумаге, природном материале и т. д.).
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща трудиться, заниматься, доводить начатое дело до конца.
- Повышать мотивацию к самостоятельной творческой деятельности, воспитывать стремление радовать окружающих хорошими поступками.
- Выставки поделок и малых литературных сочинений детей позволяют наглядно показать родителям успехи ребят; выделить те области в развитии речи дошкольников, где необходима дополнительная индивидуальная работа, которую могут проводить не только воспитатели, но и члены семьи ребёнка.