+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahvospitatelya.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Проектная деятельность "Книги поделок - создаём и рассказываем

Автор: Каратаева Ирина Борисовна

Тема: Проектная деятельность "Книги поделок - создаём и рассказываем".

 

Согласно ФГОС дошкольного образования решение задач развития детей должно осуществляться в пяти образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и области физического развития; а также быть направлено на приобретение опыта в следующих видах деятельности:

- коммуникативной (конструктивного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, устной речью как основным средством общения);

- познавательно-исследовательской (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);

- восприятия художественной литературы и фольклора;

- конструирования из различных материалов (строительного материала, конструкторов, модулей, бумаги, природного материала и т.д.);

- изобразительной (рисования, лепки, аппликации).

 

Задействовать детей во всех вышеперечисленных видах деятельности позволяет работа по созданию «сезонных книг поделок».

 

Актуальность темы проекта.

Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Ознакомление детей с природой является важным средством всестороннего развития ребёнка, формирования нравственных и эстетических чувств.

Экологическое воспитание дошкольников основывается на систематических наблюдениях за объектами и явлениями природы и их фиксации.

 

Развитие воображения в старшем дошкольном возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Но творческое воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. У большинства детей старшей группы развито умение последовательно и чётко составлять описательный и сюжетный рассказ на предложенную тему, однако навыки передавать своё отношение к описываемым предметам и явлениям, оценивать содержание ещё недостаточно сформированы. Вызывает затруднение правильное построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к ошибкам в соединении слов в предложении.

 

Чтобы достичь начальных целей экологического воспитания, то есть бережного отношения к живой и неживой природе а также активировать словесное творчество не только на занятиях, предусмотренных программой, дошкольникам была предложена работа над проектом «Сезонные книги поделок».

Ребята с энтузиазмом откликнулись на данное предложение, вспоминая работу над другими своими проектами и высказывая предложения и идеи по новой теме.

 

Цель проекта: Способствовать развитию речи детей в процессе создания книг поделок, посвящённых какой-либо одной тематике.

 

Тип проекта: творческий.

 

Срок реализации проекта: один учебный год (сентябрь — июль).

 

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель, члены семей детей.

 

Этапы проектной деятельности.

На первом этапе проектной деятельности использовался метод трёх вопросов:

- Что мы знаем о временах года?

(Примерные ответы детей: бывает лето, зима, осень, весна — всего четыре. Летом тепло, цветы растут, солнце яркое... Осенью листья желтеют, птицы улетают, становится холодно... Зимой снег идёт, лёд, всё замерзает, мороз... Весной снег тает, птицы прилетают, ручейки, трава появляется...)

- Что мы ещё хотим узнать?

(Примерные ответы детей: посмотреть картины, фотографии. Какие есть стихотворения. Узнать приметы. Почему бывают разные времена года?)

- Как можно найти ответы на свои вопросы?

(Примерные ответы детей: посмотреть передачу. Посмотреть в книге. Попросить маму посмотреть на компьютере. В учебнике у сестры. Спросить у воспитателей.)

 

Второй этап: сбор информации. Он включает:

- Привнесение в группу предметов и материалов.

- Организация познавательной деятельности.

- Беседы с членами семей дошкольников.

- Изучение научно-художественной, художественной, методической литературы.

- Организация прогулок, фотографирование природы, последовательное создание четырёх слайд-шоу - «Осень (зима, весна, лето) в моём городе».

 

Третий этап: реализация проекта.

В начале каждого времени года дети совместно с воспитателем обсуждали и выбрали тему для «книг поделок».

Для осенней книги ребята решили собрать красивые осенние листья, засушить их, а потом сделать аппликацию. Во время творческой работы дети часто приглашали друг друга посмотреть на то, что у них получается; делились своими идеями. Показать результаты своей работы хотелось всем. Было решено, что авторы составят рассказ о своей работе, который тоже будет записан в осеннюю книгу поделок «Хоровод осенних листьев».

С наступлением зимы одной из главных забав детей становится лепка снеговиков. Темой Зимнюю книгу поделок было предложено посвятить «Весёлым снеговикам».

Когда наступила весна, все стали радоваться потеплению, ласковым и нежным лучам солнца. Весенняя книга поделок получила название «Солнышко-колоколнышко».

Летом ребята обратили своё внимание на обилие прекрасных цветов на клумбах в парках, садах, на территории дошкольного отделения. «Волшебный мир цветов» - такое название было выбрано для летней книги поделок.

 

Работа по развитию речи во время создания книг поделок осуществлялась по принципу «от простого к сложному» и включала в себя знакомство с различными литературными жанрами.

Создавая осеннюю книгу поделок ребята учились составлять рассказ по изготовленной картине из природного материала.

Зимние праздники окутаны волшебством и чудесами. Дошкольники знакомились с литературным жанром — сказка и пробовали сочинять небольшие сказочные истории про снеговиков, которых сделали своими руками.

Темой весенней книги поделок стало Солнце. Дети совместно с членами своих семей подбирали стихотворения по обозначенной теме; учились сами составлять четверостишия.

Работая над летней книгой поделок «Волшебный мир цветов», дошкольники получили задание — представить себя каким-либо цветком и рассказать о себе-цветке интересную историю или описать свои чувства, впечатления, которые можно испытать, когда «превращаешься» в цветок. Дети учились отличать различные виды рассказов (сюжетный, описательный от первого лица, от третьего лица).

В процессе творческой деятельности дошкольники знакомились как с художественными произведениями различных авторов, так и с малыми фольклорными формами; разучивали считалки, заклички, народные игры, которые использовали в своей игровой деятельности, театрализации, на праздниках, играя на улице.

 

В ходе создания книг-поделок были выработаны следующие этапы работы:

  1. В начале каждого сезона времени года воспитатели вместе с детьми выбирают тему поделок для книги.

  2. Продумывается, какую технику декоративно-прикладного творчества использовать для отражения выбранной темы, какие материалы и инструменты понадобятся для работы.

  3. Расширение и накопление знаний по выбранной теме в ходе бесед, просмотра и чтения художественных произведений.

  4. Создание поделок в выбранной технике декоративно-прикладного искусства на обозначенную тему. (Поделки могут быть изготовлены индивидуально или в малых подгруппах, состоящих из 2-3 человек.)

  5. Авторы работ фотографируются вместе со своими поделками.

  6. Оформляется выставка созданных работ.

  7. Словесное творчество дошкольников под руководством воспитателей — создание детьми устных сочинений (рассказов, сказок, стихотворений и т. п.) под впечатлением от созданной работы и полученных знаний по выбранной теме. Воспитатель записывает сочинения детей.

  8. Оформление воспитателем фотографий и текстов сочинений дошкольников в программе «LibreOffice».

  9. Печать созданной книги (формат А4).

  10. Подготовка презентации книги поделок воспитателями совместно с детьми.

  11. Презентация книги детям из других групп детского сада.

  12. Презентация книги дошкольниками членам своих семей.

 

Четвёртый этап: презентация проекта.

С итоговыми работами по данному проекту, которые были размещены в группе, познакомились члены семей детей, ребята и воспитатели из других групп, сотрудники дошкольного отделения.

Виды организованных презентаций проекта:

- Презентация сезонных книг поделок ребятам из других групп своего дошкольного отделения.

- Представление сезонных книг поделок членам семей дошкольников, обсуждение результатов, успехов детей.

- Представление работ (созданных в ходе работы над летней книгой поделок) на выставке «Волшебный мир цветов» в библиотеке имени Ю. М. Магалифа города Новосибирска. Посетить данную выставку могли все жители микрорайона, а так же гости из других районов города.

- Представление проекта коллективу своего дошкольного отделения на педсовете.

 

Работа с членами семей детей велась по следующим направлениям:

Информация:

- Последовательное освещение этапов работы над проектом.

- Варианты участия членов семьи ребёнка в различных этапах реализации проекта (совместный с детьми подбор литературы, фотографий; сочинение стихотворных произведений и т. д.).

- Выставки поделок, изготовленных книг.

Взаимодействие:

- Помощь в создании слайд-шоу «Мой город в различные времена года».

- Подбор материала для сезонных книг поделок.

- Участие членов семей дошкольников в развлечениях и праздниках, основанных на русских народных традициях, посвящённых сезонным изменениям в природе.


Результаты работы.

Работа над сезонными книгами поделок позволяет:

- Расширять и закреплять знания детьми характерных признаков каждого времени года. Обогащать словарный запас дошкольников.

- В интересной для дошкольников игровой форме дать задания по развитию речи.

 

- Диагностировать различные параметры развития речи дошкольников: умение составлять описание, повествование; развитие сюжетной линии своего рассказа; умение составлять предложения различных типов; согласовывать существительные и прилагательные и т. д..

- Учить дошкольников построению развёрнутого высказывания. При этом необходимо формировать у детей представление о структуре текста (начало, середина, конец) и способах (средствах) связи между предложениями и структурными частями высказывания.

- Воспитывать интерес к выразительным средствам русского языка, развивать умение их использовать.

- Поощрять попытки ребёнка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями.

- Совместное составление рассказов, сочинение сказок помогает дошкольникам узнавать значение новых для них слов, учиться прислушиваться к мнению и идеям друг друга, распределять части высказывания, овладевать навыками речевого этикета.

- Создание поделок для книг позволяет познакомить дошкольников с различными техниками декоративно-прикладного искусства, которые не охвачены программой; совершенствовать умения и навыки в определённых техниках работы с бумагой, нитками и т. д.; расширять знания детей об используемых материалах (ткани, бумаге, природном материале и т. д.).

- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща трудиться, заниматься, доводить начатое дело до конца.

- Повышать мотивацию к самостоятельной творческой деятельности, воспитывать стремление радовать окружающих хорошими поступками.

- Выставки поделок и малых литературных сочинений детей позволяют наглядно показать родителям успехи ребят; выделить те области в развитии речи дошкольников, где необходима дополнительная индивидуальная работа, которую могут проводить не только воспитатели, но и члены семьи ребёнка.