Конспект опытно-экспериментальной деятельности (опыты со снегом и льдом) в подготовительной группе
Автор: Сергеева Светлана Васильевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 32 «Аленький цветочек»
Конспект опытно-экспериментальной деятельности
(опыты со снегом и льдом)
в подготовительной группе.
Воспитатель: Сергеева С.В.
2025 г.
Цель: Расширить представления детей о физических свойствах снега и льда.
Образовательные задачи:
1. Расширить представление детей о снеге и его свойствах, о зимних явлениях.
2. Познакомить детей со льдом и его свойствами (гладкий, прозрачный, холодный, твердый)
3. Учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования.
4.Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед.
Развивающие задачи:
1. Развивать исследовательские навыки.
2. Приучать детей отвечать развернутыми ответами.
3. Развивать логическое мышление, умение приобретать знания посредствам проведения практических опытов интерес к зимним явлениям природы.
4. Развивать восприятие, мышление, внимание детей.
Воспитывающие задачи:
1. Воспитывать у детей желание помочь.
2. Воспитывать любовь к природе.
3. Воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности в процессе практической деятельности. Вызвать радость от открытий, полученных в результате опытов.
Материалы и оборудование:
одноразовые тарелочки для снега (на каждом столе по глубокой и плоской тарелке), снег; лупы по количеству детей; по дольке мандарина на салфетке; ложки одноразовые; три емкости воды (стаканчики пластиковые); кружочки разного цвета; наглядные модели снежинок с обозначением свойств снега; салфетки и полотенце; медальоны-снежинки для сюрпризного момента на каждого ребенка, фартуки и нарукавники детям.
Предварительная работа:
Наблюдения за снегом на прогулках - характеристики снега: сухой (мокрый), рыхлый (плотный), холодный, глубокий, искрящийся, рассыпчатый.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром, в нашу группу пришла посылка, написано, что она от «Снежинки». Давайте откроем её вместе. Посмотрите, а внутри две коробочки и письмо. Давайте вначале откроем коробочки. А потом прочтем письмо вместе! - Интересно, а что там?
Дети: Да!
- Сейчас каждый потрогает, что лежит в коробке, но пока ничего не говорите?
(Дети поочереди опускают руку в коробочку)
Воспитатель: - Что же там находится?
(ответы детей)
Воспитатель: (читает письмо) «Здравствуйте, милые дети, пишет вам Снежинка. Дедушка Мороз рассказал мне, что вы очень любознательные и смышленые, любите отгадывать загадки! Поэтому, я решила загадать вам загадку:
«Снег» - Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь.
Что это?»
Воспитатель: Я думаю, неспроста Снежинка оставила эту посылку. Она хочет, чтобы мы еще больше узнали о снеге и льде.
Я предлагаю отправиться в снежную лабораторию, но вход в нее непростой , нужно ответить на вопрос
- Как появляются снежинки?
Дети: Водяные пары поднимаются высоко над землей, туда, где очень холодно и образуются в крошечные льдинки – кристаллики. Они начинают расти, развиваться, превращаясь в ледяные звездочки. Когда снежинка становится больше и тяжелее, она начинает медленно падать
Воспитатель: Как появляется лёд?
Дети: лёд появляется когда холодно. Вода замерзает, становится твёрдой и превращается в лёд. Когда наступает зима, поверхность рек и озёр покрывается льдом.
Воспитатель: Теперь мы с вами превратимся в ученых-исследователей.
- А скажите мне кто такие ученые – исследователи?
Дети: Ученые проводят опыты, эксперименты.
- Но сначала нужно надеть фартуки и нарукавники, чтобы не испачкать вашу одежду.
Воспитатель: Сейчас мы с вами будем выяснять каковы его свойства снега и льда. А помощником нашим будет специальный прибор для исследования. Найдите его на своих столах, как этот прибор называется? (лупа).
- А что такое лупа?
Дети: увеличительное стекло.
Опыт №1 «Снег рыхлый, а лёд хрупкий.
Опыт №2 «Снег белый, а лёд бесцветный»
Опыт №3 «Снег не прозрачный, а лёд прозрачный»
Опыт № 4 «Снег и лёд не имеют запаха»
Опыт №4 «Снег тает быстрее, а лёд медленнее»
Рефлексия.
- А теперь подойдите к доске и вспомним, какими свойствами обладает снег и лёд? Что мы делали? Что нового и интересного узнали? (по окончанию каждого опыта на доску крепились снежинки со свойствами снега). Обращается внимание детей на то, что снег и лёд - это замерзшая вода.