Рабочая программа по развитию художественной направленности "Мир красок
Автор: Жигалова Лариса Николаевна
Программа рассчитана на детей дошкольного возраста, на развитие творческого потенциала и художественной направленности.
Оглавление программы
- Пояснительная записка 3
- Направленность общеразвивающей программы 3
- Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность 3
- Отличительные особенности программы 5
- Адресат программы 5
- Цели и задачи программы 5
- Особенности организации образовательного процесса 6
- Планируемые результаты 7
- Содержание программы 9
- Учебно- тематический план первого года обучения 9
- Учебно- тематический план второго года обучения 10
- Содержание программы первого года обучения 11
- Содержание программы первого года обучения 16
- Мониторинг образовательных результатов 20
- Организационно – педагогические условия реализации 21
- Информационные источники 26
- Пояснительная записка
1.1 Направленность программы
Программа имеет художественную направленность, является модифицированной и составлена на основе содержания Федерального государственного образовательного стандарта с учетом «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой и приоритетного направления МБДОУ. Программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости. Уровень освоения – базовый.
1.2 Актуальность
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей. Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную, если применяется на основе нетрадиционных материалов. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают, раскрепощают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Новизна. Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной). Программа реализуется через интеграцию со специалистами учреждения (педагогом-психологом, учителем-логопедом, воспитателем, музыкальным руководителем) и направлена на личностно - ориентированный подход к каждому ребенку. Программа предусматривает развитие не только изобразительных навыков, но речевого и интеллектуального развития детей, через обучение изобразительным навыкам с использованием нетрадиционных техник рисования.
Педагогическая целесообразность. В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют процесс человечества. Наше время тоже требует творческих, нестандартно мыслящих и действующих людей во благо развития личности и общества. В современном мире ребенок окружен цифровыми технологиями и познает все с помощью телевидения, интернета. Такой ребенок практически лишен «живого творчества», а занятия детей в изостудии могут в полной степени удовлетворить потребности в творчестве. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. А главное, нетрадиционная техника рисования даёт ребёнку возможность удивляться и радоваться миру.
1.3 Отличительные особенности
В основном курсе образовательной области «Художественно эстетическое развитие» в ДОУ не представляется возможным уделить достаточное внимание основам изобразительного искусства, декоративно- прикладному искусству и нетрадиционным техникам рисования. Данная программа знакомит обучающихся с незатронутыми или недостаточно освещенными в основной программе по сферами. Обучающиеся знакомятся с декоративно-прикладным искусством, нетрадиционными техниками рисования, основами изобразительного искусства. У каждой из этих сфер имеется интересная, уходящая корнями в глубь веков, или наоборот, недавно возникшая, как ответ требованиям общества, история, свои законы и особенности, свои яркие представители: художники, дизайнеры, мастера декоративно-прикладного искусства.
1.4 Адресат программы
Данная программа является актуальной для детей старшего дошкольного возраста, 5-7 лет. Дети, занимаясь изобразительным искусством, учатся видеть и понимать красоту окружающего мира, развивают художественно-эстетический вкус. Занятия способствуют развитию трудовой и творческой активности, воспитанию целеустремленности, усидчивости, чувства взаимопомощи, дают возможность творческой самореализации личности. Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения. Организация и проведение выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.
1.5 Цели и задачи программы
Цель: Обеспечение эмоционального благополучия и развитие мотивации к познанию и творчеству обучающихся через занятия изобразительным искусством и декоративно - прикладным творчеством.
Задачи:
Образовательные :
- научить соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными изобразительными материалами и инструментами;
- ознакомить с основными видами и жанрами изобразительного искусства;
- ознакомить с основными видами народных промыслов и их особенностями;
- овладеть приемами изобразительных техник ;
- знакомить с различными средствами художественной выразительности;
Развивающие :
- способствовать формированию коммуникативной культуры обучающихся;
- способствовать развитию моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;
- способствовать развитию у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения;
- способствовать развитию творческих способностей обучающихся, художественно- эстетического вкуса;
- способствовать развитию способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
способствовать развитию навыков межличностного сотрудничества в каждом ребенке;
Воспитательные:
- способствовать приобщению обучающихся к системе культурных ценностей;
- способствовать овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, терпимости по отношению к людям, культуры общения);
- способствовать воспитанию уважительного отношения между членами коллектива в совместной творческой деятельности;
- способствовать воспитанию усидчивости, аккуратности, уважения и любви к труду;
- способствовать воспитанию нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;
- способствовать формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
1.6 Особенности организации образовательного процесса
Основы графики, живописи, декоративно-прикладного творчества, композиции – комплекс направлений, представленный в данной программе, позволяет постоянно менять виды деятельности, проявиться в полной мере воображению и фантазии ребенка, а также дает возможность приобрести умения и навыки работы с различными художественными материалами. Обоснованием такого подхода служит и тот факт, что именно благодаря многообразию постоянной смене видов деятельности более эффективно обеспечиваются условия для развития учебно-познавательного интереса и творчества ребенка, чем на занятиях в рамках одного направления.
Срок реализации программы: 2 года
Общее количество часов – 144
1-й год обучения – 72
2-й год обучения – 72
Режим образовательной деятельности – 2 раза в неделю
Длительность образовательной деятельности не более 30 минут.
Формы и методы реализации программы
Основная форма организации:
образовательная деятельность в изо студии.
- групповая (10-15 чел.);
- индивидуальная.
Формы проведения занятий:
- Беседа
- Практическое занятие
- Мастер-класс
- Презентация
- Тематическая дискуссия
- Творческий проект
- Выставка
Формы организации деятельности обучающихся на занятии:
- фронтальная – при объяснении материала;
- коллективная – при подготовке и проведении мероприятий;
- групповая – при изучении теоретического материа