Сказка "Пятеро из одного стручка", по мотивам сказки Г. Х. Андерсена (в рамках проекта "Музыкальные шедевры" О. П. Радыновой)
Автор: Черникова Татьяна Васильевна
Сказка "Пятеро из одного стручка" о милосердии и доброте, для детей старшего дошкольного возраста. Роли исполняют дети с диагнозом ОНР, поэтому для них текст сказки упрощен до минимума. Весь сюжет сказки построен на слушании классической музыки русских и зарубежных композиторов и танцевальной импровизации на эту музыку. Театральные этюды, вставленные в ход сказки, помогают детям выразить эмоциональное состояние своего героя движением и пантомимой. Это помогает детям справиться со смущением и робостью.
Сказка « Пятеро из одного стручка», по мотивам сказки Г.Х. Андерсена
(в рамках проекта «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой)
Старший дошкольный возраст
Сцена закрыта занавесом. За ним – комната больной девочки, окно.
Зал оформлен под огород.
Звучит увертюра М.П.Мусоргского «Рассвет на Москве-реке»
Выходит с зонтиком Оле-Лукойе: Здравствуйте, сегодня мы покажем удивительную сказку Ганса Христиана Андерсена. Называется она «Пятеро из одного стручка». Эта сказка о милосердии и доброте, а не только про огородные грядки.
Оле-Лукойе подходит к грядке с горохом: Итак, в стручке сидело пять Горошин! Стручок рос, росли и Горошинки. Все они сидели в один ряд – такая уж у них была квартира! Снаружи стручок освещало и согревало солнце, а дождик омывал его.
Оле-Лукойе уходит. Выбегает Дождик и Капельки.
Танец (Звучит увертюра М.П.Мусоргского «Рассвет на Москве-реке»)
Во время танца Горошины занимают места на грядке. Дождик и Капельки убегают.
1 Горошинка: Неужели я всегда так и буду сидеть здесь?
2 Горошинка: От долгого сидения ведь и затвердеть можно!
3 Горошинка: Я чувствую, что там, за стеной, что-то есть!
4 Горошинка: Хотела бы я знать, кому из нас пятерых повезет больше?
5 Горошинка: Будь что будет!
Выходит Оле-Лукойе: Но вдруг раздался треск и все пять горошинок выкатились на яркий солнечный свет. Это мальчик сорвал стручок и собирался пострелять горошинами (отходит в сторону).
Выходит мальчик с рогаткой, берет горошину, целится, стреляет.
Дети импровизируют эту сцену в форме театрального этюда.
1 Горошинка: Я лечу в широкий мир! (импровизируя, убегает через весь зал)
(Звучит фрагмент концерта Л.В. Бетховена № 5, финал)
Мальчик снова целится. 2 Горошинка выполняет свою импровизацию.
2 Горошинка: А я полечу прямо на солнце! Солнце – это как раз тот стручок, который мне нужен! (Горошинка убегает, кружась, в закрытый занавес)
(Звучит « Арагонская хота» М.И. Глинки)
Мальчик снова целится. И танцуют под музыку 3 и 4 горошины.
3 и 4 Горошинки, держась за руки: Где бы мы не очутились – будем там спать…
(Звучит этюд Ф. Шопена, соч.25, № 5, средняя часть)
Мальчик целится в последний раз.
(Звучит этюд Ф. Шопена, последняя часть)
Девочка-Горошина делает движения по тексту.
Выходит Оле-Лукойе, опершись на зонт, он говорит:
Последняя горошина взлетела вверх, потом упала на старый дощатый подоконник под чердачным окошком и угодила прямо в щель, где в мягкой земле рос мох. Горошина укрылась во мху, да так и лежала там – спрятавшись.
Этюд-импровизация заканчивается.
Горошина садится на стол-подоконник, а мальчик уходит.
Оле-Лукойе: Наступили холода. Зимние вьюги покрыли Горошину снегом.
(Звучит пьеса Р. Шумана « Ночью»)
В зале появляется Вьюга и Снежинки,
Хореографическая композиция.
Снежинки накрывают Горошину белым платком
Входит Оле-Лукойе, он стряхивает с себя снежинки-конфетти:
А в маленькой чердачной комнатке жила бедная женщина, которая днем уходила топить печи и делать всякую разную работу в чужих домах.
Открывает занавес
Оле-Лукойе: Дома, в тесной каморке, лежала ее единственная дочка, тоненькая и слабенькая, которая болела вот уже год. Девочка весь день терпеливо лежала в кровати, пока мать ходила на заработки. Но вот настала весна!
Оле-Лукойе уходит.
Появляется Весна, под музыку она танцует с девочками-Цветами, приветствуя Птичек (мальчики с птичками выполняют перестроения в танце).
(Звучит пьеса Г.Свиридова «Весна»)
В это время Горошина снимает с себя платок и показывает веточку-росток.
Входит мать девочки, снимает уличную пелерину, накинув на плечи платок. Затем она складывает дрова в камин и подходит к кровати дочери. Гладит дочь по голове, присев на ее кровать.
Девочка (смотрит в окно): Мама, что это такое зеленое виднеется за стеклом? Оно колышется на ветру.
Мать подошла к окну и приоткрыла его: Смотри, да здесь какое-то растеньице выросло! Это горох выпустил свои зеленые листочки! И как он попал сюда в щель? Вот тебе и садик! Любуйся на него! Лишь бы тебе стало лучше!
Девочка: Ветер-ветерок, не сломай мой зеленый росточек!
(Звучит пьеса Р. Шумана « Вечером»)
Мальчики, изображая ветер, выполняют движения-импровизации. Один из них подбегает к ростку и гладит своей кисточкой.
Затем мальчики убегают.
Девочка: Смотри, как хорошо прижился горошек на солнышке! Мама, мне кажется, что и я выздоравливаю! Мне тоже будет хорошо на солнышке, и я поправлюсь!
Мать погладила девочку по голове, подошла к окну: Гляди-ка, да он скоро зацветет! (рассматривает росток)
Девочка приподнялась села на кровати и захлопала радостно в ладоши: Как здорово! Какое это чудо!
Мать обернулась к ней: Вот это – чудо, что ты наконец-то поправилась!
Мать подбежала к девочке и обняла ее.
Занавес закрывается.
Входит Оле-Лукойе: Неделю спустя девочка впервые встала с постели и подошла к окну полюбоваться своим садиком.
Занавес открывается.
В это время девочка подходит к окну.
Оле-Лукойе: Окно было раскрыто, а за окном пышно распустился светло-розовый цветок горошка. Девочка наклонилась к нему и очень осторожно поцеловала тонкие лепестки.
Девочка: Спасибо тебе!
Оле-Лукойе: Этот день был для нее настоящим праздником!
(Звучит «Рапсодия на тему Паганини» С. Рахманинова, средняя часть)
Девочка выбегает в зал, танцует, ее на танец приглашает мальчик. Вальсируя, выбегают девочки-Цветы, Весна, танцуют в общем танце-импровизации.
На поклон выходят все артисты.