ТРИЗ-технология в развитии связной речи старших дошкольников
Автор: Дудинская Нина Владимировна
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей дошкольного возраста. Это обусловлено прежде всего ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что позволило обозначить проблему речевой недостаточности дошкольников, которая заключается в том, что в настоящее время у детей наблюдается недостаточность живого общения, которое заменяют компьютер и телевизор.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Я Дудинская Нина Владимировна, воспитатель высшей квалификационной категории.
Тема, которой хочу с вами поделиться:
«ТРИЗ-технология в развитии связной речи старших дошкольников»
Актуальность
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей дошкольного возраста. Это обусловлено прежде всего ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что позволило обозначить проблему речевой недостаточности дошкольников, которая заключается в том, что в настоящее время у детей наблюдается недостаточность живого общения, которое заменяют компьютер и телевизор.
У детей наблюдается множество проблем с недостаточным развитием связной речи: бедность и односложность; неспособность выстроить монолог, грамотно сформулировать вопрос, построить развернутый ответ и т.д.
Поэтому я в своей работе особое внимание уделяю развитию связной речи своих воспитанников. Развитие связной речи является важным условием успешности обучения ребенка в школе и дальнейшего развития ребенка как личности. Успех любого обучения и воспитания во многом зависит от того какие методы и приемы использует, чтобы донести до детей определенное содержание, побудить их к творческой деятельности, вызвать интерес, способствовать развитию самостоятельности, инициативы. В развитии связной речи детей я использую приемы и методы ТРИЗ. Применение ТРИЗ-технологии является эффективным и признанным средством развития связной речи.
Я считаю, что качество и результативность моей работы зависит от многих условий. Для успешного использования ТРИЗ-технологии я создала соответствующую развивающую среду, которую предусматривает данная технология, а именно: оформила речевой (литературного, театрального, изобразительного) уголок, где находится все необходимое для индивидуальной и подгрупповой работы: сюжетные и предметные картинки, пособия по развитию речи и творческого мышления, такие как «Круги Луллия», «Гусеничка», «Пальма», «Карусель», «Волшебные кубики», «Паровоз» и т.д., материалы для развития мелкой моторики рук. Речевой уголок используется в педагогическом процессе, как на организованных занятиях, так и в самостоятельной игровой деятельности детей. Оформила картотеку игр на формирование системного мышления для старшего дошкольного возраста, изготовила дидактические игры с элементами ТРИЗ по развитию творческого воображения.
Я начинаю работу с игр, например: «На что это похоже?», «Угадай, что я загадала?», «Дорисуй». Особенности этих игр в том, что у детей развивается творческое воображение, они учатся рисовать по представлению, составлять небольшие рассказы, используя свои рисунки.
Далее использую игры «Черное - белое», «Хорошо – плохо», «Наоборот» - умение обнаруживать противоречия и разрешать их, позволяет ребенку не только сформировать мышление, но и активно защитить свои позиции.
Таким образом, данные игры развивают речь, фантазию, наблюдательность, учат рассуждать, помогают детям анализировать явления, поступки свои и товарищей. Для развития речи дошкольников широко использую методы ТРИЗ.
Метод проб и ошибок. Это метод поиска нового (А что, если сделать так? А может быть так) он стимулирует познавательную активность ребенка и является первым посвящением в самостоятельную мыслительную деятельность, первым шагом в творчество.
Метод фокальных объектов. Суть его заключается в том, что совершенствуемый образ держится в поле внимания, как в «фокусе», а к нему «примеряются» свойства других, совершенно не связанных с изначальным объектом, предметом. Сочетания свойств оказываются иногда совершенно неожиданными, но именно это вызывает интерес и позволяет придумать не только новые игрушки, предметы, но и расширяет словарный запас, упражняет в подборе прилагательных к существительным.
Метод мозгового штурма (МШ). Этот метод я использую в работе со сказкой. Дети учатся составлять описательные рассказы по памяти, признакам, не называя сказки, узнавать персонажи. При этом у них развивается речь. Дети с удовольствием слушают и лучше усваивают те произведения, где они вместе с героями сами активно участвовали во всех событиях.
Метод каталога. Данный метод эффективен при работе с небольшой группой. Для успешного решения задач по развитию связной речи я также использую систему творческих заданий:
Составление загадок. Где я учу детей ориентироваться на признаки и действия предметов. Например, круглый, резиновый, прыгает (мяч), рыжая, хитрая, живет в лесу (лиса) и т. д.
Приемы фантазирования. Широко применяю в наблюдениях, т. е. учимся «оживлять» неодушевленные предметы, явления и т. д. Например, «оживляем» облака (Какие вести они несут? О чем мечтают? Почему тают? О чем расскажут).
Прием эмпатии. Предлагаю детям представить себя на месте наблюдаемого: “А что, если ты превратился в цветок? О чем ты мечтаешь? Кого боишься? Кого любишь?”
Таким образом, данные игры развивают речь, фантазию, наблюдательность, учат рассуждать, помогают детям анализировать явления и поступки.
Универсальная опорная таблица - является подспорьем ребенку в приобретении навыков рассказывания. Глядя на символы и зная, что они обозначают, дети легко составляют рассказ о любом предмете.
Схемы- пиктограммы использую при заучивании стихотворений и потешек. Таким образом, ТРИЗ активизирует детей, раскрепощает, учит общаться, слышать друг друга, придает уверенность, помогает раскрыться, дает возможность думать и принимать решения.
Так же особое внимание в своей работе я уделила укреплению связей с родителями, добилась того, что они стали не сторонними наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса.
Использование в моей работе методов и приемов ТРИЗ позволяет снять психологический барьер, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить.
ТРИЗ - способствует повышению концентрации внимания, мышления, творческого воображения, положительная динамика в развитии памяти. У детей активизируется мыслительная деятельность, повышение уровня понимания речи, обогащение словарного запаса, формирование правильной связной речи.
Спасибо за внимание!