+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahvospitatelya.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Использование сказкотерапии в процессе развития связной речи у детей с ОНР

Автор: Бакирова Лилия Фанисовна

Этой темой заинтересовалась ещё в 2008 году при выборе темы для дипломной работы. Для меня и моего научного руководителя эта тема показалась наиболее интересной и не изученной в области логопедии.

В ходе анализа литературы было выявлено, что в логопедии метод сказкотерапии практически не используется, тогда как в психологии  применение этого метода занимает достаточно высокий уровень. Это объясняется тем, что логопеды и воспитатели отдают предпочтение традиционным методикам развития связной речи (Ткаченко, Ефименкова и др.). я столкнулись с проблемой, которая заключается в том, что многие логопеды недостаточно проинформированы об эффективности использования метода сказкотерапия для развития связной речи.

Частотность применения метода сказкотерапии в психологии, педагогике и смежных с ними науках неуклонно возрастает. Повышение интереса к данному методу обусловлено высокой его эффективностью в коррекционной работе с людьми любого возраста, социального статуса, уровня интеллектуального, сенсорного и двигательного развития.

О.А. Шорохова впервые дала определение сказкотерапии с логопедической точки зрения.

Под термином сказкотерапия она определяет - способ обогащения и актуализации словарного запаса ребенка, развития навыков грамматического структурирования и связного оформления собственного высказывания, а также нормализацию произносительной стороны речи и эффективную форму воздействия на эмоциональную сферу малыша. Поэтому в процессе логопедического воздействия ей по праву принадлежит значительное место.

  Использование сказкотерапии в обучении  дошкольников развивает множество различных психических и речевых процессов.

Я же в свою очередь решила использовать метод сказкотерапии именно для развития связной речи у детей нарушениями и задержкой речи, т.к нарушение связной речи у детей с нарушениями речи является одной из причин затруднения в  обучении, что выявлено логопедической практикой. В связи с этим, сформированная связная речь является важнейшим условием успешности обучения ребёнка в школе. В исследованиях проведённых в области психологии и логопедии отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.

Развитие связной речи, путём использования сказкотерапии возможно при использовании разнообразных приёмов работы, выбор которых будет зависеть от самого логопеда.

В первую очередь, обязательно необходим сам процесс чтения сказки. Затем проводится беседа по сказке, далее повторное чтение с предварительной установкой запомнить сюжет и содержание сказки. И, наконец, пересказ. Который в свою очередь также можно осуществить несколькими приёмами: пересказ по вопросам, подсказка слова или фразы, совместный пересказ ребёнка и логопеда, пересказ по частям, пересказ по серии сюжетных картинок, по сюжетной картине, по плану (может выступать в виде графических схем, опорных слов, фраз), который предварительно составляется либо самим логопедом, либо коллективно, пересказ по ролям, игра-драматизация, инсценировки сказок.

В 2014 году с целью выявления уровня сформированности связной речи при помощи методики Глухова, были обследованы дети с дигнозом общее недоразвитие речи .

Цель обследования: выявить возможности детей в использовании различных видов связных высказываний - от единичной формы до составления рассказов с элементами собственного творчества, все данные обследования были занесены в стартовую диагностику обследования связной речи. Было выявлено, что у детей дошкольного возраста с онр 3-4 уровня отмечается значительное отставание в формировании навыков связной речи по сравнению с нормально развивающимися детьми. отсутствие самостоятельности в составлении рассказов, нарушение логической последовательности, смысловые пропуски.

В результате была набрана подгруппа из 6 детей с дигнозом общее недоразвитие речи 3-4 уровня в возрасте от 5 до 6 лет. Разработан перспективный план коррекции связной речи у этих детей при использовании метода сказкотерапии, рассчитанный на учебный год, с усложнением видов заданий с каждым месяцем. Занятия рекомендуется проводить один раз в неделю. Каждый месяц программы преследует определённую цель, переход к следующему этапу работы возможен лишь достигнув предыдущую цель.

С ноября по апрель месяц с этими детьми  была проведена коррекционная работа, которая была направлена на развитие связной речи путем использования метода сказкотерапия.   Занятия проводились один раз в неделю по четвергам, в зависимости от цели занятия, занятия проводились как фронтальные, так и подгрупповые.

Для выявления эффективности коррекционной работы в мае 2015 года была проведена итоговая диагностика обследования связной речи так же по методике Глухова, результаты представлены на слайде.

Выяснилось, что полученные данные у детей с общим недоразвитием речи приблизились к высоким И средним показателям уровня сформированности связной речи, которые характерны для детей с нормально речевым развитием. после проведения коррекционной работы у детей с общим недоразвитием речи по совокупности заданий наблюдается средний, а у одного ребенка высокий уровень сформированности связной речи.

Дети научились самостоятельно, без подсказок устанавливать логико-смысловые отношения между сериями сюжетных картинок, многие дети научились без наглядной опоры пересказывать сказки, наиболее полно описывать главных героев.

Эффективность использования метода сказкотерапия подтверждается данными проведенной коррекционной работы.

И я в свою очередь уверенна, что в ближайшем будущем такой метод, как сказкотерапия станет основным методом преодоления нарушений связной речи у дошкольников с речевой патологией, и у этого метода есть будущее в современных науках.