Конспект НОД на развитие логического мышления у дошкольников старшего возраста "Путешествие по сказкам
Автор: Рябцева Ангелина Аркадьевна
Цель:
Упражнять детей в использовании математических знаний в игровой ситуации.
Задачи:
Обучающие:
Закрепить:
1.представление детей о свойствах геометрических фигур: цвет, форма, размер ( Игра "Собери бусы" )
2. умение самостоятельно решать простейшие алгоритмы действий
3. совершенствовать умение ориентироваться на образец.(Игра "Танграм" )
4. представление о прямой и обратной последовательности чисел в пределах 10.
Развивающие:
1. Развивать игровую деятельность детей, совершенствуя и расширяя игровые умения ориентировать в таблице и пространстве (Игра "Найди свой дом" )
2. Развивать познавательный интерес в решении логических и занимательных задач.
Воспитательные:
1.Воспитывать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с использованием схем и моделей, проявляя настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь.
3. Приобщать к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в играх и повседневной жизни
Коррекционные:
1. Облегчать произвольную сенсомоторную активность.
2. Доставлять радость и удовольствие от игр развивающего характера.
3.
Предметная среда:
1.Карта - план путешествия , сказочные герои.
2. Плакаты с изображением схемы для игры "Собери бусы", с изображением таблицы.
3. Набор геометрических фигур Дьенеша для бус и таблицы.
4 . Игра "Логика"
4. Карточки с заданием на каждого ребенка для игры: с заданиями "Продолжи ряд".
Предшествующая работа:
1. Игры и упражнения с геометрическими фигурами Дьенеша: "Где чей гараж", "Автотрасса", "Собери бусы", "Построй транспорт"
2. Игры на ориентирование в пространстве: "Найди свой домик", "Найди дорогу к домику".
3. Игры на закрепление счета и выделение свойств предметов: "Поставь знак", "Дружат - не дружат".
4. Игры - головоломки: "Танграм", "Монгольская игра", "Колумбово яйцо", шашки.
5. Чтение сказок, придумывание нового конца, пересказ и моделирование сказок.
4.
Содержание НОД
Дети входят в зал с воспитателем
Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько у нас гостей, давайте поздороваемся с ними. А теперь посмотрим друг на друга, улыбнемся. Настроение у всех хорошее .
Обратите внимание, как преобразился наш зал. Здесь сегодня очень красиво, таинственно и загадочно. А все это потому, что я приглашаю вас отправится в необычное путешествие, а в сказочное. В дороге нас ждут неожиданности и трудности, а также сюрпризы . Отправимся в путь мы с вами в лес .Как вы думаете, на чем мы можем с вами отправиться в лес. (ответы детей: автобус, маршрутное такси, поезд...)Нас много, поедем на поезде.
Звучит музыка и вбегает Буратино
Буратино: Привет, ребята! Где это я? Что это вы здесь делаете? (Ответы детей) Путешествие это здорово!
Воспитатель: Буратино, а как ты здесь оказался? Почему ты не в сказке?
Буратино: От Мальвины сбежал. Она звала меня заниматься. Сбежал да и заблудился. Может вы мне поможете вернуться назад в мою сказку.
Воспитатель: Ну, что ребята поможем? Садись Буратино рядом с ребятами, отправляемся в путь. Ой, что это я совсем запамятовала. Зову вас путешествовать, а транспорта у нас нет. . . А так как нет большого поезда, давайте сами построим новые маленькие вагончики. А поможет нам содержимое конвертов. Что там? ( Конструктор: геометрический набор Дьенеша ). Скорее стройте свои вагоны, а кто затрудняется посмотрите на подсказку . (Один из детей строит на фланелеграфе). Замечательные получились у вас вагончики, у каждого свой.
Ребята, а чтобы мы не заблудились, у меня есть карта. Давайте, рассмотрим наш маршрут и отправимся в путь . (дети рассказывают как будут идти по лесу: (поедем прямо до остановки у дерева, затем повернем направо, доедем до остановки у куста ,свернем налево, соберем грибы,опять прямо, затем направо, и придем в домику Мальвины.) Поехали.
Ребята, кто это? Как зовут этого сказочного героя? (Лягушка - царевна) Где живет лягушка? Верно на болоте. И чтобы пройти через остров , нужно
5.
пройти через болото на другой берег. А кочками будут служить геометрические фигуры.
Игра " Логика"
Дети, а у лягушки есть тайник, находится он под кочкой , которая находиться в правом нижнем окне. Какая это "кочка". Верно. В тайнике для нас задание.
Гимнастика для кистей рук и глаз"Рыбки - подружки"(Приложение 1)
С заданиями лягушки справились , отправляемся дальше.
А вот и новый остановка. Из какой сказки эта белочка? (Сказка от царе Салтане ...) Кто написал эту сказку?
Ребята, у белочки к нам есть просьба. Она набрала орешки и хочет , чтобы мы ей помогли. Нужно разложить орешки(геометрические фигуры по местам в таблице: (Вторая строка , третий столбик - ответ детей - синий квадрат; 1 строка. 2 столбец - красный треугольник и т.д. дети по очереди называют соответствующую геометрическую фигуру.)
Белке - до свидания, а нам пора в путь . А чтоб было не скучно и мы не устали сделаем зарядку.
Последняя остановка: А вот и домик Мальвины
(За столом сидит и горюет Мальвина)
Буратино: Смотрите, моя Мальвина!
Мальвина: Где ты ходишь, Буратино! Нам давно пора начинать урок математики. Приготовься, задача будет трудная.
Буратино: Трудную я не могу и вообще: не люблю я твою математику. Вон им задавай свои задачки, смотри сколько я ребят привел. И я так устал пока сказку нашу искал. Помогите мне ребята.
Воспитатель: Что же делать? Пока Буратино не справиться с заданием мы никуда не поедем. Может быть поможем ему.
6.
Игра "Собери бусы"
Мальвина красивая девочка и любит наряжаться, очень хочет чтобы у нее были бусы. Давайте сделаем Мальвине бусы. Бусинками будут геометрические фигуры. Нанизывать на веревочку будем согласно этой таблице. Рассмотрите ее, обратите внимание на направление стрелок, чтобы каждая "бусинка" оказалась на своем месте. Нанизывать фигуры будем по очереди, называя размер, цвет и форму.
Молодцы! Справились с заданием. А давайте сделаем Мальвине много бус, пусть наряжается хоть каждый день. (Дети перемещаются за столы, на столе карточки с заданием)
Задание 2: "Продолжи ряд"
Дети рассмотрите внимательно изображение на карточке и подрисуйте геометрические фигуры в определенной последовательности. (Дети раскрашивают самостоятельно, затем выборочно объясняют )
Молодцы! И с этим заданием справились. Помогли Буратино. А теперь нам пора домой, в детский сад.
Ребята, какая же следующая остановка. Детский сад. Вот мы и дома. Путешествие наше подошло к концу
Скажите мне, пожалуйста, какие добрые дела мы сделали за время путешествия ( вернули Буратино в сказку, сделали украшения для Мальвины, выполнили просьбу белки : разложили орешки ).
Ребята, вы молодцы! Славно потрудились. Понравилось вам наше путешествие. Вы готовы еще помогать кому будем трудно.
Приложение 2: Гимнастика для кистей рук и глаз
"Рыбки - подружки"
Дети стоят, обе руки за спиной.
Воспитатель: Однажды выплыла одна рыбка из своего домика и стала искать свою подружку. Поплыла в одну сторону, поплыла в другую. Поплыла вверх, поплыла вниз... Не нашла подружку рыбка и поплыла обратно к себе в домик.
Выплыла другая рыбка и тоже стала искать свою подружку (движения повторяются те же, что и у первой руки ).
И вот выплыли обе рыбки из домика и встретились...И поздоровались подружки:
Здравствуй, рыбка!
Здравствуй, рыбка!
Стали подружки плавать, танцевать, играть. Рыбки поплыли вверх, вниз, вправо, влево.
Рыбки играли и танцевали
Плавали вместе
И вместе устали.
Полежали, отдохнули,
Хвостиками вильнули,
Уплыли к себе домой
И дома уснули...
Приложение 7: Логоритмика: "Заботливое солнышко"
Солнце с неба посылает
Лучик, лучик, лучик. ( дети ритмично руки скрещивают над головой)
И им смело разгоняет
Тучи, тучи, тучи. (плавно покачивают руками вверху)
Летом нежно согревает
Щечки, щечки, щечки. ( ритмично потирают щеки)
А весной на носик ставит
Точки, точки, точки. (ритмично постукивают пальцем по носу)
Золотят веснушки деток
Очень нравится им это!