Чтение художественной литературы как средство ранней профориентации
Автор: Чебыкина Татьяна Васильевна
Чтение художественной литературы,
как средство ранней профориентации дошкольников
«Любовь ребенка к людям труда
- источник человеческой нравственности».
В. А. Сухомлинский.
Мир взрослых манит и привлекает ребенка — там столько загадочного, интересного. Например, непонятная «работа». Родители уходят туда каждый день и поди разберись, чем они там занимаются. Даже если ваша профессия кажется очевидной – врач, продавец, повар – дети могут представлять её совершенно неожиданным образом.
Ранняя профориентация проводится заблаговременно, когда до непосредственного выбора профессии остается еще много лет. Преимущественно она носит информационный характер, общее знакомство с миром профессий. Исходя из этого суждения, делаем вывод, что большой объем информации о мире профессий мы можем «черпать» из художественной литературы, которая сопровождает человека с первых лет его жизни. В дошкольном детстве закладывается фундамент, на который будет опираться всё последующее знакомство с огромным литературным наследием.
Роль художественных средств в трудовом воспитании дошкольников своеобразна. Нельзя научить человека трудиться, слушая музыку, рассказ, сказку или рассматривая картину о труде. И, тем не менее, именно с помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожими на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость труда.
В работе с детьми каждодневно воспитатель использует разнообразные приёмы направленные на ознакомление с трудом взрослых:
· Пословицы и поговорки - эти «жемчужины народной мудрости» помогают ему в лаконичной форме похвалить и подбодрить ребенка. например: «маленький, да удаленький», «глаза боятся, руки делают», высказать отношение к лени, например: «у лодыря Федорки всегда отговорки», «труд кормит, а лень портит», «ленивые руки чужие труды любят», «умелые руки не знают скуки», подчеркнуть важность труда, например: «не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож», «хочешь есть калачи, не лежи на печи». Пословица не воспринимается ребенком как нотация, и поэтому она эффективное средство воспитания.
· Загадки появились очень давно и всегда были проверкой не только знаний человека, — они требовали наблюдательности, умения видеть в самых обыденных предметах их сходства и различия, требовали способности воспринимать окружающий мир образно, поэтически. Загадки расширяют кругозор, развивают речь, любознательность, помогают стать наблюдательными, тренируют внимание и память. Как один из жанров фольклора, также способствует ознакомлению дошкольников с профессиями. Дети старшего дошкольного возраста сами могут составлять загадки о профессиях.
· Чтение сказок самый благоприятный и действенный материал для сравнения черт характера труженика и ленивого человека. Ребенок жаждет быть хорошим, и потому внутренне ориентируется на положительных персонажей, хочет быть похожим на них. Действовать по образцу любимого героя, брать с него пример – такова реакция многих детей на полноценное художественное произведение, где представлен яркий, незабываемый, нравственно позитивный характер героя. В воспитательных возможностях литературы особая роль также принадлежит отрицательным персонажам. В сказке В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович» Рукодельница противопоставлена Ленивице. Хотя эти образы несколько условны, дети понимают смысл сказки: труд награждается, а лень наказывается. Опираясь на такую особенность дошкольников, как эмоциональность восприятия, Л. А. Талер предлагает создавать поэтический образ труженика, который вызывает у детей восхищение, побуждает к подражанию. Такого труженика показал детям К. И. Чуковский в образе заботливого, внимательного доктора Айболита. Поэт показывает поведение доктора в экстремальных ситуациях, когда ему приходится преодолевать разные препятствия на пути к цели. Врач не может отказаться от своей цели, выполняя свой долг перед заболевшими зверятами.
· В рассказе К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла» показывается, как много усилий прилагают труженики, чтобы достичь успеха. В этом автору помогает использование образа мальчика, который хочет поскорее надеть новую рубашку. Перед ребенком-слушателем проходит весь процесс труда взрослых: от посева семян льна до изготовления рубашки. А по ходу рассказа в ответ на нетерпеливые вопросы мальчика автор говорит ему: «Славная будет рубашка!».
· В стихотворении В. В. Маяковского «Конь-огонь»раскрывается понимание необходимости качественного выполнения своей части общего дела и взаимосвязь между тружениками в процессе деятельности: рабочий изготовил отличную картонку, столяр сделал ровные колеса, художник раскрасил коня, чтобы он стал красивым.
· Энциклопедическая литература, из которой дети узнают о различных профессиях. В образовательных областях «Труд» и «Чтение художественной литературы» одним из основных методов развития является рассматривание иллюстраций в книгах и детских энциклопедиях. Поэтому необходимо чтение произведений сопровождать показом иллюстраций.
· Театрализованные игры по текстам литературных произведений, как один из методов литературного развития, также способствует ознакомлению дошкольников с трудом. Своеобразие данного вида игр заключается в том, что дети берут роли и воспроизводят их в той последовательности, в какой они даны в произведении. Это творческая игра, так как ребенок передает образ по-своему.
Произведения рекомендованные программой обучения и воспитания в детском саду под редакциейМ. А.
Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С.Комаровой:
· Г. Сапгир «Садовник»;
· Б. Заходер «Портниха», «Строители», «Шофер» .
· С. Маршака– «Пожар»,«Почта»,
· С. Михалкова – дяди Степы-милиционера и др.
· В. Берестов «Кто чему научится»,
· Басни Л. Толстого «Отец приказал сыновьям.», «Мальчик стерег овец»;
· С. Георгиева «Бабушкин садик»;
· Л. Пантелеева «На море»
· В. Осеевой «Волшебная иголочка».
С. Михалкова «А что у вас?»;· В. Сухомлинского «Моя мама пахнет хлебом»;
· Е. Пермяка «Мамина работа»;
· Н. Найденовой «Ольга Павловна»;
· Я. Дягутите «Земля» и «Руки человека»;
· С. Баруздина «Кто построил этот дом?»;
· А. Бродского «Мой брат»;
· Н. Калининой «Как ребята переходили улицу» и «Где ночуют трамваи и автобусы»;
· Б. Житкова «Светофор» , «Что я видел».
· Э. Успенский «25 профессий Маши Филипенко»
· Н. Гордиенко, С. Гордиенко «Большая книга профессий»
Произведения для чтения зарубежных авторов: >Георг Юхансон, серия книг «Мулле Мек – умелый человек»· Ричард Скарри «Город добрых дел»
· Хавукайнен А., Тойвонен С. «Какие бывают профессии»,
· Сильви Санжа «Профессии. Когда я вырасту, то стану…»
Чтение художественной литературы педагог использует во время бесед, наблюдений за трудом взрослых, экскурсий к месту их работы, в процессе занятий, совместной и игровой деятельности. Они способствуют развитию у детей представлений о труде взрослых, и воспитанию гуманного и уважительного отношения к человеку труда, чувства радости, гордости, восхищения, у них появляется интерес к еще одной стороне деятельности взрослого человека, формируется отношение к ней, по крупицам складывается образ, к которому ребенок начинает стремиться, создавая себя.