+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahvospitatelya.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Чтение художественной литературы как средство ранней профориентации

Автор: Чебыкина Татьяна Васильевна

 

Чтение художественной  литературы,

 как средство ранней профориентации дошкольников

    

 

 

https://www.vikids.ru/cdn-vikids-ru/uploads/ckeditor/pictures/5dd1203c6c1d400491301fc2/content_Ameli_Bomon__Kem_byt.jpeg

 

«Любовь ребенка к людям труда

-  источник человеческой нравственности».

 В. А. Сухомлинский.

      Мир взрослых манит и привлекает ребенка — там столько загадочного, интересного. Например, непонятная «работа». Родители уходят туда каждый день и поди разберись, чем они там занимаются. Даже если ваша профессия кажется очевидной – врач, продавец, повар – дети могут представлять её совершенно неожиданным образом.

         Ранняя профориентация проводится заблаговременно, когда до непосредственного выбора профессии остается еще много лет. Преимущественно она носит информационный характер, общее знакомство с миром профессий. Исходя из этого суждения, делаем вывод, что  большой объем информации о мире профессий   мы можем «черпать» из художественной литературы, которая сопровождает человека с первых лет его жизни.  В дошкольном детстве закладывается фундамент, на который будет опираться всё последующее знакомство с огромным литературным наследием.
       Роль художественных средств в трудовом воспитании дошкольников своеобразна. Нельзя научить человека трудиться, слушая музыку, рассказ, сказку или рассматривая картину о труде. И, тем не менее, именно с помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожими на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость труда.

    В работе с детьми каждодневно воспитатель использует разнообразные приёмы направленные на ознакомление с трудом взрослых:

·        Пословицы и поговорки - эти «жемчужины народной мудрости» помогают ему в лаконичной форме похвалить и подбодрить ребенка. например: «маленький, да удаленький», «глаза боятся, руки делают»,  высказать отношение к лени, например: «у лодыря Федорки всегда отговорки», «труд кормит, а лень портит», «ленивые руки чужие труды любят», «умелые руки не знают скуки», подчеркнуть важность труда, например: «не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож», «хочешь есть калачи, не лежи на печи». Пословица не воспринимается ребенком как нотация, и поэтому она эффективное  средство воспитания.

·         Загадки появились очень давно и всегда были проверкой не только знаний человека, — они требовали наблюдательности, умения видеть в самых обыденных предметах их сходства и различия, требовали способности воспринимать окружающий мир образно, поэтически. Загадки расширяют кругозор, развивают речь, любознательность, помогают стать наблюдательными, тренируют внимание и память. Как один из жанров фольклора, также способствует ознакомлению дошкольников с профессиями. Дети старшего дошкольного возраста  сами могут составлять загадки о профессиях.

·          Чтение сказок самый благоприятный и действенный материал для сравнения черт характера труженика и ленивого человека. Ребенок жаждет быть хорошим, и потому внутренне ориентируется на положительных персонажей, хочет быть похожим на них. Действовать по образцу любимого героя, брать с него пример – такова реакция многих детей на полноценное художественное произведение, где представлен яркий, незабываемый, нравственно позитивный характер героя. В воспитательных возможностях литературы особая роль также принадлежит отрицательным персонажам.  В сказке В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович» Рукодельница противопоставлена Ленивице. Хотя эти образы несколько условны, дети понимают смысл сказкитруд награждается, а лень наказывается. Опираясь на такую особенность дошкольников, как эмоциональность восприятия, Л. А. Талер предлагает создавать поэтический образ труженика, который вызывает у детей восхищение, побуждает к подражанию. Такого труженика показал детям К. И. Чуковский в образе заботливого, внимательного доктора Айболита. Поэт показывает поведение доктора в экстремальных ситуациях, когда ему приходится преодолевать разные препятствия на пути к цели. Врач не может отказаться от своей цели, выполняя свой долг перед заболевшими зверятами.

·        В рассказе К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла» показывается, как много усилий прилагают труженики, чтобы достичь успеха. В этом автору помогает использование образа мальчика, который хочет поскорее надеть новую рубашку. Перед ребенком-слушателем проходит весь процесс труда взрослых: от посева семян льна до изготовления рубашки. А по ходу рассказа в ответ на нетерпеливые вопросы мальчика автор говорит ему«Славная будет рубашка!».

·        В стихотворении В. В. Маяковского «Конь-огонь»раскрывается понимание необходимости качественного выполнения своей части общего дела и взаимосвязь между тружениками в процессе деятельности: рабочий изготовил отличную картонку, столяр сделал ровные колеса, художник раскрасил коня, чтобы он стал красивым.

·        Энциклопедическая литература, из которой дети узнают о различных профессиях. В образовательных областях «Труд» и «Чтение художественной литературы» одним из основных методов развития является рассматривание иллюстраций в книгах и детских энциклопедиях. Поэтому необходимо чтение произведений сопровождать показом иллюстраций.

·        Театрализованные игры по текстам литературных произведений, как один из методов литературного развития, также способствует ознакомлению дошкольников с трудом. Своеобразие данного вида игр заключается в том, что дети берут роли и воспроизводят их в той последовательности, в какой они даны в произведении. Это творческая игра, так как ребенок передает образ по-своему.

Произведения рекомендованные программой обучения и воспитания в детском саду под редакцией

М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С.Комаровой:

К. Чуковский «Айболит» А. Барто «Кораблик»«Грузовик»«Девочка чумазая»,;

·        Г. Сапгир «Садовник»;

·        Б. Заходер «Портниха»«Строители»«Шофер» .

·          С. Маршака– «Пожар»,«Почта»,

·        С. Михалкова – дяди Степы-милиционера и др.

·         В. Берестов «Кто чему научится»,

·        Басни Л. Толстого «Отец приказал сыновьям.»«Мальчик стерег овец»;

·          С. Георгиева «Бабушкин садик»;

·        Л. Пантелеева «На море» 

·        В. Осеевой «Волшебная иголочка».

С. Михалкова «А что у вас?»;

·        В. Сухомлинского «Моя мама пахнет хлебом»;

·        Е. Пермяка «Мамина работа»;

·        Н. Найденовой «Ольга Павловна»;

·        Я. Дягутите «Земля» и «Руки человека»;

·        С. Баруздина «Кто построил этот дом?»;

·        А. Бродского «Мой брат»;

·        Н. Калининой «Как ребята переходили улицу» и «Где ночуют трамваи и автобусы»;

·        Б. Житкова «Светофор» , «Что я видел».

·         Э. Успенский  «25 профессий Маши Филипенко»

·          Н. Гордиенко, С. Гордиенко  «Большая книга профессий»

·         В. Бундин «Такая работа»

Произведения для чтения зарубежных авторов: >Георг Юхансон, серия книг «Мулле Мек – умелый человек»

·        Ричард Скарри «Город добрых дел»

·        Хавукайнен А., Тойвонен С.  «Какие бывают профессии»

·         Сильви Санжа «Профессии. Когда я вырасту, то стану…»

Чтение художественной литературы педагог использует во  время бесед, наблюдений за трудом взрослых, экскурсий к месту их работы, в процессе занятий, совместной  и игровой деятельности. Они способствуют  развитию у детей представлений о труде взрослых, и воспитанию гуманного и уважительного отношения к человеку труда, чувства радости, гордости, восхищения, у них появляется интерес к еще одной стороне деятельности взрослого человека, формируется отношение к ней, по крупицам складывается образ, к которому ребенок начинает стремиться, создавая себя.