+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahvospitatelya.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Педагогическая технология "Ситуация

Автор: Никитевич Елена Александровна

Здравствуйте, уважаемые коллеги меня зовут Елена Александровна Никитевич  я расскажу о педтехнологии «Ситуация» которую я применяю в своей  работе.

Одна из задач ФГОС, которую должны решать педагоги в ходе образовательной деятельности, – поддерживать инициативу дошкольников и учить их самостоятельно открывать новые знания. Справиться с этой задачей мне в работе помогает  педтехнология «Ситуация».                                       Чем мне нравится эта педагогическая технология? Тем что,                                                воспитатель, работающий в технологии  деятельностного метода  «Ситуация», не просто объясняет новое знание, а создает ситуацию, в которой дети сталкиваются с затруднениями, фиксируют то, что пока у них не получается, учатся понимать причины своих затруднений и находить способы, как их преодолеть. А так-же дети сами «откроют»  для себя или приобретут опыт, самостоятельного выполнения отдельных шагов открытия. А педагог при этом перестаёт выполнять просто информационные функции,  становится организатором, помощником и консультантом в самостоятельной познавательной деятельности детей.                                                                            В «Ситуации» могут участвовать как дети всей группы, так и подгруппы.        Все образовательные ситуации имеют сходную структуру и включают в себя шесть последовательных этапов. В работе с детьми, когда педагог моделирует конкретную образовательную ситуацию, он должен придерживаться этих этапов. Рассмотрим данную технологию на примере образовательной  ситуации, которая возникла у нас при проведении в группе 1 марта «Всемирного дня кошек». Ситуация называется: «Поможем маме-кошке». Этап 1. «Введение в ситуацию»  На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (ставят «детскую цель»). Для этого воспитатель, как правило, включает детей в беседу, обязательно личностно значимую для них, связанную с их личным опытом. Отмечу, что «детская» цель - это то, что ребенок «сам хочет» сделать и  не имеет ничего общего с образовательной («взрослой») целью. Например:

Взрослая цель

Детская цель

ОС «Поможем маме-кошке»

Научить составлять котенка с помощью геометрических фигур.

Помочь маме кошке найти котят

Ключевыми фразами завершения этапа являются вопросы: «Хотите?», «Сможете?». Таким образом, ребенок получает важные жизненные установки: «Если я чего-то сильно захочу, то обязательно смогу», «Я верю в свои силы», Эмоциональное включение детей в беседу позволяет  плавно перейти к сюжету, с которым будут связаны все последующие этапы. Т.е. «введение в ситуацию», это не что иное, как создание игровой ситуации: через видео сообщение, письма, посылки, попадание в сказку, путешествие и т.д.                                                                                                                           Этап 2. «Актуализация».                                                                                                    На данном этапе, который тесно связан с этапом «Введение в ситуацию», в ходе дидактической игры, беседы и других приёмов воспитатель организует деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей.                                     Этап 3. «Затруднение в ситуации».                                                                 Данный этап является непродолжительным по времени, но принципиально новым и очень важным, в получении новых знаний. В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в деятельности. Воспитатель с помощью системы вопросов «Смогли?» – «Почему не смогли?» помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины. Таким образом, четко следуя этапам технологии, воспитатель подводит детей к тому, что они сами хотят узнать «нечто». Причем это «нечто» является абсолютно конкретным и понятным детям, так как они сами (под ненавязчивым руководством взрослого) назвали причину затруднения.                                                                                             Этап 4. «Открытие детьми нового знания (способа действий»).                   На данном этапе воспитатель вовлекает детей в процесс самостоятельного поиска и открытия для себя новых знаний, которые решают возникшие ранее затруднения.    С помощью вопроса «Что нужно делать, если чего-то не знаешь?»  воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения.   Дети предлагают различные варианты, где можно добыть новые знания. Выбирают тот, который наилучшим образом подходит в данный момент. Получают эти новые знания или способ действия. И продолжают свое движение к цели, с того момента, где у них возникло затруднение.                                                                                                               Этап 5. «Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка». Таким образом, переходим к пятому этапу, где полученные новые знания реализуются в практической деятельности детей.                                       Этап 6. «Осмысление (итог)».                                                                            Данный этап формирует у детей на доступном для них уровне начальный опыт рефлексия – важнейшего структурного элемента учебной деятельности. Дети приобретают опыт фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели. Хочу напомнить, что такие вопросы как «Понравилось», «Что понравилось» лучше избегать. Желательно пользоваться вопросами: «Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогли?» воспитатель помогает детям осмыслить свои действия и зафиксировать достижение «детской» цели.

Таким образом, использование рассматриваемой технологии для организации образовательных ситуаций позволяет создать условия для накопления каждым ребенком опыта деятельности и общения в процессе освоения способов познания действительности, что является основой для его умственного и личностного развития, формирования целостной картины мира, готовности к саморазвитию и самореализации на всех этапах своей жизни. 

Наблюдая образовательный процесс, я вижу сияющие глаза детей полные желания узнать, что-то новое, интересное. А раз детям нравится – значит я  делаю всё правильно!