Педагогическая технология "Ситуация
Автор: Никитевич Елена Александровна
Здравствуйте, уважаемые коллеги меня зовут Елена Александровна Никитевич я расскажу о педтехнологии «Ситуация» которую я применяю в своей работе.
Одна из задач ФГОС, которую должны решать педагоги в ходе образовательной деятельности, – поддерживать инициативу дошкольников и учить их самостоятельно открывать новые знания. Справиться с этой задачей мне в работе помогает педтехнология «Ситуация». Чем мне нравится эта педагогическая технология? Тем что, воспитатель, работающий в технологии деятельностного метода «Ситуация», не просто объясняет новое знание, а создает ситуацию, в которой дети сталкиваются с затруднениями, фиксируют то, что пока у них не получается, учатся понимать причины своих затруднений и находить способы, как их преодолеть. А так-же дети сами «откроют» для себя или приобретут опыт, самостоятельного выполнения отдельных шагов открытия. А педагог при этом перестаёт выполнять просто информационные функции, становится организатором, помощником и консультантом в самостоятельной познавательной деятельности детей. В «Ситуации» могут участвовать как дети всей группы, так и подгруппы. Все образовательные ситуации имеют сходную структуру и включают в себя шесть последовательных этапов. В работе с детьми, когда педагог моделирует конкретную образовательную ситуацию, он должен придерживаться этих этапов. Рассмотрим данную технологию на примере образовательной ситуации, которая возникла у нас при проведении в группе 1 марта «Всемирного дня кошек». Ситуация называется: «Поможем маме-кошке». Этап 1. «Введение в ситуацию» На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (ставят «детскую цель»). Для этого воспитатель, как правило, включает детей в беседу, обязательно личностно значимую для них, связанную с их личным опытом. Отмечу, что «детская» цель - это то, что ребенок «сам хочет» сделать и не имеет ничего общего с образовательной («взрослой») целью. Например:
Взрослая цель |
Детская цель |
ОС «Поможем маме-кошке» |
|
Научить составлять котенка с помощью геометрических фигур. |
Помочь маме кошке найти котят |
Ключевыми фразами завершения этапа являются вопросы: «Хотите?», «Сможете?». Таким образом, ребенок получает важные жизненные установки: «Если я чего-то сильно захочу, то обязательно смогу», «Я верю в свои силы», Эмоциональное включение детей в беседу позволяет плавно перейти к сюжету, с которым будут связаны все последующие этапы. Т.е. «введение в ситуацию», это не что иное, как создание игровой ситуации: через видео сообщение, письма, посылки, попадание в сказку, путешествие и т.д. Этап 2. «Актуализация». На данном этапе, который тесно связан с этапом «Введение в ситуацию», в ходе дидактической игры, беседы и других приёмов воспитатель организует деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей. Этап 3. «Затруднение в ситуации». Данный этап является непродолжительным по времени, но принципиально новым и очень важным, в получении новых знаний. В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в деятельности. Воспитатель с помощью системы вопросов «Смогли?» – «Почему не смогли?» помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины. Таким образом, четко следуя этапам технологии, воспитатель подводит детей к тому, что они сами хотят узнать «нечто». Причем это «нечто» является абсолютно конкретным и понятным детям, так как они сами (под ненавязчивым руководством взрослого) назвали причину затруднения. Этап 4. «Открытие детьми нового знания (способа действий»). На данном этапе воспитатель вовлекает детей в процесс самостоятельного поиска и открытия для себя новых знаний, которые решают возникшие ранее затруднения. С помощью вопроса «Что нужно делать, если чего-то не знаешь?» воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения. Дети предлагают различные варианты, где можно добыть новые знания. Выбирают тот, который наилучшим образом подходит в данный момент. Получают эти новые знания или способ действия. И продолжают свое движение к цели, с того момента, где у них возникло затруднение. Этап 5. «Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка». Таким образом, переходим к пятому этапу, где полученные новые знания реализуются в практической деятельности детей. Этап 6. «Осмысление (итог)». Данный этап формирует у детей на доступном для них уровне начальный опыт рефлексия – важнейшего структурного элемента учебной деятельности. Дети приобретают опыт фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели. Хочу напомнить, что такие вопросы как «Понравилось», «Что понравилось» лучше избегать. Желательно пользоваться вопросами: «Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогли?» воспитатель помогает детям осмыслить свои действия и зафиксировать достижение «детской» цели.
Таким образом, использование рассматриваемой технологии для организации образовательных ситуаций позволяет создать условия для накопления каждым ребенком опыта деятельности и общения в процессе освоения способов познания действительности, что является основой для его умственного и личностного развития, формирования целостной картины мира, готовности к саморазвитию и самореализации на всех этапах своей жизни.
Наблюдая образовательный процесс, я вижу сияющие глаза детей полные желания узнать, что-то новое, интересное. А раз детям нравится – значит я делаю всё правильно!