+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahvospitatelya.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Речевое развитие детей 5–6 лет в процессе ознакомления с народной игрушкой

Автор: Будникова Наталья Геннадьевна

Речевое развитие детей 5–6 лет в процессе ознакомления с народной игрушкой

Народная игрушка служит прекрасным материалом для развития речи, поскольку она подсказывает содержание речи. В рассказывании по игрушкам дети учатся отбирать предметно-логическое содержание для описаний и повествований, приобретают умения выстраивать композицию, связывать части в единый текст, избирательно пользоваться языковыми средствами. При описании дети опираются на восприятие наглядного материала, характерные признаки предметов и явлений. Часто в описание включается и рассказ о выполненных или возможных действиях с игрушкой, о том, что, как она у него появилась.

В основе высказывании детей об игрушках лежит непосредственное восприятие игрушки, что оказывает влияние на сенсорное восприятие детей и развитие наблюдательности. Занятия с игрушками носят творческий характер, на них развивается мышление и воображение. Игрушка создает возможность закрепить и активизировать словарь, но может служить и источником новых слов. Игрушка вызывает положительные эмоции, желание высказываться, поэтому она используется как средство развития речи.

Смысл народной игрушки – развивать, занять, повеселить, порадовать ребенка. Знакомя детей с народной игрушкой, педагог показывает образцы, которые изображают не только птиц, но и животных, человека, отмечая многообразие данного вида народного искусстваНародную игрушку можно использовать не только как экспонат в уголке национальной культуры, но и на занятиях по декоративной лепке, где учитывается пластика формы, характерные особенности, способы исполнения. Игрушки рассматриваются в свободное от занятий время, обследуются, сравниваются. При этом отмечается сходство и различия в росписи, украшении. Так как подлинные игрушки в настоящее время представляют большую редкость, можно использовать образцы педагогов изобразительных студий, художников и мастеров, которые выполнены на высоком художественном уровне и приближенны к оригиналу.

Опытно-экспериментальной базой исследования выступило МБДОУ «ЦРР-д/с «Сказка» ОП «ЦРР-д/с «Солнышко» г. Ковылкино.

Цель констатирующего эксперимента – выявить уровень речевого развития детей 5-6 лет. Констатирующий этап эксперимента включал в себя две методики направленные на выявление уровня развития словаря и связной речи старших дошкольников.

По результатам методики «Назови слова» выявлено, что высоким уровнем словарного запаса обладает 5 % детей в группе. Средний уровень развития словарного запаса выявлен у 25% от общего количества детей в группе. Эти дети в своих ответах назвали от 10 до 19 различных слов, связанных с различными группами и получили от 4 до 7 баллов. Низкий уровень развития словарного запаса показали 14 детей – 70%. Эти дети и назвали от 9 до 12 слов и набрали всего по 2- 3 балла.

По результатам методики «Расскажи по картинке» в экспериментальной группе было выявлено 2 уровня речевого развития: средний и низкий. Средний уровень речевого развития выявлен у 35% от общего количества детей в группе. Дети с этим уровнем речевого развития набрали от 2 до 3 баллов. В их речи встречались различные фрагменты речи представленные в схеме протоколирования. Низкий уровень речевого развития составил 65%. Эти дети в своих рассказах использовали от 6 до 7 содержащихся в схеме протоколирования.

Итак, результаты обследования показывают, что на этапе выявления словарного запаса детей, наибольший процент представлен низким уровнем. Учитывая полученные результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы по проблеме использования народной игрушки на занятиях по развитию речи, была сформулирована цель формирующего этапа, которая заключалась в разработке и апробации систематизированной серии занятий по развитию речи, предполагающей использование народной игрушки. Исходя из поставленной цели,были определены следующие задачи исследования:

1. Определить художественные особенности и средства выразительности народной игрушки и керамики.

2. Провести серию занятий по развитию речи с использованием народной игрушки.

На данном этапе осуществлялись следующие виды работ:

беседа с детьми о разнообразии видов народного искусства, их художественных особенностях;

рассматривание тематических альбомов по теме с целью закрепления материала предыдущей беседы;

«зонирование» групповой комнаты произведениями народного искусства.

Предложенная мною система работы по развитию связной монологической речи - это попытка показать на практике эффективность использования народной игрушки в работе с детьми. При использовании народных игрушек на занятиях по развитию речи у детей формируется связная речь, умение строить описание.