Создание условий для оздоровления детей раннего возраста" (из опыта работы)
Автор: Куклина Светлана Анатольевна
Создание условий для оздоровления детей раннего возраста
(из опыта работы)
Куклина С.А.,
воспитатель МАДОУ «ДС №477 г.Челябинска»
В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.
Наблюдаемая нами высокая заболеваемость детей, имеющая тенденцию к увеличению привели нас к поискам новых форм и методов по оздоровлению детей. Мы решили, особое внимание уделить оздоровлению детей раннего возраста. А чтобы добиться положительных результатов, подключить родителей. Нет большей радости для родителей, чем видеть своих детей крепкими, здоровыми, закалёнными.
Цель нашей деятельности – создание здоровьесберегающих условий, среды в ДОУ, обеспечивающую каждому воспитаннику возможность сохранения здоровья за период нахождения в детском саду, сформировать у него элементарные знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать их в повседневной жизни.
В нашей группе созданы условия для организации двигательной деятельности детей, как организованной, так и самостоятельной, отвечающей возрастным, индивидуальным особенностям детей. В нашем спортивном уголке имеются различные массажные мячики, массажные коврики и ролик - это массажёр непосредственно для ног и спины.
Физкультурные уголки, оснащены нетрадиционным физкультурным оборудованием, изготовленным и оформленным руками родителей (сделаны массажные коврики для профилактики пласкостопия, коврики для закалевания как хождения босиком так и в насочках) пользуются большим спросом у наших воспитанников, т.к. они могут в самостоятельной деятельности использовать данные тренажеры, при их помощи организовывать игры различной подвижности.
Большая работа была проделана со специалистами детского сада: совместно с музыкальным руководителем подобрана особая музыка для проведения утренней гигиенической гимнастики, в фонотеку включены колыбельные, фольклорные песенки- попевки.
Устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды зависит не только от индивидуальных особенностей ребенка, но и от своевременного и правильного проведения специальных оздоровительных мероприятий: своевременное проветривание помещений, ежедневные прогулки и физкультурные занятия на свежем воздухе.
Для обеспечения психологического благополучия детей раннего возраста, разработан алгоритм проведения взбадривающей гимнастики после дневного сна, который включает в себя:
- Общеразвивающие упражнения лежа и сидя на кровати; После сна – гимнастика в кроватях и на массажных ковриках. В 15 часов дети просыпаются под звуки музыки, что создает радостный эмоциональный фон, и лежа в постели, поверх одеяла, выполняют в течение 3-5 минут физические упражнения, охватывающие все группы мышц.
- Элементы оздоровительного самомассажа;
В нашей группе с детьми 3-4 лет мы используем точечный массаж. Есть определённые точки, которые непосредственно отвечают за какой – либо орган.
Точка 1. Расположена в центре грудины, на уровне прикрепление 4-го ребра. Связана со слизистой трахеи, бронхов, а также костным мозгом. При массаже этой зоны уменьшается кашель, улучшается кроветворение.
Точка 2. Расположена в центре яремной вырезки грудины. Регулирует иммунные функции организма. Повышаетсопротивляемость инфекционным заболеваниям.
Точка 3. Распологается симметрично на уровне верхнего края щитовидного хряща, у переднего края мышцы. Контролирует химический состав крови и одновременно слизистую оболочку гортани.
Точка 4. Расположена симметрично, сзади от уха, на границе волосистой части головы, в центре затылочной впадины. Шею сзади необходимо массировать сверху вниз. Зоны шеи связаны с регулятором деятельности сосудов головы, шеи и туловища. Нормализируется работа вестибулярного аппарата.
Точка 5. Расположена между 7-м шейным и 1-м грудным позвонком, где при наклоне головы вперед ощущается впадина ниже самого выступающего позвонка
Точка 6. Расположена симметрично между носогубной складкой в середине крыла носа. Улучшает кровоснабжение слизистых оболочек носа и гайморовой полости. Дыхание через нос становится свободным, насморк проходит.
Точка 7. Расположена симметрично у внутреннего края надбровной дуги. Улучшается кровоснабжение в области глазного яблока и лобных отделов мозга.
Точка 8. Расположена симметрично в углублении спереди козелка уха. Массаж этой области воздействует на органы слуха и вестибулярный аппарат.
Точка 9. Симметричная, между 1-й и 2-й пястными костями, на конце кожной складки при отведении большого пальцы. Руки человека связаны со всеми органами. При массаже этих точек нормализуются многие функции организма.
Стишочки:
Грудку мы слегка надавим,
Шейку гладить мы начнём,
Головку низко мы наклоним,
Сзади косточку найдём (массажируется выпуклаякосточка шейного позвонка)
Эту косточку нажмём.
Бровки гладим мы слегка.
Мы над глазками надавим,
Носик вычистим вот так,
Ушкам сделаем зарядку. (растираем мочки ушей)
Каж-дый паль-чик ра-зот-рём (Каждый слог на палец)
Рас-ти-ра-ем!
Здесь вот ямочку найдём, (Ямочка между большим и указательным пальцем)
И на ямочку нажмём.
Ручки гладим мы слегка, (гладить от плеч, до кистей)
Отдохнуть теперь пора! (потрясти кистями рук)
Техника выполнения массажа
Массировать биологически активные зоны нужно подушечками большого, указательного или среднего
пальца горизонтально-вращательными движениями по часовой стрелке и против в течение 4-5 сек в каждую сторону. Массаж не должен быть грубым и резким, не должен оставлять синяков. Лучше начинать с легкого нажима, постепенно повышая интенсивность воздействия.
Зону 3 (в области шеи) нужно массировать легкими движениями пальцев сверху вниз. Если массируемая зона очень болезненна, проводится легкий круговой массаж. Если кожа в области массируемой зоны изменена (нагноения, ссадины, кровоподтеки), то массаж отменяется.
Руки перед массажем должны быть часто вымытыми. Теплыми, с хорошо остриженными ногтями. Не следует проводить массаж сразу после приема пищи. С профилактической целью массаж рекомендуется проводить 2-3 раза в день, а также после контакта с больным острой респираторной инфекцией.
Как профилактическое средство массаж биологически активных зон можно проводить длительно, особенно осенью и зимой. Необходимо помнить, что высокую сопротивляемость организма поддерживает только регулярный массаж.
- Закаливающие процедуры (ходьба босиком по дорожкам с различным покрытием и наполнителем);
Эта гимнастика помогает ребенку постепенно проснуться и включится в рабочий ритм, способствует поднятию мышечного тонуса, профилактике сколиоза и плоскостопия.
Хочется отметить неплохие показатели в работе с детьми: хорошая посещаемость, активность детей, их интерес, желание присутствовать и работать в полную силу на занятиях, как по физической культуре, так и оздоровительной гимнастики. Наблюдая за детьми, можно отметить, что занятия им нравятся, они с желанием и старательно выполняют все задания преподавателя. С каждым новым занятием посещаемость значительно увеличивается, и это нас всех преподавателей детского сада очень радует. Значит можно сказать, что такие занятия приносят пользу.Вместе проводятся соревнования: «Веселые старты», «День здоровья », «Мы – ловкие и сильные»; фото конкурсы: «Всей семьей на старт», «Самая спортивная семья» .
Нами было отмечено, что благодаря введению данных форм работы и синтезу их с игровой деятельностью у детей происходит гармонизация отношений между собой. Ребята становятся более доброжелательными друг к другу, проявляют больше уверенности в организации совместной деятельности. Мы отметили снижение уровня тревожности, и, наоборот, повышение уровня коммуникативных навыков, овладения речью как средством общения. Кроме этого, произошла активизация двигательной активности, что позволило не только укрепить, но и сохранить здоровье детей.
Результаты убеждают в правильности и действенности, выбранных нами мер в совершенствовании физкультурно-оздоровительной работы. Однако, и сегодня, мы находимся в творческом поиске новых путей развития данного направления.