Познавательное развитие дошкольников средствами проблемно-игровой технологии
Автор: Кулик Марина Николаевна
«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В науке и практике утвердилось положение о том, что игра — эффективное средство обучения, но эффективным это средство становится в том случае, если используется «в нужном месте, в нужное время и в необходимых дозах». При формировании элементарных математических представлений игра выступает, как метод обучения и может быть отнесена к практическим методам
В современном мире компьютерных технологий уже недостаточно просто научить детей считать, составлять задачи, знать и называть геометрические фигуры. Детей нужно научить думать. А как это сделать? Путем решения ситуаций, запускающих процесс «думанья». Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.
Использование проблемного обучения основано на получении дошкольниками новых знаний посредством решения теоретических и практических проблем, задач в создающихся для этого проблемных ситуациях.
Проблемная ситуация может использоваться во всех направлениях развития познавательной образовательной области:
ü формирование элементарного математического представления;
ü познавательно- исследовательской деятельности;
ü ознакомлении с предметным окружением;
ü ознакомлении с социальным миром;
ü ознакомлении с миром природы.
Анализ состояния обучения дошкольников приводит многих специалистов к выводу о необходимости обучения в играх. Иными словами, речь идет о необходимости развития обучающих функций игры, предполагающей обучение через игру.
Есть определенные требования к проблемным образовательным ситуациям:
Ø решение проблемной ситуации должно быть максимально направлено на самостоятельность и творческую деятельность воспитанника;
Ø проблема должна соответствовать той информации, которую познаёт дошкольник, с опорой на уже имеющуюся у него информацию;
Ø ситуация должна создавать некоторую трудность в её решении и в то же время быть посильной, чтобы способствовать формированию потребности в её решении;
Ø формулировка проблемной ситуации должна быть максимально понятной.
Полноценное познавательное развитие детей дошкольного возраста может быть организовано в трех основных блоках педагогического процесса:
- на познавательных занятиях;
- в совместной познавательной деятельности детей с воспитателем;
- в самостоятельной деятельности детей.
Проблемно – игровую ситуацию в образовательной деятельности по математике желательно организовывать так, чтобы дети могли свободно общаться, спорить, совместно выполнять задания. Благодаря чему ребенок проявляет активность. Проблемную ситуацию можно создавать абсолютно на всех стадиях образовательного процесса:
ü при знакомстве с новым материалом;
ü при закреплении и контроле изученного материала;
ü в ходе выполнения креативных заданий.
В совместно-познавательной деятельности с воспитателем, проблемная ситуация может использоваться в разработке такого познавательного пособия как Летбук, в подборке необходимого материала с привлечением родителей.
В самостоятельной деятельности, дети могут использовать игры, которые имеют проблемно-развивающую направленность:
- игры на моделирование в пространстве: «Кубики для всех», «Геометрический конструктор», «Шар». При знакомстве с геометрическими фигурами, их свойствами, игра в моделирование фигур в пространстве усваивается дошкольниками успешнее и интереснее. А также легко усваивают понятия «вверху», «внизу», «слева», «справа», «между», что развивает пространственное представление и воображение.
- игры на плоскостное моделирование: «Крестики», «Соты», «Монгольская игра», игры из серии «Кубики и цвет» «Сложи узор», «Уникуб»;
- игры на составление целого из частей: «Чудо-цветик»;
- игры-забавы, перевертыши, лабиринты: «Домино», «Угадай-ка», «Необычные фигуры», «Засели домики», «Где, чей гараж», «Дорожки» и другие.
При знакомстве с объемом и умении его измерения, в совместной деятельности с детьми, решается задача с помощью чего и каким образом познакомить с этим понятием. В разных по объему посудах насыпаны макароны. Нужно определить, в какой посудине макарон больше. Дети предлагают различные варианты, неверные доводы отвергают. Наконец, один из вариантов принимается всеми. Дошкольники измеряют макароны сначала в одной посуде; затем этой же меркой в другой посуде. Сравнивая результаты измерения, определяют, где больше макарон. Делают выводы. Помимо измерения объема, из макарон составляют группы одинаковой формы. Параллельно обсуждаем виды макарон, их пользу или вред.
- игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур :«Танграм», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Пифагор», «Волшебный круг», «Пентамино»,«Свинкс» и т.д.
Исходя из практики, использования развивающих игр, наиболее полюбившими являются игры со счетными палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического характера, т. к. в ходе решения, как правило, идет преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества.
Эти игры способствуют развитию у детей: самостоятельности, способности автономно, независимо от взрослых решать доступные задачи, способствуют освоению детьми средств познания: эталонов (цвет, форма), эталонов мер (размер, масса); накоплению логико - математического опыта, овладению способами познания: сравнением, обследованием, уравниванием, счетом.
Использование проблемно-игровых ситуаций, кроме задач познавательно-развивающей направленности, несут важнейшие задачи формирования личностных качеств, которые так необходимы и важны для будущего первоклассника:
- работать коллективно;
- придерживаться определенных правил;
- уметь проигрывать, но стремиться к победе честными способами;
- воспитывает чувство товарищества, сопереживания, сочувствие к проигравшему.
Благодаря проблемно-практическим ситуациям удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения. Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Самое главное - это привить ребенку интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.
Используемая литература
1. Ерофеева Г.Е. Математика глазами детей, родителей и педагогов/ Дошкольное воспитание. - 2007. - N 5.
2. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - СПб.: Детство-Пресс, 2000. Издательство: Директмедиа Паблишинг, 2008 г. 392 стр.
3. Нищева Н.В. Играйка – Считайка №10: Игры для развития математических представлений у старших дошкольников.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО « ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 16с.
4. Тимофеева Л.Л., Уман А.И. Комплексные развивающие занятия в старшей группе ДОУ.- М.: Педагогическое общество России, 2006.- 175 с.
5. Щербакова Е. И. Территория и методика математического развития дошкольников: Уч. Пособие. –М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2005. — 392 с.