+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahvospitatelya.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Из опыта работы по экологическому воспитанию детей

Автор: Брагина Людмила Николаевна

Краткое описание работы
Содержание экологического воспитания и возможность его реализовать в детском саду тесно связаны с условиями жизни детей и методами их воспитания. Контакт с природой, непосредственно и постоянно окружающей ребенка, разнообразие форм работы – это ключ к правильной постановке работы и получению нужного результата.

Из опыта работы по экологическому воспитанию детей

Давайте, дошколята, природу охранять!
О ней ни на минуту не надо забывать.
Ведь цветы, леса, поля и речки.

Это все для нас навечно!

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирования у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.

 

Познание природы имеет многогранное значение для разностороннего развития личности ребенка: расширение кругозора, обогащение знаний об окружающей действительности, познание связей и закономерностей в ней, развитие наблюдательности и самостоятельности мышления.

Воспитание любви к природе, навыков бережного отношения к ней, заботы о живых существах рождает не только познавательный интерес к природе, но и способствует формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатств.

Природа удивительна и прекрасна. Она встречает ребёнка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. У детей накапливаются яркие, образные, эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, идет развитие восприятия, мышления и воображения.

Мною определены следующие задачи:

- формирование   у дошкольников осознанного отношения к природе, ее явлениям и объектам;

- формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира (в быту, социуме, природе);

- развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

- совершенствование умений и навыков наблюдений за живыми и неживыми объектами природы;

- развитие экологического мышления и творческого воображения в процессе исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними;

- воспитание элементарных норм  поведения по отношению к миру природы и окружающему миру в целом.

Для успешной реализации поставленных задач, мною разработаны:

- план мероприятий по экологии;

- разработан перспективный план  наблюдений за объектами и явлениями в живой и неживой природе;

- создан  уголок  природы для наблюдений и экспериментирования с необходимым оборудованием.

- создана картотека  экологических игр, физкультминуток, загадок и стихотворений о природе.

     С целью повышения эффективности образовательных занятий с детьми мною,  в программе Рower Рoint,  создана серия презентаций, которая  помогает доступно и в современной форме донести до детей нужную информацию.

По данному направлению разработала и провела  ряд занятий по экологии: «Что мы знаем о воде», «Трудно птицам зимовать, будем птицам помогать», музыкально-экологическую сказку «Лесная история», родительское собрание «Как прекрасен этот мир».

Важным источником знаний о природе является наблюдение. Для  реализации этой цели разработала перспективный план  наблюдений за объектами и явлениями природы. Наблюдения дают возможность знакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы.

Чтобы помочь детям в занимательной форме выявить особенности природных явлений, сезонных изменений в природе, определить качества предмета использую загадки, стихи, пословицы, поговорки, потешки.

Использование художественной литературы в сочетании с малыми формами фольклора  вызывает у детей гамму чувств – переживание, восхищение, нежность, восторг. Они рождают в детях веру в весомость и значимость слов.

Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются игры.  Игры экологического содержания использую, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения, систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе. Организую игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды), очень интересны игры с атрибутами, помогающими определить направление ветра. Игры использую не только в свободной деятельности детей, но и включаю в процесс НОД, целевые прогулки, а также в  экспериментальной деятельности воспитанников. Очень эффективны игры с различным природным материалом (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды), которые максимально приближают детей к природе, и всегда вызывают у детей живой интерес и активное желание играть. Например: «Детки на ветке», «Вершки и корешки», «С какого дерева лист», «Чудесный мешочек», «Угадай, что съел», «Найди в букете такое же растение», и т. д. Особую радость и интерес вызывают у детей подвижные игры природоведческого характера, которые связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни: «Лягушата и цапля», «Мыши и кот», в некоторых играх отражаются явления неживой природы: «Капельки», «Солнышко и дождик», « Веселый ветерок».

     Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводятся опыты чаще всего в старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, уточняются знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

Свою работу с детьми  веду по двум  направлениям:

- живая природа (растительный мир, влияние различных факторов на его рост и развитие).

- неживая природа (свойства и качества воды, воздуха, песка, снега).

С целью знакомства детей с природой, воспитания любви к ней, создания у детей практического опыта трудовой деятельности организую работу в уголке природы, где содержатся комнатные растения, за которыми дети ежедневно ухаживают. Труд  в уголке природы имеет большое воспитательное значение. У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям.  В процессе ухода  дети получают представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать, а помогают им в этом разработанные мною дидактические, пальчиковые игры, календарь природы, где  дети регулярно фиксируют погоду и состояние живой природы.

Наиболее эффективный способ реализации задач экологического воспитания - это организация  проектной деятельности. Мною разработаны и реализованы экологические  проекты:  «Солнышко в ладошках», «Лаборатория неживой природы». Акции: «Берегите птиц!», «Посади ёлочку», «Посади комнатное растение».

Новизна  экологического проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость детей и родителей. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту «включённость». Проект позволяет детям и родителям  участвовать в экологических акциях, озеленении участка ДОУ.

Разработанный комплекс мероприятий по повышению уровня экологической воспитанности старших дошкольников на занятиях и в повседневной жизни показал свою эффективность в повышении уровня экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы дошкольников.