Консультация для родителей "Логическое мышление детей. Как научить сравнивать?
Автор: Филина Ольга Николаевна
Дети уже в дошкольном возрасте сталкиваются с многообразием форм, цвета и других свойств предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода. И, конечно, каждый ребёнок, даже без специальной тренировки своих способностей, так или иначе воспринимает всё это. Однако если усвоение происходит стихийно, оно за частую оказывается поверхностным, неполноценным.
Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии- длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и суммарных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.
Эффективное развитие логического мышления детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Приблизительно к 14 годам мышление ребёнка приобретает черты, характерные для мыслительной деятельности взрослых. Однако начинать развивать логическое мышление следует в дошкольном возрасте. Так, например, в 5-7 лет ребёнок уже в состоянии овладеть на элементарном уровне такими приёмами логического мышления, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация и смысловое соотнесение.
Как же научить ребёнка сравнивать?
Сравнение – это приём, направленный на установление признаков сходства и различия между предметами и явлениями. К 5-6 годам ребёнок обычно умеет сравнивать различные предметы между собой, но делает это, как правило, на основе всего нескольких признаков: цвета, формы, величины. Кроме того, выделение этих признаков часто носит случайный характер и не опирается на разносторонний анализ объекта.
Для того чтобы научить ребёнка сравнивать, ему необходимо помочь овладеть следующими умениями:
1. Умение выделять признаки (свойства) одного объекта на основе сопоставления его с другим объектом.
Дети дошкольного возраста обычно выделяют всего 2-3 свойства, в то время как их бесконечное множество. Чтобы ребёнок смог увидеть это множество свойств, он должен научиться анализировать предмет с разных сторон, сопоставляя этот предмет с другим предметом, обладающим иными свойствами. Заранее подбирая предметы для сравнения, можно постепенно научить ребёнка видеть в них такие свойства, которые ранее были для него скрыты.вместе с тем хорошо овладеть этими умениями – значит научиться не только выделять свойства предметов, но и называть их.
Например, задан признак «Найдите все кислые». Сначала у каждого объекта множества проверяется наличие или отсутствие этого признака, а затем они выделяются и объединяются в группу по признаку «кислые».
2. Умение определять общие и отличительные признаки (свойства) сравниваемых объектов.
Когда ребёнок научился выделять свойства, сравнивая один предмет с другим, следует начать формирование умения определять общие и отличительные признаки предметов. В первую очередь нужно обучить умению проводить сравнительный анализ выделенных свойств и находить их отличия. Анализ – выделение свойств объекта или выделение объекта из группы объектов по определённому признаку. Затем следует перейти к общим свойствам. При этом важно научить видеть сначала у двух предметов, а потом у нескольких.
3. Умение отличать существенные и несущественные признаки (свойства) объекта, когда существенные свойства заданы или легко находимы.
После того, как ребёнок научится выделять в предметах общие и отличительные свойства, можно сделать следующий шаг: научить его выделять существенные и несущественные свойства (второстепенные). Дошкольникам ещё довольно трудно самостоятельно научиться находить существенные признаки предмета, поэтому сначала акцент нужно сделать на демонстрации отличия существенного признака от несущественного. Для этого лучше использовать наглядные задания, в которых существенный признак уже определён или находится как бы « на поверхности», чтобы его легко можно было обнаружить.
Например, разные цветы могут быть похожи друг на друга или отличаться многими свойствами: цветом, размером, формой, величиной, количеством лепестков и т.д. Но у всех цветов остаётся неизменным одно свойство: давать плоды, что и позволяет их назвать цветами. Если взять другую часть растения, не имеющего этого свойства (листья, веточки), то их нельзя назвать цветами. Таким образом, если менять несущественные свойства, предмет по-прежнему будет относиться к прежнему понятию, а если изменить существенное свойство, то предмет становится другим.
Затем можно показать на простых примерах, как соотносится между собой понятия «общий признак» и « существенный признак».
Важно обратить внимание ребёнка на то, что общий признак не всегда является существенным, но существенный – всегда общим.
Например, покажите ребёнку два предмета, общим, но не существенным в которых является цвет, а общим и существенным – форма.
Умение находить существенные признаки объекта является одной из важных предпосылок научиться обобщать.