Подготовка педагога к проведению занятий по формированию элементарных математических представлений в ДОУ
Автор: Южакова Наталья Васильевна
ФЭМП дошкольников входит в образовательную область "Познание" и предполагает развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального продвижения посредством развития познавательно-исследовательской деятельности, формирования целостной картины мира и расширения кругозора.
ООД является основной формой развития элементарных математических представлений в детском саду. На неё возлагается ведущая роль в решении задач общего умственного и математического развития ребенка и подготовки его к школе. ООД по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) у детей строятся с учетом общедидактических принципов: научности, системности и последовательности, доступности, наглядности, связи с жизнью, индивидуального подхода к детям и др.
Поскольку ООД по ФЭМП требуют умственного напряжения, их рекомендуют проводить в середине недели в первую половину дня, сочетать с более подвижными физкультурными, музыкальными занятиями или занятиями по изобразительному искусству. Каждое занятие занимает свое, строго определенное место в системе занятий по изучению данной программной задачи, темы, раздела, способствуя усвоению программы развития элементарных математических представлений в полном объеме и всеми детьми.
I. Определяем цель, задачи ООД:
1) образовательные - чему ребёнка будем учить (учить, закреплять, упражнять),
2) развивающие – что развивать, закреплять (развивать умение слушать, анализировать, умение видеть самое главное, существенное, развитие осознанности; продолжить формирование приёмов логического мышления),
3) воспитательные - что воспитывать у детей (математическую смекалку, сообразительность, умение слушать товарища, аккуратность, самостоятельность, трудолюбие, чувство успеха, потребность добиваться наилучших результатов),
4) речевые - работа над активным и пассивным словарём именно в математическом плане.
II.Определение структуры и методики проведения ООД
Построение структуры ООД, обусловлено программным содержанием (Составление иерархии задач по степени сложности и определение их места в структуре занятия. - Выбор формы организации занятия.- Определение структуры занятия. - Подбор дидактических средств и приемов реализации каждой задачи.. )
В структуре занятия выделяются отдельные части: от одной до четырех-пяти в зависимости от количества, объема, характера задач и возраста детей.
Общая тенденция такова: чем старше дети, тем больше частей в занятиях. В самом начале обучения (во второй младшей группе) занятия состоят из одной части. Однако не исключается возможность проведения занятий с одной программной задачей и в старшем дошкольном возрасте (новая сложная тема и т. д.). Структура таких занятий определяется чередованием разных видов деятельности детей, сменой методических приемов и дидактических средств. Внимание детей сохраняется: 3-4 минуты у младших дошкольников, 5-7 минут у старших дошкольников - это и есть примерная длительность одной части.
Новый материал дается в первой или первых частях занятия, по мере усвоения он перемещается в другие части.
Последние части занятия обычно проводятся в форме дидактической игры, одной из функций которой является закрепление и применение знаний детей в новых условиях.
В процессе занятий, обычно после первой или второй части, проводятся физкультминутки - кратковременные физические упражнения для снятия утомления и восстановления работоспособности у ребят. Показателем необходимости физкультминутки является так называемое двигательное беспокойство, ослабление внимания, отвлечение и т. д.
На ООД обязательно должна происходить смена деятельности:
восприятие информации педагога,
активная деятельность самих детей (работа с раздаточным материалом) и игровая деятельность.
Основными структурными компонентами занятия являются:
1. Организация занятия или вводная часть: математическая разминка, игра-загадка, проблемный вопрос.
2. Основная часть:
3. Заключительная часть. Итог: игра-загадка, словесные методы, сюрпризные моменты...
Обязательно должен быть сюрпризный момент, сказочные герои, связь между всеми дидактическими играми.
1. Организация ООД или вводная часть. (цель - вызвать интерес к предстоящей деятельности, к содержанию; собрать внимание детей и доступно сформулировать задачу). Может начинаться и проводиться в игровой комнате, в спортивном или музыкальном зале, на улице и т. п., стоя, сидя на ковре).
Начало занятия должно быть эмоциональным, заинтересовывающим, радостным. Если в младших группах используются сюрпризные моменты, сказочные сюжеты, то в старших группах целесообразно использовать проблемные ситуации, в подготовительных группах, организовывается работа дежурных, обсуждается, чем занимались на прошлом занятии (в целях подготовки к школе).
2. Основная часть: объяснение, показ, дидактические игры, физминутка, поисковая деятельность, использование средств ИКТ...
Она предусматривает собственно процесс передачи знаний детям и их активную деятельность. В соответствии с целью строится план работы, разворачивается поиск решения, определение имеющихся знаний, умений, навыков и тех, которым предстоит научиться для достижения цели. Практический этап занятия соответствует плану и учебно-воспитательным программным задачам.
Примерные части хода математического занятия
1. Математическая разминка (обычно со старшей группы).
2. Работа с демонстрационным материалом.
3. Работа с раздаточным материалом.
4. Физкультминутка (обычно со средней группы).
5. Дидактическая игра.
3. Заключительная часть. Итог: игра-загадка, словесные методы, сюрпризные моменты...
Итог занятия. Заключительная часть связана с подведением итогов познавательной деятельности, анализом и оценкой выполненных детских работ, учебных умений группы в целом, а также отдельных детей /дифференцированная оценка деятельности может вводиться уже в среднем дошкольном возрасте. Следует добиваться того, чтобы итоговое обсуждение было результатом усилий самих детей, побуждало к эмоциональной оценке занятия.
Различают типы занятий:
1) занятия в форме дидактических игр,
2) занятия в форме дидактических упражнений,
3) занятия в форме дидактических игр и упражнений одновременно.
Вид занятия зависит от программных задач:
1) занятие полностью посвящено изучению нового материала,
2) занятие полностью посвящено повторению,
3) занятие смешанного типа (используются наиболее часто),
4) итогово-проверочные занятия (новый материал не даётся!).
III. Выбор методов и приёмов, используемых в структурных частях ООД
Часть занятия как его структурная единица включает упражнения и другие методы и приемы, разнообразные дидактические средства, направленные на реализацию конкретной программной задачи.)
Методы обучения:
1. Наглядные методы. ООД по ФЭМП строится на наглядности.
В детском саду используются два вида наглядного материала:
демонстрационный (используется у доски. Крупного размера, яркий, красочный, разнообразный).
раздаточный (раздаётся каждому ребёнку).
Наглядный материал должен быть разнообразным на одном занятии, динамичным, удобным, в достаточном количестве. Предметы для счета и их изображения должны быть известны детям. И демонстрационный, и раздаточный материал должен отвечать эстетическим требованиям: привлекательность имеет огромное значение в обучении – с красивыми пособиями детям заниматься интереснее.
2. Словесные методы используют в тесной связи со словом, пояснением, в основном заключается в вопросах к детям и зависит от возраста и от содержания конкретной задачи. (в младшем возрасте – прямые, конкретные вопросы: Сколько? Как? В старшем – в основном поисковые: Как можно сделать? Почему ты так думаешь? Для чего?). С развитием наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста показ заменяется объяснением и педагог чаще пользуется приемом объяснения, рассказа, беседы, чтения.
3. Практические методы связаны с применением знаний в практической деятельности, овладением умений и навыков посредством упражнений. Практическим методам – упражнениям, игровым задачам, дидактическим упражнениям – отводится большое место. Ребёнок должен не только слушать, воспринимать, но и сам должен участвовать в выполнении той или иной задачи.
4. Игровые методы — это дидактические игры (игры-путешествия, игры-предложения, игры –загадки, игры-беседы), игры-драматизации, подвижные игры, эпизодические игровые приемы (загадки, упражнения-имитации, игровые действия и т.д.). В условиях игры педагогу легче активизировать внимание детей, удерживать его на предлагаемом содержании.
Перспективным методом обучения дошкольников математике на современном этапе является моделирование: оно способствует усвоению специфических предметных действий, лежащих в основе понятия числа. Дети используют модели (заместители) при воспроизведении такого же количества предметов; при воспроизведении такой же величины. При измерении величины условной меркой дети фиксируют отношение мерки ко всей величине либо предметными заместителями (предметы), либо словесными (слова-числительные).
При переходе от одной программной задачи к другой очень важно постоянно возвращаться к пройденной теме. Этим обеспечивается правильное усвоение материала.
Итак, выдерживание правильной структуры ООД обеспечивает:
· сочетание и успешную реализацию задач из разных разделов программы (изучение разных тем),
· активность как отдельных детей, так и всей группы в целом,
· использование разнообразных методов и дидактических средств,
· усвоение и закрепление нового материала, повторение пройденного.
Использование разнообразных приёмов активизации умственной активности детей: включение сюрпризных моментов и игровых упражнений; организация работы с дидактическим материалом; активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми; новизна умственной задачи и наглядного материала; выполнение нетрадиционных заданий - все это помогает решать задачи математического развития детей старшего дошкольного возраста.