Статья "Как познакомить младших школьников с понятием Войны
Автор: Ковынева Елена Павловна
Как рассказать современным детям о войне? У современных детей понятие слова «война» размытое. С одной стороны, Слава Богу. Слава Богу, что наши дети живут в мирное время, над их головами чистое небо, на улицах не стреляют и не взрываются мины и бомбы. Это великое счастье жить в мирное время на мирной земле. Но для того чтобы оценить это преимущество необходимо иметь понятие и об оборотной стороне медали – войне. Не той войне, где погибают компьютерные герои и взрываются компьютерные города. Не той войне, где война – всего лишь выдумка создателя игры. А о той войне, которая прошла по нашей земле, унесла сотни тысяч жизней, постучалась в каждые двери и надела на матерей и жён чёрные платки. У народа, который не чтит и не помнит свою историю – нет будущего. Поэтому перед нами, как перед педагогами стоит важное задание, донести до наших детей военную историю, рассказать о событиях, которые происходили на наших землях, посеять в детских душах любовь к миру и гармонии. Канун празднования Дня Победы, 9 мая, отличный повод для этого. Рассказывать ребёнку о военных событиях и войне однозначно стоит, своим молчанием Вы отнюдь не оберегаете детскую психику, а замалчиваете понятия, что такое хорошо, и что такое плохо. Просто в своём рассказе необходимо учесть и возраст ребенка – в зависимости от возраста должна быть информационная нагрузка.
Дети хорошо воспринимают информацию, приведенную на конкретных примерах и историях. Поэтому не стоит сыпать изобилием абстрактных слов, а привести пример из жизни пионеров-героев (для начала современным детям надо объяснить кто такие пионеры). Если в живых есть бабушки и дедушки, видевшие войну своими глазами, можно совместить приятное с полезным – навестить их и выслушать их воспоминания о военных днях. Таким образом, Вы не только расширите кругозор своего ребёнка, но и дадите возможность ему гордиться и уважать своих бабушек и дедушек. В своём рассказе о том, что такое война, для ребёнка необходимо донести то, что это не только военная техника, танки, бомбёжки. За словом война скрываются, прежде всего, люди, солдаты, их гибель во имя мира на земле, самопожертвование и чувство долга. А ещё у каждого солдата была семья, родные и близкие, которые ждали его и переживали за его жизнь. Можно просмотреть вместе с ребёнком фотографии военных лет, репродукции известных картин на военную тематику. Посмотреть фильмы о войне. Стоит щадить детскую психику и избегать сцен с кровопролитиями. На детскую психику это может произвести неизгладимое впечатление нанести травму. Если в Вашем городе есть музей, где есть зал, посвященный военной тематике, Вы вместе с ребёнком можете его посетить. Окунуться в историю тех времён, взглянуть на вещи, которые пережили военные действия, прослушать интересную лекцию экскурсовода. Ну и конечно обязательно посетите или посмотреть торжественный парад, посвящённый 9 мая и Дню Победы. Посетите мемориалы и памятники павшим солдатам в Вашем городе, возложите цветы вместе с детьми на их могилы. Не забудьте поздравить бабушек и дедушек праздничными открытками, которые ребёнок может изготовить самодельно или с Вашей помощью. Ну а вечерний салют в честь победителей заключит Ваш рассказ о войне и военном времени. Детские воспоминания останутся на всю его жизнь. Они помогут сделать детям выбор в трудную минуту, когда он будет колебаться, чью сторону ему принять. Ваши рассказы о войне уберегут детей от увлечений противоестественными течениями и идеологическими направлениями, так называемых скинхедов и неонацистов.
И обо всех этих составляющих войны с ребёнком нужно своевременно разговаривать.
1. Самое главное в рассказах детям о войне – это показать все стороны этого явления: говорить можно не только о том, что война – это плохо и что люди должны бояться войны, но и о причинах, течении и последствиях войны. Если ребёнок будет понимать суть войны, ему будет легче выработать своё отношение к ней и не испытывать при этом страх.
2. О войне не следует говорить в неподходящие моменты: когда ребёнок напуган, взволнован, когда он переживает не самый благоприятный период или когда наступает этап возрастного кризиса.
3. Единого возрастного критерия и точных формулировок в данном вопросе нет. Тут многое зависит от разных факторов: в каком регионе живет ребенок (дети, живущие в зоне военных действий или там, где война закончилась недавно, узнают о войне значительно раньше своих сверстников, живущих в «мирных» регионах); каково его социальное окружение, семейные традиции; воспитывается он в семье или посещает образовательное учреждение.
Многие дети, начиная с 4-5 лет, уже проявляют интерес к этой теме и играют в войну. А значит, уже в этом возрасте можно начинать рассказывать о ней детям. Лучше не форсировать события и начинать разговор тогда, когда вы заметите проявления интереса ребенка: ребенок станет задавать вопросы, или начнет играть в войну, или в его рисунках будет прослеживаться военная тематика. Наличие интереса - вот критерий психологической готовности ребенка к восприятию информации.
4. Поскольку ребенок в этом возрасте еще мал, то и объяснять нужно на доступном его пониманию «языке». Мышление в этом возрасте носит наглядно-образный характер, а значит и войну надо сравнивать с доступными пониманию ребенка образами. Например, так: «Ты помнишь, как недавно ты поссорился со своим другом Петей, и вы даже подрались. А бывает так, что целые страны ссорятся и дерутся между собой. Это и называется война. У каждой страны есть запасы оружия, которые они используют для войны: танки, пистолеты, пулеметы. Вы с Петей подрались, а потом помирились. Вот и войны могут заканчиваться так же. Страны мирятся между собой».
Или так: «Помнишь, в сказке про заячью избушку попросилась лиса к зайцу жить, да его и выгнала. И пришлось зайцу помощника себе искать, чтобы дом свой освободить. Вот и войны иногда также возникают».
Главное, чтобы рассказ был понятен ребенку, не был утомительным или нравоучительным и не содержал травмирующих подробностей. Важно, также, после окончания рассказа ответить на все вопросы, которые могут возникнуть у ребенка.
5. Индивидуальные особенности ребенка, его восприимчивость и чувствительность также важно учитывать при разговоре с ребенком, чтобы своим рассказом не причинить ему психологическую травму. Поэтому лучше, если разговор на эту тему начнут родители или люди, близко знающие ребенка.
6. Дети часто играют в войну, и не нужно запрещать им это (если, конечно, игра не становится слишком агрессивной и может привести к физическим травмам). Таким образом, дети удовлетворяют свой интерес к этой теме, выражают свои чувства и эмоции, имеют возможность избавляться от агрессии социально приемлемым способом.
По мере того, как растет ребенок, расширяется и объем информации, доступный его пониманию.
7. В младшем школьном возрасте можно уже более подробно рассказывать о войне: о том, как и где воевали члены его семьи, об их подвигах и наградах; можно читать специально написанные для детей рассказы о войне, стихотворения, разучивать военные песни. Можно смотреть военные парады, посещать памятные места и музеи. Все это обогатит представления ребенка о войне и приобщит его к знанию истории своего народа.
Можно смотреть вместе документальные и художественные фильмы о войне, читать книги. Важно только помнить, что, несмотря на высокий рост, басовитый голос (у мальчиков) и другие «взрослые» атрибуты, они все еще в какой-то мере дети, не всегда способные отличить ложь от правды, настоящее искусство от подделки и фальсификации. Они еще очень восприимчивы и чувствительны, хоть порой в это и трудно поверить.
Очень важно, чтобы рядом с детьми были взрослые любящие люди, способные помочь в получении достоверной и доступной пониманию информации.