Создание музыкальной среды дома
Автор: Каснер Алёна Сергеевна
Музыка – это особый ключ к достижению гармонии в эмоциональном теле, в зависимости от жанра и характера она возвышает, успокаивает, вдохновляет или расслабляет. Ещё в древние века люди верили в удивительную силу музыки. Прослушивание лучших музыкальных произведений оказывает воздействие практически на все умственные и физические процессы. Ритм вальса наиболее близок сердцебиению человека, поэтому, когда мы слушаем вальсовую музыку, она создаёт в нас ощущение гармонии. Рок-музыка не синхронизирована с человеческим сердцебиением, под её воздействием возникают токи статического электричества, нарушающие биение сердца. Более того, синкопированный ритм рок-музыки причиняет вред энергетическим центрам человека. Различные растения пышно разрастаются под воздействием классической музыки и чахнут и даже погибают, когда звучит тяжёлый рок. Некоторые музыкальные произведения, написанные композиторами-классиками, оказывают позитивное воздействие на умственные процессы человека, в том числе расширяют память и ускоряют процессы обучения. При прослушивании музыки происходят усиление или ослабление духовных способностей человека, а также увеличение или уменьшение количества жизненной энергии. Музыка дарит и родителям и детям радость совместного творчества, насыщает жизнь яркими впечатлениями. Не обязательно иметь музыкальное образование, чтобы регулярно отправляться с вашим малышом в удивительный мир гармонии звуков.
СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Создайте фонотеку из записей классики, детских песенок, музыки из мультфильмов, плясовых, маршевых мелодий и др. Сейчас выпускается много музыкальных записей импровизационно-романтического характера. Такую музыку можно слушать специально, включать на тихой громкости при чтении сказок, сопровождать ею рисование, лепку, процесс укладывания малыша спать и др.
Организуйте домашний оркестр из детских музыкальных инструментов, звучащих покупных и самодельных игрушек и сопровождайте подыгрыванием на них записи детских песен, различных танцевальных и маршевых мелодий. Такой аккомпанемент украсит и собственное исполнение песен, кроме того, можно сопровождать его фланелеграфным театром.
Чтение стихов, сказочных историй также может сопровождаться подыгрыванием на музыкальных инструментах.
Развивать тембровый и ритмический слух ребенка можно с помощью игр и загадок с включением в них детских музыкальных инструментов. Все дети очень подвижны, и если поощрять их двигательные импровизации под музыку, то таких детей будут отличать координированность и грациозность движений.
Инсценирование – ещё один вид совместной деятельности. Инсценировать можно не только песни, но и стихи, даже некоторые картины, что, безусловно, развивает фантазию малышей.
Различные звукоподражания, производимые в процессе чтения сказок, а также песенные импровизации – передающие то или иное состояние или на заданный текст – вызывают у детей большой интерес и активно развивают их творческое начало.
Совместные походы на детские спектакли, концерты обогатят впечатления малыша, позволят расширить спектр домашнего музицирования.
Бывая на природе, прислушивайтесь вместе с ребенком к песенке ручейка, шуму листвы, пению птиц. Вокруг нас – звучащий мир, не упустите возможность познать его богатства для гармоничного развития вашего малыша.
Основной совет, который можно дать родителям - больше слушать с детьми хорошую музыку, сделав занятие семейной традицией. Если взрослые любят и часто слушают музыку, то для ребёнка это постепенно станет потребностью. В каждой семье желательно иметь небольшую фонотеку (аудиозаписи музыки для детей). Семейные праздники. При подготовке необходимо составить программу, предусмотрев сюрпризные моменты, заранее позаботиться о подборе музыки. Это может быть маленький концерт с участием взрослых и детей, весёлые игры, танцевальные импровизации под музыку, игра в домашнем оркестре, мини-спектакли, в которых разыгрываются сюжеты знакомых сказок или весёлые сценки из семейной жизни. Старших дошкольников можно привлечь к подготовке праздника - посильной уборке и украшению комнаты, к изготовлению поздравительных открыток и сувениров. Домашний театр. Родители могут организовать кукольный театр, используя имеющиеся в доме игрушки или изготовив кукол вместе с ребёнком из папье-маше, дерева, картона. Для музыкального сопровождения можно использовать аудиозаписи, детские музыкальные инструменты или инструменты самоделки, имитирующие разные шумовые эффекты. Развлечение с использованием музыки. Совместное пение или пение взрослым для ребёнка, музыкальные конкурсы, слушание музыкальных композиций. Такие совместные развлечения могут сыграть большую роль в создании дружеской и творческой атмосферы, что немаловажно для укрепления семейных отношений. Создание домашнего оркестра. Для этого могут подойти барабанчик, бубны, колокольчики. Можно использовать деревянные или металлические ложки, детские погремушки. Простейшие музыкальные инструменты можно сделать вместе с ребёнком из деревянных брусочков, пуговиц, банок. Необходимо предоставить больше возможности самому ребёнку экспериментировать с разными предметами. С помощью таких простейших инструментов можно развивать у детей чувство ритма,предлагая выполнять элементарные упражнения: отстучать палочками своё имя или мамы, папы; ритм слов, например «ма-ма, ма-моч-ка» и т. д. Сопровождать собственное исполнение песен или музыки, записанной на аудиокассете. Музыкальные инструменты своими руками Для домашнего музицирования необходимы музыкальные игрушки и инструменты. Они продаются в магазинах, но часть из них можно изготовить с ребенком дома из подручных материалов. Так малыш приобретет полезный навык ручного труда. Ненужные небольшие коробочки (из-под духов, шкатулочки и др.)наполните различными сыпучими веществами: горохом, чечевицей, песком бусинками. Закройте коробочку, заклейте скотчем, а поверх этого – разноцветной бумагой или старыми открытками. Собирайте крышечки от бутылок. Они пригодятся для изготовления румбы. Найдите небольшой (15-20см) деревянный стержень, к верхней его части прибейте гвоздями несколько крышечек. Они должны находиться на небольшом расстоянии друг от друга (1-2 мм). Потрясите новый инструмент – теперь на нем можно аккомпанировать веселым мелодиям или передавать различные явления природы. Отрежьте верх от пластиковой бутылки. Подуйте в нее – и услышите завывания вьюги. Если провести пальцем по поверхности надутого воздушного шарика, можно услышать оригинальный звук. В доме всегда есть ненужные пуговицы. Возьмите старую варежку и расшейте ее пуговицами. Теперь наденьте ее и постучите пальцами об основание ладони. Вот и готов еще один новый музыкальный инструмент. Возьмите расческу, оберните ее зубья папиросной бумагой и подуйте. Если постучать деревянными кубиками друг о друга, получится простой, но достаточно громкий музыкальный инструмент.