Проектная деятельность - это актуально
Автор: Синозорцева Вера Викторовна, Ахмедьянова Дильбар Плюровна
Проектная деятельность-это актуально!
Сегодня в системе дошкольного образования происходит серьезные изменения, которых не было с момента её создания.
Дошкольное детство-это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребенок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать другими детьми и со взрослыми.
В ФГОСе Дошкольного образования от 17 октября 2013 г. №1155,который вступил в действие с 1 января 2014г прописано - нужно развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму и т.д. После дошкольной жизни должно появиться желание учиться.
На сегодняшний день возросли требования к детям. Сейчас стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию.
Поэтому в настоящее время на передний план во многих сферах нашей жизни выступает проектная деятельность. Так или иначе, мы принимаем участие в проектах культурной и политической сферы, сфере обслуживания и образования.
Проектная деятельность широко используется и в сфере дошкольного воспитания и образования
Именно метод проектов позволяет детям раскрыть себя с разных сторон.
Метод проектов как педагогическая технология - это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов - творческих по своей сути, т.е в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Работа над проектом имеет большое значение для познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности.
Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.
Выполнения любого проекта в ДОУ можно разделить на 5 «П»:
Проблема;
Проектирование или планирование;
Поиск информации;
Продукт;
Презентация.
Метод проекта предполагает повышение качества работы в образовательном пространстве детского сада:
-происходит обогащение предметно- развивающей среды;
-сближаются позиции детского сада и семьи к совместной творческой деятельности;
-повышается активность и творческо - поисковая деятельность педагогов.
Проекты в детском саду, как правило, носят обучающий характер. Дошкольники по своему развитию ещё не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект и здесь ведущая, и направляющая роль отводится педагогу. Так как ведущей деятельностью дошкольников является игра, то предпочтение отдается творческим и ролевым проектам. Проектная деятельность стала частью учебного процесса в нашей работе.
В ходе своей педагогической деятельности мы разработали проекты по нравственно - патриотическому воспитанию.
Одним из первых был проект «Мой родной город – Стерлитамак». В связи с этим был создан в группе мини-музей о родном городе, где выставлены экспонаты парка отдыха и развлечений имени Ю.Гагарина, макеты микрорайонов города будущего, альбомы рисунков детей «Мой город в будущем», сувенирная продукция, фотографии, слайды с символикой города и т.д.
Вторым был проект «Детям о войне и Дне Победы». Данный проект позволил расширить представления детей о Великой Отечественной войне, земляках-героях, в честь которых названы улицы родного города, познакомил ребят с памятными местами: Вечным огнём, парком им.Г.Жукова, Аллеей ветеранов, Обелиском воинам, погибшим от ранений во время В.О.войны…
Так же был создан проект «К здоровой семье через детский сад», который включал альбомы, созданные родителями и детьми о здоровом образе жизни и проведен конкурс среди родителей по созданию нестандартного физического оборудования.
Работая над формированием у детей социально-значимых ориентиров, мы пришли к выводу, что необходимо создать проект «Моя семья». Данный проект позволил расширить представления детей о родственных отношениях семьи, о профессиях родителях, любви и уважении к близким.
Для развития всех компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, познавательной стороны речи; связной речи- диалогической и монологической форм) и мелкой моторики детей возникла идея создания проекта «Книжки-малышки и книжки - развивайки».
Родители проявили большую заинтересованность, активно восприняли поставленную пред ними задачу. Результатом работы послужило создание разнообразных, ярких, интересных книжек-малышек, книжек –развиваек, которые обогатили ПРС группы.
Каждый проект дает возможность саморазвитию дошкольника, развивает в нем уверенность в своих силах, создает привычку искать пути решения. В ходе работы над каждым проектом создавалась атмосфера сотворчества с ребенком, использовался индивидуальный подход.
У детей происходит формирование возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Таким образом, использование метода проекта позволяет развивать познавательный интерес у детей к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей.