Публикации
Адаптация детей аутистов в ДОУ
Автор: Воробьева Валентина Владимировна
- Консультации для педагогов
- Статьи
- 02-02-2022
- 462
Часто ребенок с аутизмом, поступая в детский сад, испытывает трудности адаптации, связанные с:
- проблема отрыва от матери;
- сменой привычной обстановки;
- осваиванием режимных моментов дошкольного учреждения;
- вхождением в группу других малышей.
Как же помочь такому ребенку адаптироваться? Необходимы совместные усилия и близких ребенка, и всех тех взрослых, которые находятся рядом с ним в дошкольном учреждении.
- Адаптация ко времени сна и пробуждения. Начать процесс необходимо примерно за месяц до начала хождения в сад. Будите ребенка на полчаса раньше, чем он обычно встает. Желательно сразу после подкрепления предложить ребенку стакан сока или другое положительное подкрепление за то, что он встал с кровати.
- Адаптация к саду. Можно, например, ходить на прогулку с ребенком к его будущему садику, смотреть, как там гуляют и играют дети, рассказывать подробно, как будет проходить день, какая будет воспитательница (для этого у Вас действительно должно быть собрано достаточно сведений о данном дошкольном учреждении и группе, куда попадет ребенок), когда его будут забирать домой.
- В этот же период ребёнка нужно познакомить с групповым помещением. Однако, делать это лучше в тот момент, когда в группе никого нет (например, когда остальные дети на прогулке). Таким образом, малышу предоставляется возможность освоиться с предметами обстановки в группе.
- Сделать фото всего того, что связано с детским садом (фото группы, взрослых, детей) и повесить дома. Это необходимо для того, чтобы ребенок в домашней обстановке постепенно привыкал к новой среде.
- Дозированность пребывания в дошкольном учреждении. удачный первый вариант дозированного посещения – момент прогулки в саду. На прогулке первое время желательно присутствие мамы. Во-первых, ребенку с ней комфортнее и надежнее, во-вторых, она может познакомить его с детьми, посещающими группу, наконец, сама получить о них определенное представление и познакомиться с воспитательницей. Это очень важно не только для понимания подробностей обстановки в детском саду и подготовки к ней, но и для дальнейшей совместной с малышом переработки впечатлений дня и их эмоционального осмысления.
- Дозированность пребывания в детском саду должна соблюдаться еще в целях избегания пресыщения ребенка, его усталости от постоянного пребывания в большой группе, предотвращения возможных на этом фоне аффективных срывов.
- Регулярность посещения и определенные режимные моменты, которые может выдержать такой малыш, должны соблюдаться и аккуратно поддерживаться. Это создаст определенный привычный стереотип, который сам будет работать на организацию поведения ребенка, а соблюдение проговоренных и эмоционально осмысленных вместе с близкими его деталей будут давать малышу также ощущение стабильности и комфорта.
- Особое внимание со стороны воспитателей: ребенку с диагнозом «аутизм» или РАС лишний раз – индивидуально – стоит напомнить, что сейчас предстоит делать (сесть за стол, сходить в туалет, одеться), и, взяв за руку, отвести туда, куда нужно.
- Крайне важно, чтобы хватало терпения «не выдергивать» его из занятия, за которым он предпочитает проводить время (например, за игрой в конструктор или складыванием пазлов), а дать ему возможность довести начатое дело до конца.
- Надо также учитывать, как тяжело даются такому ребенку все бытовые навыки, и быть терпеливыми в их стимулировании и поддержке. Нужно оберегать его и в контактах с детьми: с одной стороны, заинтересовывать ими, рассказывать и объяснять, что они делают, во что играют, с другой – дать возможность понаблюдать со стороны; в какие-то общие занятия можно дозированно включаться вместе с ребенком (держа его за руку или даже на руках), но не исключать его из общей жизни детского коллектива.