+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahvospitatelya.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Адаптация детей аутистов в ДОУ

Автор: Воробьева Валентина Владимировна

Часто ребенок с аутизмом, поступая в детский сад, испытывает трудности адаптации, связанные с:

  • проблема отрыва от матери;
  • сменой привычной обстановки;
  • осваиванием режимных моментов дошкольного учреждения;
  • вхождением в группу других малышей.

Как же помочь такому ребенку адаптироваться? Необходимы совместные усилия и близких ребенка, и всех тех взрослых, которые находятся рядом с ним в дошкольном учреждении.

  1. Адаптация ко времени сна и пробуждения. Начать процесс необходимо примерно за месяц до начала хождения в сад. Будите ребенка на полчаса раньше, чем он обычно встает. Желательно сразу после подкрепления предложить ребенку стакан сока или другое положительное подкрепление за то, что он встал с кровати.
  2. Адаптация к саду. Можно, например, ходить на прогулку с ребенком к его будущему садику, смотреть, как там гуляют и играют дети, рассказывать подробно, как будет проходить день, какая будет воспитательница (для этого у Вас действительно должно быть собрано достаточно сведений о данном дошкольном учреждении и группе, куда попадет ребенок), когда его будут забирать домой.
  3. В этот же период ребёнка нужно познакомить с групповым помещением. Однако, делать это лучше в тот момент, когда в группе никого нет (например, когда остальные дети на прогулке). Таким образом, малышу предоставляется возможность освоиться с предметами обстановки в группе.
  4. Сделать фото всего того, что связано с детским садом (фото группы, взрослых, детей) и повесить дома. Это необходимо для того, чтобы ребенок в домашней обстановке постепенно привыкал к новой среде.
  5. Дозированность пребывания в дошкольном учреждении. удачный первый вариант дозированного посещения – момент прогулки в саду. На прогулке первое время желательно присутствие мамы. Во-первых, ребенку с ней комфортнее и надежнее, во-вторых, она может познакомить его с детьми, посещающими группу, наконец, сама получить о них определенное представление и познакомиться с воспитательницей. Это очень важно не только для понимания подробностей обстановки в детском саду и подготовки к ней, но и для дальнейшей совместной с малышом переработки впечатлений дня и их эмоционального осмысления.
  6. Дозированность пребывания в детском саду должна соблюдаться еще в целях избегания пресыщения ребенка, его усталости от постоянного пребывания в большой группе, предотвращения возможных на этом фоне аффективных срывов.
  7. Регулярность посещения и определенные режимные моменты, которые может выдержать такой малыш, должны соблюдаться и аккуратно поддерживаться. Это создаст определенный привычный стереотип, который сам будет работать на организацию поведения ребенка, а соблюдение проговоренных и эмоционально осмысленных вместе с близкими его деталей будут давать малышу также ощущение стабильности и комфорта.
  8. Особое внимание со стороны воспитателей: ребенку с диагнозом «аутизм» или РАС лишний раз – индивидуально – стоит напомнить, что сейчас предстоит делать (сесть за стол, сходить в туалет, одеться), и, взяв за руку, отвести туда, куда нужно.
  9. Крайне важно, чтобы хватало терпения «не выдергивать» его из занятия, за которым он предпочитает проводить время (например, за игрой в конструктор или складыванием пазлов), а дать ему возможность довести начатое дело до конца.
  10. Надо также учитывать, как тяжело даются такому ребенку все бытовые навыки, и быть терпеливыми в их стимулировании и поддержке. Нужно оберегать его и в контактах с детьми: с одной стороны, заинтересовывать ими, рассказывать и объяснять, что они делают, во что играют, с другой – дать возможность понаблюдать со стороны; в какие-то общие занятия можно дозированно включаться вместе с ребенком (держа его за руку или даже на руках), но не исключать его из общей жизни детского коллектива.