Духовно-нравстенное воспитание дошкольников
Автор: Чистякова Анастасия Борисовна
Статья посвящена теме, являющейся одной из самых острых и обсуждаемых среди педагогов, психологов, социологов и, вообще, мыслящих людей. Это духовно-нравственное состояние нашего общества.
Понятия «духовность» и «нравственность» в настоящее время размыты и неясны. Но, в самом общем смысле слова, «духовность» подразумевает высшее проявление зрелой личности, выходящее за рамки индивидуальности, узких интересов и преходящих ценностей. Духовность является незыблемым объединяющим началом общества, глубочайшим фундаментом социума.
Нравственность выступает материальным проявлением духовности, исходящим из глубины человеческой личности, из личной убежденности и мотивации к совершению определенных действий. Духовность и нравственность неразрывно связаны между собой и являются гарантами стабильности жизни как каждого отдельного человека, так и всего государства в целом.
Наш век называют веком технического прогресса, глобальной информатизации общества. Мы имеем доступ к огромной библиотеке знаний, фактов. Уровень поглощения информации через различные гаджеты высок как никогда. Но, при этом, каждый здравомыслящий человек все острее ощущает диссонанс в принципах и правилах жизни различных граждан нашего общества, выборе жизненных установок. Наряду с упрощением бытовых условий, повышением уровня жизни, доступностью информации и материальных благ наше общество переживает кризис человеческих отношений, разрушение «человеческого в человеке».
В настоящее время смыты нравственные ориентиры, представления о человеческих ценностях. Нравственные, моральные ценности стали для многих каким-то пережитком прошлого. Материальные блага приобрели первостепенное значение и в буквальном смысле поглощают и уничтожают непреходящие духовные ценности. Чувства справедливости, ответственности, чувство патриотизма, милосердие, великодушие, различение добра и зла сменяются стремлением к саморекламе, достижению цели любой ценой, критикой и требовательностью к окружающим, всепоглощающим самолюбованием.
Средства массовой информации, интернет не только пропагандируют, но и агрессивно навязывают, возводят в культ жестокость, отказ от своих корней, отречение от Родины, агрессивность, неряшливость, культурную безграмотность. Самым страшным «достижением» современного общества является нивелирование гендерных различий, разрушение классического образа семьи. А ведь именно в семье начинается развитие ребенка, формирование его личности, рост его духа! Традиционный семейный уклад позволял ребенку естественным образом усваивать нормы и правила жизни через различные ситуации и включаться в эту жизнь в сопровождении «пестований и наставлений» взрослых.
Современный порядок жизни совсем другой: для мужчин и женщин все более значимыми становятся карьерный рост, успех, стремление к достатку. Некоторые родители не осознают в силу педагогической безграмотности важность собственного примера в становлении личности ребенка, у многих на воспитание детей нет ни времени, ни физических сил.
Российская система образования тоже оказалась искаженной под влиянием духовно-нравственного кризиса. Роль воспитания в общем образовании была сведена к минимуму, уступив место обеспечению безопасности детей и интеллектуальному образованию. Современное подрастающее поколение выходит в жизнь с колоссальным запасом знаний, широчайшим кругозором, но представления о добре, милосердии, чести, справедливости, патриотизме, составляющие ядро человеческой личности, у молодых людей либо искажены, либо отсутствуют вовсе.
Еще в конце 19 века великий русский педагог К.Д. Ушинский высказывал убеждение, «что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями».
Именно поэтому духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из первостепенных задач, стоящих перед государством и нашедшая отражение в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» и выделенная в качестве одной из основных задач системы образования Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Российской Федерации.
Я, как педагог, убеждена, духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности, чувства патриотизма и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. И начинаться оно должно с самого рождения малыша, в родительской семье, а затем уже в детском саду. Дух, царящий в семье и детском саду, которым живут родители и педагоги, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка.
Именно это обстоятельство и выводит дошкольное образовательное учреждение на первое место в духовно-нравственном воспитании детей.
Духовно-нравственное воспитание – процесс долговременный, многосторонний, осуществляемый на постоянной основе в различных видах деятельности, организуемый при активном заинтересованном участии взрослых. Только соблюдение этих условий приведет к решению основных задач духовно-нравственного воспитания: приобщению детей к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, а также воспитанию уважения и любви к семье, детскому саду, малой родине, к своей стране.
Духовно-нравственное воспитание не может ограничиваться только организацией определенных занятий в выделенное время, оно не может быть эпизодическим. Необходимо так организовать ежедневную жизнь ребенка, так наполнить окружающую его атмосферу, защитить от разрушающей информации, чтобы ребенок возрастал как духовная личность в естественных условиях. Педагогам любого уровня необходимо иметь четкую программу действий, целей и задач духовно-нравственного воспитания. Но, самое главное, педагоги сами должны стать носителями духовно-нравственных ценностей, ежеминутно быть примером и образцом для своих воспитанников.
Наш детский сад, осуществляющий приоритетное социально-личностное развитие детей, использует различные формы работы по организации духовно-нравственного воспитания, соответствующие возрасту детей.
Главное место занимает ведущая деятельность детей дошкольного возраста – игра. С раннего возраста именно в игре дети знакомятся и осваивают различные социальные роли, совершенствуют коммуникативные навыки, учатся выражать свои чувства и понимать чувства других людей. Специально организованная сюжетно – ролевая игра, усложняющаяся по мере взросления ребенка, делает формирование нравственных понятий и общечеловеческих ценностей наиболее эффективным и успешным. Народные подвижные игры, сопровождающиеся приговорками, учат детей самоорганизации, уважению к партнеру по игре, соблюдению правил, развивают сообразительность, быстроту реакции, приобщают к истории народа.
Важным средством в воспитании личности дошкольников является чтение художественной литературы. Педагогам необходимо быть очень внимательными в подборе книг для чтения, так как современный рынок представлен как хорошими детскими книгами, так и книгами низкого качества и сомнительного содержания. До сих пор отдается предпочтение русским народным сказкам, которые передают мудрость поколений русского народа, произведениям классиков детской литературы: А. С. Пушкина, К. И. Чуковского, Николая Носова, Петра Павловича Ершова и других. Работа с литературными произведениями включает в себя чтение, пересказ, беседы с обсуждением поступков героев, игры-драматизации.
Духовно-нравственный рост ребенка невозможен без воспитания чувства патриотизма: знакомства с историей малой родины, формирование уважительного отношения к государству, любви к своему городу. Наши дети знакомятся с достопримечательностями и историческими объектами Октябрьского района, города Новосибирска, символикой и историческими фактами государства. Проводятся открытые занятия, концерты, выставки детских рисунков и поделок, приуроченные к государственным праздникам: Дню России, Дню Российского флага, 1 и 9 мая.
Наше учреждение тесно сотрудничает с патриотическими клубами города, что дает нам возможность совместно проводить открытые мероприятия для детей и родителей на такие темы как «Гражданская принадлежность», «У истоков народной культуры», «Культура поведения» и другое.
Организация тематических экскурсий, посещение храмов, монастырей, музеев, Монумента Славы является прекрасным инструментом для формирования духовно-нравственных качеств детей.
Наряду с государственными праздниками в нашем детском саду существует добрая традиция проведения Широкой Масленицы, а также традиционных праздников: Дня знаний, Дня урожая, Нового года, 8 марта, Дня защиты детей. Проведение таких мероприятий формирует у детей чувство причастности к социуму, развивает эстетическое чувство и навыки взаимодействия со сверстниками.
Мы понимаем, что крайне важно для формирования духовно-нравственных качеств детей проведение мероприятий, совместно с родителями. Это спортивные праздники с папами, посвященные 23 февраля, трогательные и нежные развлечения для детей и их мам на День Матери. Родители вместе с детьми участвуют в выставках рисунков и поделок, в старшем и подготовительном возрасте родители вовлечены в реализацию проектной деятельности. Совместная с родителями деятельность является чрезвычайно важной для формирования у детей чувства привязанности, сплоченности, взаимопомощи, уважения к чувствам и желаниям других.
Всем нам, взрослым, необходимо помнить: личность ребенка не вырастет сама по себе. Нравственный или интеллектуальный рост детей происходит только при последовательной и целенаправленной работе взрослых. И наша задача, задача педагогов и родителей, посеять в души наших детей семена добра, любви, справедливости, взаимоуважения и ответственности.
Спасибо за внимание!