+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahvospitatelya.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Феномен участия родителей в управлении ДОО в педагогических и психологических исследованиях

Автор: Богдан Альбина Газизовна

В статье 4 ФЗ «Об образовании…» прописаны правовые отношения в сфере образования, которые регулируются Конституцией Российской Федерации, а также ФЗ «Об образовании…». Основными задачами правового регулирования в сфере образования являются: «…обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование...», «…создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования...» [1].

В ст. 1.4 пункты 3 и 5 ФГОС ДО родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, а не просто сторонними наблюдателями [2].

С.Г. Молчанов справедливо утверждает: «Известно, что руководители Российского государства поставили задачу формирования в России гражданского общества... И совершенно естественно, что гражданское образование должно реализовываться всеми социально-образовательными институтами, начиная уже и с дошкольной образовательной организации, и с семьи» [3, с. 6].

В современных условиях введения ФГОС взаимодействие ДОО и семьи понимается как установление партнерских отношений, которые позволят объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей, подготовить их к восприятию нового опыта [4].

Проведенные исследования (А. И. Захаров, Р. Ж. Мухамедрахимов) доказывают, что новый тип общения, взаимодействие ДОО  и семьи, использование инновационных форм работы, является решающим условием обновления системы дошкольных учреждений. 

Одна из важных особенностей современного этапа развития российского образования заключается в том, что родители призваны играть особую роль в управлении образовательными организациями. Именно поэтому проблема привлечения родителей в управление ДОО на данный момент является очень важной.

Особую роль в становлении личности ребенка играет общение с родителями и близкими. В своих исследованиях М.И. Лисина, Т.А. Репина, Ю.П. Азаров отмечают, что опыт общения, приобретенный в семье, определяет характер взаимоотношений с другими людьми в будущем.

Современные исследователи отмечают важность организация участия родителей в управлении ДОО для воспитания и развития детей дошкольного возраста. Включение семьи как партнера и активного субъекта в образовательную среду ДОО качественно изменяет условия взаимодействия педагогов и родителей, имеющих собственные стратегические интересы в сфере дошкольного образования ребенка. 

Н.Ф. Виноградова, Г.Н. Година, Л.В. Загик, Т.А. Маркова обращают внимание на содержание работы с семьей: 

- единство в работе ДОО и семьи по воспитанию детей; 

- взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями;

- использование инновационных технологий работы детского сада с семьей в их взаимосвязи;

- индивидуальные и групповые формы работы с родителями. 

Признание приоритета семейного воспитания потребовало совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Эти отношения определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Формы участия родителей в управлении ДОО - это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм - установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать [5].

О.В. Солодянкина подтверждает данную мысль и предлагает принципы, положенные в основу конструктивных взаимоотношений между педагогами ДОО и семьи: 

1) родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей; 

2) единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения; 

3) помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей; 

4) знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми; 

5) постоянный анализ процесса участия родителей и взаимодействия дошкольной образовательной организации, его промежуточных и конечных результатов [5].

Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. То есть, отношения между родителями и воспитателями складываются наиболее эффективно, если обе стороны понимают потребность целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу [6]. 

Данилина Т.А предлагает следующие этапы сотрудничества с родителями:

На 1-ом этапе продумывается содержание и формы работы с родителями, проводятся опросы родителей с целью изучения их потребностей. Родителям предлагается ответить на вопросы анкеты. Результаты опроса являются основанием для планирования работы с родителями.

На 2-ом этапе устанавливаются между воспитателями и родителями доброжелательные межличностные отношения с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую будут проводить с ними педагоги детского сада.

На 3-ом этапе формировать у родителей более полный образ своего ребенка и правильного его воспитания посредством сообщения им знания о ребенке, например, особенности общения ребенка со сверстниками, отношение ребенка к труду в семье. Это поможет родителям убедиться в профессиональной компетентности воспитателя.

На 4-ом этапе ознакомление воспитателей с проблемами семьи. На этом этапе активная роль принадлежит родителям. Они рассказывают о положительных чертах ребенка, о трудностях, тревогах, об отрицательном поведении детей и взрослых. Воспитателям нужно поддерживать партнерские отношения с родителями. На этом этапе так же проводятся опросы родителей с целью изучения отдельных проблем семейного воспитания.

На 5-ом этапе совместное исследование и формирование личности ребенка.  Здесь планируется конкретное содержание работы с родителями, выбираются формы сотрудничества (отдельно для каждой возрастной группы, учитываются возможности и индивидуальные особенности каждого воспитателя) [7].

Таким образом, в ходе анализа нормативных документов, педагогической и психологической литературы, было выявлено, что участие родителей является важным направлением деятельности ДОО.