Математические игры в дошкольном образовании
Автор: Каменская Юлия Владимировна
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое, в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В.А. Сухомлинский
Игра для ребенка является важным инструментом для понимания самого себя, с самого рождения дети познают мир с помощью не сложных игр, а постепенно взрослея, развивают логическое мышление при помощи более сложных заданий.
Неоценимый вклад в развитие малышей вносят взрослые: родители, воспитатели и окружающие ребенка люди. Для них важно понимать, какие возможности открываются для ребенка в познавательных играх.
Направления игровой деятельности делятся на:
Образовательный блок (НОД)
- Интегрированная деятельность
- Комбинированные занятия
- На сюжетной основе: занятия-сказки.
- Фронтальные, групповые, индивидуальные.
Организовать и проводить обучающие занятия можно следующим образом:
- Занятия – сказки. На первом этапе особая роль в организации игровой и познавательной деятельности отводится взрослому. Он знакомит с персонажами сказок, подбирает игровые задания, играет и занимается вместе с детьми. В каждой игре присутствует сказочный герой, которому по сюжету необходимо решить какую – либо проблему.
- Комбинированные занятия из большого количества игр с небольшим набором игровых заданий (Целесообразно проводить, когда дети давно играют и хорошо знают все игровые упражнения).
- Занятия – досуги(особенно в старшем дошкольном возрасте, включала, как итоговое на закрепление пройденного материала).
- Прекрасно получаются интегрированная деятельность (познавательное развитие, развитие речи и изобразительная деятельность, экологическое образование и конструирование).
Блок совместной деятельности
Такая форма предполагает: игры на закрепление и знакомство с новым материалом, индивидуальная работа и предварительная работа. В совместной деятельности, взрослый это партнер по игре, в процессе которой идет живая беседа, создается атмосфера творчества, самостоятельности и определенной свободы.
- Включение в сюжетно-ролевую игру, драматизацию.
- Игры-соревнования.
- Конкурсы смекалистых.
- Игровые турниры.
- Игры в уголке занимательной математики.
Блок самостоятельной деятельности
Этот вид деятельности чрезвычайно важен для развития ребенка. В самостоятельных играх ребенок закрепляет самостоятельно полученные знания, навыки, тренирует умения, совершенствует мелкую моторику, развивает интеллект, а самое важное появляется неограниченная возможность придумывать и творить.
- Использование развивающих игр в уголках разной тематики.
- Использование игрового материала как строительно-конструктивного.
Работа с родителями
Успех в работе по развитию детей может быть достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребенок получает в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи.
- Тематические родительские собрания.
- Наглядная информация в родительском уголке.
- Занятия-практикумы по развивающей игре.
- Совместные и открытые занятия.
- Консультации.
- Организация домашней игротеки.
Проводила родительское собрание, где познакомила родителей с некоторыми играми, заинтересовала их значимостью развивающих игр. Родители приобрели игры в домашнюю игротеку. Проводились для родителей практические занятия, знакомила с новыми играми. Провожу в конце года итоговые занятия по математическому развитию, на которых родители видят результаты работы. Для родителей составлена «Памятка» по использованию игровых технологий.
Повышение педагогической компетенции
- Семинары-практикумы по внедрению развивающих игр.
- Деловые игры, тематические дискуссии.
- Тематические педсоветы.
- Самообразование.
- Проведение открытых занятий и выступлений
- Самоанализ проф. деятельности
Творчество педагога
- Накопление и обобщение педагогического опыта.
- Освоение и внедрение инновационных технологий.
- Расширение возможностей игры за счет вариативных инструкций и нетрадиционного использования игрового материала.
- Функционирование уголков математического творчества.
- Разработка развивающих образовательных ситуаций по сказкам с использованием логико-математических игр.
Логико-математические игры
Для реализации поставленных задач, в работе с детьми использую следующие виды развивающих игр, направленных на познавательное развитие ребенка. (Разновидности: настольно-печатные игры, игры на объёмное моделирование, игры на плоскостное моделирование, игры из серии «Форма и цвет», игры на составление целого из частей.) С целью стимулирования интеллектуального развития детей оборудован математический уголок развивающих и занимательных игр.
Результат освоения игр:
- Развитие у ребенка интереса к познанию («Хочу все знать!»)
- Развитие умения думать, осваивать сущность допущенной им ошибки, прогнозировать дальнейший ход игры («Хочу играть в новую игру!», «Хочу играть по - другому!», «Давайте еще поиграем!», «Жалко, что так мало…»)
- Ребенок становится более настойчивым, сосредоточенным в деятельности, способным к проявлению инициативы.
И сегодня мне хотелось бы подробнее остановиться на некоторых развивающих играх.
Палочки Кюизенера
Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему пособию[1].
Это счетные палочки, которые еще называют:
- «числа в цвете»,
- цветными палочками, цветными числами,
- цветными линеечками.
Рекомендации к использованию:
- Порядковый и количественный счет.
- Освоение отношений по длине, высоте.
- Составление ковриков. составление узоров.
- Состав чисел из единиц и двух меньших чисел.
- Использование палочек при освоении детьми деления целого на части (дробных чисел)
- Моделирование предметов.
Логические блоки Дьенеша
Золтан Пал Дьенеш (1916—2014) — венгерский математик, психолог и педагог, профессор Шербрукского университета. Автор игрового подхода к развитию детей, идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр, песен и танцев[2].
Игровой материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:
- Формой - круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;
- Цветом - красные, желтые, синие;
- Размером - большие и маленькие;
- Толщиной - толстые и тонкие.
Задачи:
- Развивать логическое мышление.
- Формировать представление о математических понятиях – алгоритм, (последовательность действий)
- кодирование, (сохранение информации с помощью специальных символов)
- декодирование информации, (расшифровка символов и знаков)
- кодирование со знаком отрицания (использования частицы «не».
- Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, по двум, трем), объяснять сходство и различие объектов, обосновывать свои рассуждения.
- Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
- Развивать пространственные представления.
- Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.
- Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
- Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
- Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию.
- Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.
Методика раннего развития семьи Никитиных.
В своих развивающих играх создатели «волшебных» кубиков объединили принцип «от простого к сложному» с принципом «самостоятельно и по способностям»[3].
Сложи узор
Набор из 16 кубиков, 6 граней каждого кубика окрашены по - разному. Это дает возможность создавать одно, двух, трех, четырехцветные узоры в больших количествах[4].
Сначала ребенок рассматривает, какого цвета грани у кубиков, называет их. Пробует сложить свои первые узоры – дорожки одного цвета, потом из двух чередующихся цветов, затем усложняйте задачу - приступайте к составлению узоров, которые вы можете сделать по готовому образцу, либо придумать самим. Зарисовывайте придуманные ребенком узоры. Существует такое пособие как альбом к кубикам Никитина. Состоит он из картинок, на которые по готовому образцу малыш накладывает кубик
Уникуб
Головоломка из 27 кубиков, которые окрашены в красный, желтый, синий цвета. Все кубики высыпаются на стол, из них нужно собрать одноцветный кубик или кубик по образцу[5]. Задания в уникубе очень сложные, их не рекомендуется давать ежедневно. Игра развивает внимание, усидчивость, мышление, подготавливает к усвоению геометрии, тригонометрии, дает представление о трехмерном изображении.
Кубики Никитина для всех
27 кубиков соединены в 7 разных элементов. Каждая деталь – фигура сложной формы, сложена из 3, 4 кубиков. Каждая фигура окрашена в свой цвет и обладает неограниченными возможностями разных сочетаний[6]. Играя, ребенок решает сразу две задачи: выбирает из 7 фигур те, которые понадобятся для модели, и придает им положение, которое они занимают в модели.
Геоконт
На доске закреплены 33 пластмассовых гвоздика. Они образуют лучи, расходящиеся из центрального чёрного гвоздика. Верхний белый луч, попав в центр, разделяется по оптическому закону на семь разноцветных лучей, соответствующих цветам радуги: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый[7].
На них Паук Юк плетёт свои разноцветные «паутинки». «Паутинки» – это три резиночки: синяя незамкнутая, зелёная большая замкнутая и маленькая красная замкнутая (дополнительно можно приобрести комплект резинок всех цветов радуги). С их помощью ребёнок знакомится с различными геометрическими поняти