+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahvospitatelya.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Математические игры в дошкольном образовании

Автор: Каменская Юлия Владимировна

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое, в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский

Игра для ребенка является важным инструментом для понимания самого себя, с самого рождения дети познают мир с помощью не сложных игр, а постепенно взрослея, развивают логическое мышление при помощи более сложных заданий.

Неоценимый вклад в развитие малышей вносят взрослые: родители, воспитатели и окружающие ребенка люди. Для них важно понимать, какие возможности открываются для ребенка в познавательных играх.

Направления игровой деятельности делятся на:

Образовательный блок (НОД)

  • Интегрированная деятельность
  • Комбинированные занятия
  • На сюжетной основе: занятия-сказки.
  • Фронтальные, групповые, индивидуальные.

Организовать и проводить обучающие занятия можно следующим образом:

  • Занятия – сказки. На первом этапе особая роль в организации игровой и познавательной деятельности отводится взрослому. Он знакомит с персонажами сказок, подбирает игровые задания, играет и занимается вместе с детьми. В каждой игре присутствует сказочный герой, которому по сюжету необходимо решить какую – либо проблему.
  • Комбинированные занятия из большого количества игр с небольшим набором игровых заданий (Целесообразно проводить, когда дети давно играют и хорошо знают все игровые упражнения).
  • Занятия – досуги(особенно в старшем дошкольном возрасте, включала, как итоговое на закрепление пройденного материала).
  • Прекрасно получаются интегрированная деятельность (познавательное развитие, развитие речи и изобразительная деятельность, экологическое образование и конструирование).

Блок совместной деятельности

Такая форма предполагает: игры на закрепление и знакомство с новым материалом, индивидуальная работа и предварительная работа. В совместной деятельности, взрослый это партнер по игре, в процессе которой идет живая беседа, создается атмосфера творчества, самостоятельности и определенной свободы.

  • Включение в сюжетно-ролевую игру, драматизацию.
  • Игры-соревнования.
  • Конкурсы смекалистых.
  • Игровые турниры.
  • Игры в уголке занимательной математики.

Блок самостоятельной деятельности

Этот вид деятельности чрезвычайно важен для развития ребенка. В самостоятельных играх ребенок закрепляет самостоятельно полученные знания, навыки, тренирует умения, совершенствует мелкую моторику, развивает интеллект, а самое важное появляется неограниченная возможность придумывать и творить.

  • Использование развивающих игр в уголках разной тематики.
  • Использование игрового материала как строительно-конструктивного.

Работа с родителями

Успех в работе по развитию детей может быть достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребенок получает в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи.

  • Тематические родительские собрания.
  • Наглядная информация в родительском уголке.
  • Занятия-практикумы по развивающей игре.
  • Совместные и открытые занятия.
  • Консультации.
  • Организация домашней игротеки.

Проводила родительское собрание, где познакомила родителей с некоторыми играми, заинтересовала их значимостью развивающих игр. Родители приобрели игры в домашнюю игротеку. Проводились для родителей практические занятия, знакомила с новыми играми. Провожу в конце года итоговые занятия по математическому развитию, на которых родители видят результаты работы. Для родителей составлена «Памятка» по использованию игровых технологий.

Повышение педагогической компетенции

  • Семинары-практикумы по внедрению развивающих игр.
  • Деловые игры, тематические дискуссии.
  • Тематические педсоветы.
  • Самообразование.
  • Проведение открытых занятий и выступлений
  • Самоанализ проф. деятельности

Творчество педагога

  • Накопление и обобщение педагогического опыта.
  • Освоение и внедрение инновационных технологий.
  • Расширение возможностей игры за счет вариативных инструкций и нетрадиционного использования игрового материала.
  • Функционирование уголков математического творчества.
  • Разработка развивающих образовательных ситуаций по сказкам с использованием логико-математических игр.

 Логико-математические игры

Для реализации поставленных задач, в работе с детьми использую следующие виды развивающих игр, направленных на познавательное развитие ребенка. (Разновидности: настольно-печатные игры, игры на объёмное моделирование, игры на плоскостное моделирование, игры из серии «Форма и цвет», игры на составление целого из частей.) С целью стимулирования интеллектуального развития детей оборудован математический уголок развивающих и занимательных игр.

Результат освоения игр:

  • Развитие у ребенка интереса к познанию («Хочу все знать!»)
  • Развитие умения думать, осваивать сущность допущенной им ошибки, прогнозировать дальнейший ход игры («Хочу играть в новую игру!», «Хочу играть по - другому!», «Давайте еще поиграем!», «Жалко, что так мало…»)
  • Ребенок становится более настойчивым, сосредоточенным в    деятельности, способным к проявлению инициативы.

И сегодня мне хотелось бы подробнее остановиться на некоторых развивающих играх.

Палочки Кюизенера

Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему пособию[1].

Это счетные палочки, которые еще называют:

  • «числа в цвете»,
  • цветными палочками, цветными числами,
  • цветными линеечками.

Рекомендации к использованию:

  • Порядковый и количественный счет.
  • Освоение отношений по длине, высоте.
  • Составление ковриков. составление узоров.
  • Состав чисел из единиц и двух меньших чисел.
  • Использование палочек при освоении детьми деления целого на части (дробных чисел)
  • Моделирование предметов.

Логические блоки Дьенеша

Золтан Пал Дьенеш (1916—2014) — венгерский математик, психолог и педагог, профессор Шербрукского университета. Автор игрового подхода к развитию детей, идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр, песен и танцев[2].

Игровой материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:

  • Формой - круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;
  • Цветом - красные, желтые, синие;
  • Размером - большие и маленькие;
  • Толщиной - толстые и тонкие.

Задачи:

  • Развивать логическое мышление.
  • Формировать представление о математических понятиях – алгоритм, (последовательность действий)
  • кодирование, (сохранение информации с помощью специальных символов)
  • декодирование информации, (расшифровка символов и знаков)
  • кодирование со знаком отрицания (использования частицы «не».
  • Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, по двум, трем), объяснять сходство и различие объектов, обосновывать свои рассуждения.
  • Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
  • Развивать пространственные представления.
  • Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.
  • Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
  • Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
  • Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию.
  • Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.

 Методика раннего развития семьи Никитиных.

В своих развивающих играх создатели «волшебных» кубиков объединили принцип «от простого к сложному» с принципом «самостоятельно и по способностям»[3].

Сложи узор

Набор из 16 кубиков, 6 граней каждого кубика окрашены по - разному. Это дает возможность создавать одно, двух, трех, четырехцветные узоры в больших количествах[4].

  Сначала ребенок рассматривает, какого цвета грани у кубиков, называет их. Пробует сложить свои первые узоры – дорожки одного цвета, потом из двух чередующихся цветов, затем усложняйте задачу - приступайте к составлению узоров, которые вы можете сделать по готовому образцу, либо придумать самим. Зарисовывайте придуманные ребенком узоры. Существует такое пособие как альбом к кубикам Никитина. Состоит он из картинок, на которые по готовому образцу малыш накладывает кубик

  Уникуб

Головоломка из 27 кубиков, которые окрашены в красный, желтый, синий   цвета. Все кубики высыпаются на стол, из них нужно собрать одноцветный кубик или кубик по образцу[5]. Задания в уникубе очень сложные, их не рекомендуется давать ежедневно.  Игра развивает внимание, усидчивость, мышление, подготавливает к усвоению геометрии, тригонометрии, дает представление о трехмерном изображении.

 Кубики Никитина для всех

27 кубиков соединены в 7 разных элементов. Каждая деталь – фигура сложной формы, сложена из 3, 4 кубиков. Каждая фигура окрашена в свой цвет и обладает неограниченными возможностями разных сочетаний[6]. Играя, ребенок решает сразу две задачи: выбирает из 7 фигур те, которые понадобятся для модели, и придает им положение, которое они занимают в модели.

 Геоконт

На доске закреплены 33 пластмассовых гвоздика. Они образуют лучи, расходящиеся из центрального чёрного гвоздика. Верхний белый луч, попав в центр, разделяется по оптическому закону на семь разноцветных лучей, соответствующих цветам радуги: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый[7].

На них Паук Юк плетёт свои разноцветные «паутинки». «Паутинки» – это три резиночки: синяя незамкнутая, зелёная большая замкнутая и маленькая красная замкнутая (дополнительно можно приобрести комплект резинок всех цветов радуги). С их помощью ребёнок знакомится с различными геометрическими поняти