Творческий отчет "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
Автор: Бугибаева Лаура Исаевна
Творческий отчет по теме «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В. А. Сухомлинский
Введение:
Дошкольное детство – очень важный период в жизни ребенка. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. В этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.
Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики формируются в контексте общего развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную и социальную сферу. Сегодня, в век информации и электроники, люди и в частности дети, стали физически гораздо менее активны. У технического процесса есть оборотная сторона – ухудшение физического развития человека и как следствие ухудшение развития моторики рук у современных детей. Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении.
Исследованиями многих ученых (В. М. Бехтерева, Л. С. Выготского, А. Р. Лурии, М. М. Кольцовой) доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук способствует становлению детской речи. Работая в группе с детьми , я пришла к выводу, что большое внимание нужно уделять развитию мелкой моторики рук. Мои наблюдения позволили сделать мне следующий вывод: ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление, поэтому я взяла тему самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».
Актуальность
Актуальность данной темы заключается в том, что важную роль в успешности речевого, интеллектуального и психофизического развития ребенка играет мелкая моторика – движения пальцев и кисти рук, способность выполнять ими мелкие и точные движения. Развитие мелкой моторики является важнейшим условием психического и физического развития ребенка. Важно также, что мелкая моторика рук взаимодействует с такими познавательными процессами, как мышление, внимание, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школе. В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Я считаю, что проблема развития речи в наше время является актуальной.
Целью работы стало: развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.
Улучшить координацию и точность движений рук, мелкую моторику пальцев и кистей рук; общую двигательную активность.
Создать условия для накопления ребёнком практического двигательного опыта, развития навыка ручной умелости.
Способствовать развитию творческих способностей
Развивать память, мыслительную деятельность, связную речь, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие.
Формы работы с детьми:
-Совместная деятельность воспитателя с детьми;
-индивидуальная работа с детьми;
-свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Методы и приемы работы:
Массаж, самомассаж кистей рук, физминутки,пальчиковые игры, лепка из соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы и т.д.)конструирование: из бумаги, работа с конструктором,
аппликация,рисование по трафаретам,дидактические игры,шнуровка,игры с мелкими предметами,пазлы, мозаика.
Значение развития тонкой моторики рук в дошкольном возрасте
Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, наглядно-действенного мышления и развитием речи.
Свою работу по развитию мелкой моторики я начала с детьми младшего дошкольного возраста (от 3 до 4 лет). В группу пришли дети «домашние», у них не были сформированы навыки самообслуживания. Все эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т. е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.
В начале своей работы провела диагностическое обследование состояния мелкой моторики у детей с целью – выявить уровень развития мелкой моторики рук, по методике Н. О. Озерецкого и Н. И. Гуревич.
Проведенная диагностика развития мелкой моторики показала, что почти 9% детей имеют высокий уровень,60% детей имеют низкий уровень развития мелкой моторики, а 35% - средний.
Для успешного решения поставленных задач подобрала и изучила методическую литературу по этой теме: И. А. Ермакова "Развиваем мелкую моторику у малышей"; А. Е. Белая «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики»; Большакова С. Е. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения», О. А. Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования» и другие.Изучила и использовала электронные ресурсы: http://www.maam.ru , https://nsportal.ru и другие.
Для работы с детьми по данному направлению разработала перспективный план. Приложением к перспективному плану является подборка картотек по развитию мелкой моторики.
Для того чтобы работа по развитию мелкой моторики была результативной в группе была создана необходимая развивающая предметно-пространственная среда, приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики, некоторые из которых были сделаны самостоятельно а также и с помощью родителей.
Функции развивающей предметно-пространственной среды в нашей группе :
Познавательная – удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность;
Коммуникативная – стимулирует речевое развитие, позволяет ребенку познать азы общения и взаимодействия;
Оздоровительная – стимулирует двигательную активность, обогащает двигательный опыт, приобщает к культуре здоровья;
Творческая – приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию и самореализации.
Одним из методов работы являются пальчиковые игры. В комплекс "Пальчиковые игры"я включила следующие виды игровых упражнений:
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковые шаги.
При выполнении пальчиковой гимнастики меняю темп, ритм, интонацию, громкость слова. Это помогает координировать движение, развивать чувство ритма. Пальчиковая гимнастика дают пальцам полноценный отдых. Кроме того, она развивает их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять моральное напряжение.
Пальчиковые шаги направлены на развитие координации движений кистей и пальцев рук. Они интересны не только своим содержанием, но и возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые, варианты. Я использую пособие "Пальчиковые шаги" Е. И. Чернова, Е. Ю. Тимофеевой. В нём представлены варианты работы для левой и правой руки.
Развитию кисти и пальцев способствуют не только «пальчиковые игры», но и разнообразные игры и действия с предметами.
Шишки, грецкие орехи и массажные мячики я использую для катания ладошкой по столу или другой поверхности, а также между ладонями. Такое занятие - дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движения рук.
Игры с водой помогают снизить тонус и уменьшить напряжение пальцев и кистей рук, повысить их работоспособность, что создает основу для новых возможностей в формировании необходимых умений и навыков.
Хорошими помощниками для развития мелкой моторики у детей являются развивающие игрушки:
Конструкторы– развивают пространственноемышление, моторику, творческие способности;
Пазлы, разрезные картинки способствуют развитию внимания, сообразительности, логического мышления, координированной работы глаз и кистей рук;
Мозаика крупная и мелкая – способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребенка.
Игры вкладыши («Найди фигуре место», «Рыбалка» и др.) развивают мелкую моторику, координацию движений, пространственное мышление;
Игры-шнуровки являются ещё одним эффективным способом развития мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка. Такая игра подходит для детей любого возраста.
В своей работе я также использую «Бизиборд», «Геоборд» изготовленной мной – это развивающая доска служит прекрасным помощником в развитии у детей мелкой моторики пальчиков рук, активной речи, мышления, памяти; способствует воспитанию волевых и нравственных качеств: целеустремлённости, самостоятельности, в процессе работы с данным пособием у детишек улучшается настроение, снимается психоэмоциональное напряжение. Известная сегодня многим доска «бизиборд» была придумана еще в начале 20-го века итальянским педагогом и доктором Марией Монтессори. Согласно ее методике, самостоятельность малыша – ключ к его развитию. Развивающая доска помогает малышам познакомиться с внешним миром через интересующие его предметы, помимо прочего развивая мелкую моторику. Положительное влияние на мозг работ с передвижением деталей, застегиванием пуговиц и цепочек, нажиманием на клавиши неоднократно научно доказано.
Игры с прищепками. («Кто что ест?», «Чья мама? Чей малыш?» и др). Они способствуют интенсивному развитию движений пальцев рук и сообразительности.
Игры с бумагой, чтобы пальцы малыша стали гибкими, умелыми, послушными и сильными, предлагаем игры с бумагой. Благодаря этим играм, развивается устойчивость внимания, умение подражать.
Игры со счётными палочками. Дети выполняют из них различные фигурки. Эти упражнения использую на занятиях по математике, конструированию, а также в свободное время.
Игры с крупой: «Рисуем фасолью» по трафаретам, «Бусы из макарон», «Я - художник». (Рисуем пальчиком по крупе, “Золушка” (сортирование крупы).
Ещё один из способов развития мелкой моторики, - это застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, молний. Этот способ влияет на тренировку пальцев, совершенствует ловкость рук.
Игры на развитие тактильного восприятия:
Узнавание ребенком предметов на ощупь дает возможность правильно держать кисть, у ребенка активируются познавательные процессы, расширяется его активный словарь.
Применяю в своей работе игры на развитие тактильного восприятия: «Ощупай и расскажи», «Горячая – холодная»,
«Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек». В игре ребенок развивает зрительные внимание и память и свою способность узнавать предметы на ощупь.
Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование)
В своей работе я использую:Обрывную аппликацию. В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.
Аппликация из крупы. Такой способ имеет множество преимуществ. Одним из них является то, что такие картины могут делать даже самые маленькие, потому как рисунки создаются без применения ножниц. А в процессе пересыпания крупы хорошо развивается мелкая моторика.
Рисование карандашами. Именно карандаши, а не краски или фломастеры, «заставляют» мышцы рук напрягаться, прикладывать усилия для того чтобы оставить на бумаге след – ребенок учиться регулировать силу нажима, для того, чтобы провести линию, той или иной толщины.
Помимо всего прочего, не стоит забывать про раскраски, которые так же благотворно влияют на развитие мелкой моторики рук. А также пальчиковое рисование – отличный способ развивать движение пальцев и координацию рук.
Популярен у детей пальчиковый театр. Здесь требуются умелые руки и желание произносить монологи, даже самостоятельно создавать сценарии. Пальчиковый театр – это прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и речи, способствует развитию мелкой моторики, т. к. в ходе игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. С помощью этого вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Для решения поставленной цели не достаточно усилий только одного образовательного учреждения. Эффективность и результативность будет проявляться лишь в том случае, если детский сад и семья будут сообща идти к намеченной цели. Поэтому я наладила прочный контакт с родителями воспитанников.В начале года провела с родителями родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста», ознакомила с содержанием и необходимостью развития мелкой моторики детей. Для родителей в раздевалке оформлен уголок, где имеется необходимая информация по развитию мелкой моторики и консультации «Игры на развитие мелкой моторики рук с предметами домашнего обихода», «Пальчиками играем – стихи повторяем» и другие. Рекомендую родителям давать детям больше самостоятельности при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость. Родители моей группы – активные помощники в организации образовательного процесса. Оказывают посильную помощь в изготовлении и приобретении атрибутов для игр.
Развитие мелкой моторики позволяет детям :
• Научиться понимать многие явления окружающего мира,
• Лучше адаптироваться в практической жизни,
• Стать самостоятельным и уверенным в себе.
Систематическая работа в данном направлении позволила достичь следующих положительных результатов: дети стали более внимательны, усидчивы, больше общаются с воспитателем и сверстниками, пополнился словарный запас слов, кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.Это можно видеть на диаграмме В-30%,С-41%,Н-29%.