Создание условий для свободной игровой деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО
Автор: Решетникова Светлана Сергеевна
Организация свободной игровой деятельности по принципам Йохана Хейзинга о свободной игре.
В самых разных системах обучения, игре всегда отводилось и отводится особое место. И объясняется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Игра для него не просто интересное времяпрепровождение, а способ моделирования взрослого мира, его взаимоотношений, приобретение опыта общения и новых знаний.
С введением 1 сентября 2013г. нового Закона «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155, введенного в действие с 1 января 2014 г. определены новые цели образования, предусматривающих достижение не только предметных, но и личностных результатов, ценность игры ещё больше возрастает.
Игра является сквозным механизмом развития ребёнка (пункт 2.7. ФГОС ДО, посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно - эстетическое развитие»; «Физическое развитие».
Игра является основным видом деятельности детей, а так же формой организации детской деятельности. Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется задачами и целями Программы, это отражено в Стандарте дошкольного образования.
В пункте 2.7. ФГОС ДО определены особенности развития игровой деятельности ребенка :
- в младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами…;
- в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками… общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого…;
- для детей дошкольного возраста (3 года -8 лет) - игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками).
Игра – одна из ведущих видов деятельности ребенка в дошкольном детстве. Как правильно встроить ее в образовательный процесс с учетом требований ФГОС ДО и найти ей подобающие место? Какие следует для нее создать условия? Как определить хорошо или плохо играют дети?
В последние годы появляется все больше работ, в которых подчеркивается принципиальная разница между игрой как педагогической формой и игрой как свободной самостоятельной деятельностью ребенка. Но это различие все еще недостаточно осознается педагогами. Опросы показывают,что почти половина педагогов -«дошкольников» не понимают разницы между игрой как специфически детской деятельностью и игрой как образовательной формой. А из тех, кто согласен, что это совершенно разные ипостаси игры, достаточно тех,кто убежден,что ведущая роль в развитии ребенка принадлежит именно игре как образовательной форме. А это означает, что игра будет использоваться ими исключительно как средство обучения и воспитания: организованная игра в таких условиях становится преобладающим видом деятельности, а время на подлинно ведущую деятельность - самодеятельную игру- сокращается вплоть до полного исчезновения. Устраивая с ними те или иные игры, они могут не отметить, что дети самостоятельно не играют, потому что у них для этого нет ни времени, ни условий, а если вдруг подобная игра и возникнет стихийно, то она тут же в самых благих целях «обогащается» воспитателем какой-нибудь «полезной дидактической задачей» и тем самым уничтожается на корню. Наступает парадоксальная ситуация депривации (угнетения)игры на фоне ее тотальной эксплуатации.
Игры бывают разные: многие имеют обучающий либо тренинговый характер. Инициатива в таких играх принадлежит взрослому, даже в том случае, когда ребенок начинает играть в нее сам. Потому что изначально цели, способы и средства реализации данной игры принадлежат взрослому, а для ребенка такая игра выступает ситуацией обучения, которое, согласно общеизвестному положению Л. В. Выготского, ведет за собой развитие. Не обеспечивает, а именно создает возможность развития, является его потенциальным стартом. Актуальным же стартом процессов развития- его движущей силой- выступала и выступает только самостоятельная деятельность субъекта. Поэтому только в самодеятельной - идущей от инициативы самого ребенка- игре у него формируются необходимые для перехода на следующий этап возрастные новообразования и ряд соответствующих возрасту целевых ориентиров, прописанных в стандарте. Именно поэтому самодеятельная детская игра и выступает ведущей деятельностью дошкольника, ведёт за собой его развитие.
Без умения самостоятельно строить и изменять в соответствии с теми или иными условиями эту воображаемую ситуацию у ребенка не сформируется в полной мере внутренний план деятельности. Данную ситуацию как нельзя лучше характеризует меткое замечание Т. С. Новиковой: «Часто мы путаем воображаемую ситуацию, которая должна разворачиваться в игре самим ребенком, и сценарий, уже придуманный кем то и только воплощаемый ребенком в собственной деятельности».
Проблемы игры поднимаются в первом же положении стандарта («Общие положения», где говорится о том, что реализация программы должна происходить «…в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка»[п. 1.2].
Для педагога это означает, что в первую очередь игра должна выступать преимущественной формой при реализации образовательной работы во всех пяти образовательных областях. Конечно для педагогов это не новизна: самые разнообразные дидактические игры всегда сопровождали образовательный процесс ДОО и именно эти игры лучше всего и наиболее успешно применяют практически все воспитатели в зависимости от конкретных образовательных задач, которые встают перед ними. Практически любой педагог виртуозно проведет занятие с использование разнообразных познавательных, подвижных, речевых, музыкальных игр, игр- драматизаций, а так же будет использовать в работе различные игровые приемы, игровые формы подачи материала.
Не редко педагоги пытаются включить те или иные необходимые знания, умения в содержании сюжетно-ролевых игр. Однако на протяжении всей истории дошкольной педагогики говорится, что этого делать не нужно: «Нельзя преувеличивать педагогическое значение игры, превращать её в универсальный метод, считать что все задачи могут быть осуществлены через игру: «Дети прошедшие школу игрового обучения, оказываются неприспособленные к обучению, которое основано на произвольности внимания, памяти, на способности к преднамеренным действиям
«Для реализации образовательной программы, построенной на игре, дети должны уметь играть. Для того чтобы выполнить свою ведущую роль и действительно стать средством развития ценных личностных качеств, сама игра должна иметь определенный уровень развития соответствующий возрасту».
ФГОС это учитывает потому что он в обязательном порядке требует от педагога обеспечение условий «…для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфики дошкольного возраста (п. 3.2.5, что подразумевает помимо прочего, «поддержку спонтанной игры детей, её обогащение, обеспечение игрового времени и пространства (п. 3.2.5)»»
С обеспечением игрового пространства ситуация более или менее ясна- игровая предметно-пространственная среда в том или ином виде представлена в любой группе. С обеспечением игрового времени сложнее- одна из основных жалоб воспитателей: с детьми некогда играть! А что касается поддержки спонтанной игры и особенно её обогащения, у многих воспитателей возникают серьезные проблемы, и наиболее часто реализуемая стратегия в этом отношении- просто невмешательство.
Исследования показывают, что только у 5% дошкольников имеется высокий уровень развития игровой деятельности.
Причины по которым недостаточна развивается игровая деятельность :
• Недостаточная социальная компетентность, не умение налаживать отношения со сверстниками, невозможность самоорганизации детей, в зависимости от взрослого, от среды: дети теряют способность и желание чем то занять себя;
• Трудности коммуникации: без содержательное общение, детям не интересно общаться друг с другом;
• Снижение энергичности детей, их желание активно действовать. При этом возрос эмоциональный дискомфорт, аффективная напряженность;
• Несформированность воображения и внутреннего плана деятельности, выраженная ориентация на наглядность воспринимаемой информации, детям трудно воспринимать информацию на слух, отмечается снижение любознательности;
• Недоразвитие воли и произвольности, ситуативность поведения, недоразвитие мотивационно- потребностной деятельности.
Отдавая должное место самодеятельным играм, мы не должны забывать, что они не возникают сами собой, но «обучение» игре носит крайне специфический характер, в корне отличный от обучения например, продуктивным видам деятельности. Очень точно это выразила Ф. И. Фрадкина, подчеркнув, что «игре надо учить, особенно в раннем детстве, об этом надо заявлять достаточно смело. Но учить можно по-разному. Нельзя построить образец, который должен получиться в процессе развития, и навязать его ребенку. Прежде всего, это не получится, а если и получится, то не будет игрой. Игра превратится в занятие.
В первую очередь нужно правильно определить место игры как образовательной формы и игры как ведущей деятельности в режиме дня и структуре образовательной программы.
Во-вторых, следует понимать специфические задачи развития игровой деятельности на каждом возрастном этапе развития детей. То есть воспитателю важно не только знать, как с помощью игры можно решить те или иные образовательные задачи, но и четко понимать какие условия в каждой возрастной группе, чтобы и сама игра также развивалась как деятельность.
В-третьих, следует использовать методику педагогической поддержки игровой деятельности.
Тот факт, что разные виды игр должны быть представлены в рамках образовательного процесса, обычно не вызывает возражений, но часто сопровождается сетованиями педагогов: когда же нам все успеть? На самом деле успеть не так сложно, когда для каждого типа игр в режиме дня выделено свое время.
Образовательная деятельность в рамках занятий в обязательном порядке включает организацию разнообразных дидактических игр в соответствии с содержанием работы по образовательным областям. Как правило это самый простой пункт, педагоги всегда это делали и делают: подвижные, музыкальные, математические, разнообразные обыгрывания предлагаемого материала.
Согласно ФГОС ДО, образовательная деятельность может продолжаться в течении всего времени пребывания ребенка в ДОО (п. 2.5.).На прогулках, либо во вторую половину дня с отдельными детьми или небольшими подгруппами педагог может организовывать досуговые, подвижные, театрализованные игры, игры с правилами. Кроме того, выступая носителем игрового опыта, воспитатель передает его детям в ходе совместных сюжетных игр, которые лучше также организовывать не «фронтально» со всей группой, а с теми детьми, которые сами выражают желание поиграть. Воспитатель в такой игре выступает как равноправный, но более опытный игровой партнер. Подобная деятельность представляет собой организацию разнообразных культурных практик, о которых говорится в стандарте. В процессе таких игр дети обогащают и расширяют палитру своего игрового опыта, узнают новые игры, получают возможность выбора наиболее предпочтительных для них.
В режиме дня выделяется специальное время для свободной самостоятельной деятельности детей (утром до занятий, и во вторую половину дня).Именно в это время они имеют возможность развернуть ту самую свободную самодеятельную («спонтанную»)игру, о необходимости которой говорится в стандарте. Однако это время не остается «свободным» для воспитателя, который наблюдает за играми детей,чтобы оценить уровень их развития, продумать, какие моменты следует включить впоследствии в совместно разыгрываемые сюжеты, чтобы обогатить игровой опыт детей, помочь в развитии сюжетных линий. Ориентиром для оценки служит успешность решения тех образовательных задач, которые связаны с формированием игровой деятельности.
Таким образом свободная игровая деятельность детей сопровождается организацией педагогической поддержки самодеятельных детских игр (сюжетно-ролевых, режиссерских, игр-экспериментирований, а также организуемых по инициативе самих детей игр с правилами, подвижных, досуговых, народных. Воспитатель поощряет проявления разнообразной игровой активности, инициативности, самостоятельности: предоставляет возможность свободного выбора тематики, партнеров, способов и средств реализации собственной деятельности. Так создаются условия для становления и развития возрастных новообразований и целевых ориентиров, ожидаемых у воспитанников к концу дошкольного возраста.
Как уже было сказано, педагог в каждой возрастной группе обращает особое внимание на то, чтобы решались задачи не только полноценного образования детей по всем пяти образовательным областям, но и задачи,связанные с поступательным развитием и усложнением самой игровой деятельности воспитанников.
В ряде образовательных программ такие задачи прописаны на каждый возраст достаточно подробно. Если выделить самые основные первоочередные задачи на каждую возрастную группу, то их можно сформулировать следующим образом.
• Группа раннего возраста - приобщение детей к разным играм : предметным (в том числе с составными и динамическими игрушками, простейшим сюжетным, подвижным; перевод предметных действий в действия смысловые в контексте игровой ситуации.
• 2-я младшая группа - обогащение игрового опыта детей через совместные со взрослым игры (индивидуальные и малыми подгруппами, формирование и развитие игровых действий, простейшего игрового взаимодействия, понимания условности игровой ситуации.